Как «шьют» наши досье
С регистрацией прав на недвижимость так или иначе сталкивались почти все. Но, как правило, на уровне «пользователя» – получил нужную бумажку, и все. И не совсем понятно обычному москвичу, почему эту самую бумажку нужно ждать месяц и для чего этими регистрационными действиями занимается огромное управление. О не самой заметной, но очень важной части работы Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве корреспонденту «КР» рассказал начальник отдела ведения Единого государственного реестра прав (ЕГРП) Владимир Тимошенков.
Бурная жизнь недвижимости
– Давайте, Владимир Васильевич, расскажем читателям, чем занимается возглавляемый вами отдел и по каким поводам приходится к вам обращаться.
– Отдел располагается на пяти территориях столицы, а основное подразделение, можно сказать, штаб, находится на Гаражной улице, дом 6, недалеко от станции метро «Шоссе Энтузиастов». В отделе работают больше ста человек, не считая полутора десятков обслуживающего персонала. На Гаражной размещены основные подразделения, например, так называемая группа писем, которая занимается выдачей информации и предоставлением сведений из ЕГРП по запросам правоохранительных и государственных органов, организаций, физических и юридических лиц.
Хочу подчеркнуть: мы не занимаемся собственно регистрацией, для этого существуют подразделения, расположенные в округах. К нам же поступают дела, регистрационные действия по которым уже завершены. Наша задача – организовать их прием и разместить на хранение.
– То есть у вас хранится архив, досье, в каком-то смысле летопись всего происходящего с недвижимостью Москвы?
– Можно и так сказать. Каждое изменение, сделка – отдельное дело. Таких дел через нас проходит и оседает на хранение миллионы.
– Но жизнь не стоит на месте, и объекты недвижимости – квартиры, офисы и т. д. – продолжают жить своей бурной жизнью: продаваться, покупаться, переходить по наследству…
– А потому окружным отделам, которые регистрируют (и тем самым узаконивают эти действия) необходима предыстория – копии документов, которые находятся у нас на хранении. Так что прием и обработка заявок о предоставлении электронных образов документов для этих целей составляет немалую часть нашей работы.
Очевидное-невероятное
– Сейчас нередко можно услышать истории о том, что человеку, который спокойно живет в своей квартире, вдруг начинают названивать с требованием выехать: мол, квартира уже давно не его. Неужели такое на самом деле происходит?
– К сожалению, да. Человек 40 лет живет в квартире, а на 41-м году она приглянулась мошенникам. Они с кем-то там спелись (с риелторами, стражами порядка, сотрудниками ДЕЗ) и, не предавая дело огласке, переписали это жилье на другого. С подобным вопросом приходят и ко мне на прием.
Вот недавняя история. Жила-была семья: папа, мама и сын. Родители, уже почтенного возраста люди, решили не писать завещание, а оформить сыну дарственную на квартиру. Но сын познакомился с приезжей девушкой, попал под влияние ее родственников и переоформил квартиру на маму этой самой девушки… Его родители ничего не знали. А потом им звонок: квартира уже не ваша, освободите помещение! Отец обратился к нам.
– И что – все было законным образом зарегистрировано?
– Сделка зарегистрирована, да. Бывает, что ее аннулируют, но это возможно только в судебном порядке. В прокуратуре отцу порекомендовали для обращения в суд получить копию правоустанавливающего документа. Предоставлением подлинников таких документов по уголовным делам, связанным с незаконным отчуждением собственности, в нашем отделе занимается группа выемки.
Чаще всего дело касается квартирного мошенничества. Приходит постановление о производстве выемки, и мы готовим подлинники документов – поднимаем дела из наших архивов. Слово «выемка» часто ассоциируется с обыском. Но у нас, как госструктуры, это просто часть работы. Мы представляем подлинники дела, их изымают. Составляется протокол, расписываются понятые, наш работник… Копия протокола выемки и постановление остаются у нас.
– Подлинники регистрационных дел вам потом возвращают?
– Да, после окончания процесса, если документы больше не требуются. Но перед тем, как их выдать на выемку, мы обязательно полностью копируем дело, ведь всякое может случиться. А так в архиве всегда остается копия.
Любопытных берут на карандаш
– К вам на прием зачем чаще всего приходят?
– Чтобы получить копии договоров и иных документов, выражающих содержание односторонних сделок, которые совершены в простой письменной форме. Вот вы говорите: «Хозяин – я». А где об этом сказано? Чем подтверждено?
– Пропал документ, и человек автоматически становится «без определенного места жительства»? Так что подлинники просто на вес золота?
– Утрата подлинникв – большая беда. Там все подшито – начиная с первого заявления и заканчивая квитанцией об оплате. Я уже не говорю о самом договоре.
– Получается, что периодически надо бегать к вам – проверять, живешь ли ты еще в своей квартире?
– Бегать необязательно, но поинтересоваться можно. Давайте в этой связи уточним, кто может получить информацию о сведениях, содержащихся в ЕГРП.
Так вот, согласно Федеральному закону № 122-ФЗ от 21.07.1997 «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», любое лицо, предъявившее удостоверение личности и заявление в письменной форме, вправе получить сведения, содержащиеся в госреестре в любом территориальном отделе управления. То есть узнать, кто является правообладателем, может каждый. А вот сведения о содержании правоустанавливающего документа, о переходе прав на объект недвижимости выдаются только самому правообладателю.
Нужно понимать, что в регистрационном деле главное – договор сторон (скажем, вы продаете, я покупаю). Дальше идет кадастровый паспорт всей квартиры (так называемые экспликации). Потом – заявление сторон, паспортные данные, квитанция… Если я попрошу сведения о вашей квартире, мне только скажут, что по адресу такому-то собственником являетесь вы. И все.
– То есть приходит любой желающий и говорит: «Любопытно знать, чья это там шестикомнатная квартира на Остоженке?» Никого не интересует, зачем?
– Это открытая информация. Но обращение будет зафиксировано. Вы же паспорт покажете, и его данные запишут.
– А для чего вообще людям сведения о чужой недвижимости?
– Например, для покупки. Риелторы часто обращаются. Арендаторы – по нежилому фонду. Но собственник потом может попросить информацию о том, кто интересовался его площадью, и ему сообщат.
Кстати, и из правоохранительных органов приходят подобные запросы. Иногда по одному уголовному делу, по одному постановлению приходится готовить на выдачу несколько десятков регистрационных дел. Бывает, что прокуратуре и подразделениям МВД документы нужны не в рамках уголовного дела, а для проверки, ознакомления. Тут уже речь идет не о подлинниках, а о копиях. Но и копии мы, по закону о регистрации, не имеем права давать на руки – только выписки.
Всем, понятно, бумаги нужны немедленно, но за неделю у нас идет тысячный оборот дел. Поэтому чтобы облегчить ситуацию, вводим новшество – электронный архив. Сделали электронную копию дела – занесли ее в этот архив.
– Получается, что подлинники могут «отдыхать»?
– Не совсем так. Если заявитель обратился за копией документа, мы обязательно затребуем подлинник из нашего хранилища, чтобы сравнить содержание документа: мало ли какие ошибки могут закрасться? И только после этого делаем копию, которую регистратор заверяет своей печатью и подписью.
– Об ошибках я как раз и хотела спросить. Ведь нередко положенный месяц выдачи копии растягивается на все полгода, потому что где-то, на каком-то этапе закралась ошибка. И документы идут по новому кругу.
– Техническая ошибка? Это случается не у нас, а при регистрации. И сейчас, к слову, срок регистрационных действий на жилые помещения уже не месяц, а 12 дней. То есть в любом случае должно получаться быстрее.
А регистратор за свои ошибки несет самую серьезную ответственность, вплоть до уголовной (если заподозрят умысел). Потому и штамп личный ставится, и подпись личная.
В приемную через Интернет
– Криминальную часть мы с вами уже обсудили, поговорим о мирной составляющей. Основная задача отдела – организация и хранение фонда Единого государственного реестра прав…
– Этот фонд, в свою очередь, состоит из трех основных частей. Первая – книги учета документов, вторая – собственно реестр: записи конкретных объектов, существующих и прекращенных прав на эти объекты, правообладателей, существующих и прекращенных ограничениях этих прав… Ну и третья – сами дела, документы, находящиеся в хранилище, которое располагается на пяти территориях. Копии правоустанавливающих документов, содержащихся в этих делах, время от времени требуются людям – для совершения сделок, разрешения семейных конфликтов, дарения, завещания…
– Куда им обращаться?
– Для удобства выдаем все на одной территории – на Гаражной, 6. Там есть приемная отдела, где можно получить заверенную копию из «квартирного дела». Напомню еще раз: подобные документы выдают только самим правообладателям или их представителям по нотариально оформленной доверенности.
– Наверное, большие очереди?
– Очередей не допускаем. Прием идет в течение всей недели, за исключением среды. В первой половине дня – прием заявлений, во второй – выдача документов. На следующий день – наоборот. Получать приходят к назначенному часу. Расписание вывешено (и на сайте тоже). Так что очередей почти нет. Кстати, в Интернете можно наблюдать, что в данный момент происходит в приемной.
– Это можно вам как начальнику?
– Нет, любому человеку. Заходите на сайт, в специальный раздел и смотрите. У нас там и пошлину можно сразу заплатить – банкомат тут же стоит, не надо по всяким банкам бегать. Заплатили 200 рублей за копию – и готово.
– А сроки?
– Сроки согласно Федеральному закону № 59-ФЗ от 2.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» установлены – в течение месяца. Но если какая-то критическая ситуация, то обращаются к руководителю, к его заму. У них есть полномочия ускорить процесс.
– Спасибо, Владимир Васильевич! Теперь понятно, где хранятся наши жилищные досье и куда идти, если раздастся подозрительный звоночек.
– Обращайтесь!