«Народный гараж»: цена вопроса
Разговоры о нем велись давно, но лишь с недавних пор дело перешло в практическую плоскость – «народный гараж» наконец-то появился в продаже. Товар доселе невиданный, и вопросов по нему много. На некоторые из них нам ответил Павел Бида, начальник территориального управления Западного административного округа «Дирекции строительства и эксплуатации объектов гаражного назначения».
Унифицированный продукт
– Павел Александрович, что конкретно предлагается гражданам под брендом «народный гараж»?
– Основное условие, которое поставило правительство города перед проектировщиками, состоит в том, чтобы стоимость машино-места не превышала 350 тыс. рублей. Исходя из этого специалисты подбирают проектное решение, максимально близкое к оговоренной сумме. Это многоэтажный гараж открытого типа, где машины хранятся манежным способом.
– Если я правильно понимаю, то это нарисованная на бетонном полу площадка?
– Не совсем так. Это на 40 процентов закрытое строение. Дождя или снега там не будет. Ну, а ветерок может гулять. В гараже предусматриваются мойка, место для хранения сезонной резины, шлагбаум и охрана на въезде. При повышенной этажности он оборудуется пассажирским лифтом.
Вместе с тем вы правильно поняли: индивидуальных стен и ворот не предусмотрено. Но мы ничего ни от кого не скрываем. Покупатели, обращаясь к нам, получают абсолютно полную и достоверную информацию о приобретаемом объекте. Можно ознакомиться с проектом, поэтажным планом, на которых отражены предлагаемые машино-места, расположение заездов. Всегда рады показать буклеты, где наглядно представлены фасады.
– Это типовой проект?
– Как показала практика, ни одного типового проекта как такового в Москве нет. Все проекты разрабатываются индивидуально: для своей местности, своих условий, своей геологии, в соответствии с теми или иными требованиями архитекторов по внешнему виду и размерам. Другое дело – чисто потребительские свойства гаражей: они практически не отличаются. Техническое задание на разработку проектной документации единообразно, незначительно меняются лишь некоторые характеристики.
– Позволяет ли проектная прочность (или несущая способность) этих гаражей разделить машино-места глухими перегородками с индивидуальными воротами?
– Технически такая возможность имеется. Все будет зависеть от владельцев гаражей, от образованного ими ГСК и управляющей компании. Граждане обладают машино-местами на праве собственности. И дальше управляют гаражом примерно так же, как и жильем. Они могут создать кооператив. Или объединиться в товарищество. Мы работаем над тем, чтобы подготовить организационные предпосылки для такого объединения. Собственники могут передать свой гараж под присмотр управляющей компании. В какую бы форму они не объединились, собственники вправе вносить улучшения в свою собственность, в том числе поделить ее на боксы.
О деньгах и шаговой доступности
– В сравнении с коммерческими гаражами предложенная цена за место вполне лояльная. И все же, в моем представлении, 350 тысяч рублей для «народного» гаража – многовато. Особенно учитывая скромные характеристики.
– Простите, а чем вы руководствуетесь, когда говорите «многовато»?
– Я ориентируюсь на две вещи. Во-первых, эта цена в абсолютных цифрах высока для широких масс населения. Известно, что сейчас в правительстве обсуждается вопрос о выкупе старых автомобилей у граждан с целью стимулировать приобретение новых (по аналогии с тем, как это делается в Германии). Предполагаемая сумма выкупа – 50 тысяч рублей. Состоится ли акция или нет, неизвестно. Но здесь важно общее признание: сумма в 50 тысяч способна повлиять на принятие решения гражданами о покупке. А тут в семь раз больше! И второе. Примерно три года назад в Строгине свободно можно было купить машино-место в аналогичном гараже за 7,5 тысячи $. Почти вдвое дешевле.
– Во-первых, это было три года назад. Не забывайте об инфляции. Во-вторых, о сравнении с рынком. Гаражи такого же типа, но несколько худшего качества, в Дубках, то есть за административными границами города, где цены ниже, сегодня стоят 14 тысяч $.
Теперь вообще о подходе к проблеме. Вы отталкиваетесь от покупательной способности населения. Я же, когда говорю, что это нормальная цена, базируюсь на том минимуме, за который можно предоставить приличное место в нормальном гараже. Это та низшая цена, за которую можно возвести строение, соответствующее всем предусмотренным ГОСТами и СНиПами требованиям. Поймите, одна «геология» для того, чтобы начать проектирование, обходится по меньшей мере в 50 тыс. рублей.
– Не менее важная характеристика гаража – его местоположение. Что с этим?
– Уже имеется утвержденный руководством города адресный перечень. С ним можно ознакомиться на нашем сайте mskgarage.ru в разделе «адреса объектов». Там представлена административная карта города; кликнув на интересующий муниципальный район, вы получите табличку с адресами гаражей.
– О программе «Народный гараж» говорят уже несколько лет, но она упиралась в дефицит земли. И вдруг такая перемена – сразу десятки участков не просто подобраны, а уже пущены в работу. Почему такой резкий разворот? Может быть, участки выделяются бросовые, неудобные?
– Участки нормальные, требование шаговой доступности к жилым домам выполняется неукоснительно. Иначе кому такие гаражи будут нужны?
Дело в другом. Мне довелось в нескольких районах присутствовать на публичных слушаниях, на встречах глав окружных администраций с жителями, и везде люди жалуются на одни и те же проблемы. С детьми негде погулять. Во дворе не то чтобы машину некуда пристроить, людям подчас пройти сложно. Не говорю уже о пожарных машинах и прочих средствах специальной техники. Вопрос – когда будут гаражи – звучит сейчас, пожалуй, чаще, чем о жилье. Полагаю, именно поэтому исполнительная власть нам активно помогает. Как говорится, наболело.
– Адреса есть, а сроки окончания строительства?
– Включенные в текущий адресный перечень объекты были подобраны так, чтобы сдать их до 15 декабря этого года. В действительности по тем или иным причинам (в первую очередь техническим, связанным с тяжестью грунтов, с емкими работами нулевого цикла) сроки немного сдвигаются. Но, поверьте мне, ненамного, в пределах месяца.
Кстати, планируем сейчас на всех строящихся объектах разместить видеокамеры, чтобы жители в режиме on-line могли на компьютере увидеть, что происходит на стройплощадке.
Срок ожидания – полгода
– Цена 350 тысяч рублей – это аксиома? Могут ли гаражи стоить дороже в силу объективных причин, например, из-за необходимости перенести подземные коммуникации?
– Пока они дороже стоить не могут. Если в силу каких-то особенностей участка строительство на нем получается дороже указанной суммы, значит, этот адрес не подходит для нашей программы. Пока 350 тысяч рублей – это аксиома.
– Пока… В процессе строительства, после подписания договора цена может быть изменена?
– Нет, не может.
– По опыту знаю, что цена места в многоэтажном гараже зависит от этажа. Чем выше расположено место, тем цена ниже. Оно и понятно – приходится больше крутиться по внутреннему серпантину. В вашем случае как решается этот вопрос?
– У нас цена всех мест одинакова. Точно так же один паркинг по местоположению отличается от другого, и поэтому потребительский интерес к ним тоже может быть разным. В этом смысле в дальнейшем, когда на машино-места будут оформлены права собственности, эти места попадут в свободный торговый оборот, и на них сформируется какая-то рыночная цена. В каждом случае она будет своей. Но мы пока все продаем по одной и той же цене. Очередному покупателю показываем поэтажные планы и сообщаем, что еще не занято. Чем раньше человек обращается к нам, тем шире у него выбор. Опоздавший проигрывает.
– В начале беседы вы сказали, что двух одинаковых проектов не бывает. В каждом случае есть свои особенности. Значит, затраты тоже несколько отличаются, есть объекты подешевле. А цена реализации одна и та же. Как же так?
– Вопрос поставлен неправильно. Проекты действительно разные, а задача одна – чтобы цена не превышала 350 тысяч рублей. Проектировщики выжимают из проекта все возможное, чтобы он был максимально комфортным в пределах указанной стоимости. Лишних денег здесь нет. Мы идем от обратного. Условно говоря, делаем гараж максимально дорогим в заданных рамках.
– Каков срок между заключением договора на покупку и получением гаража?
– Все зависит от того, в какой момент вы заключаете договор. Регламентированный срок строительства 185 дней. То есть максимальный срок ожидания составляет полгода.
– Предусмотрена ли ответственность, в том числе материальная, за несоблюдение обязательств строителями, в частности за несоблюдение сроков?
– Да, такая ответственность предусмотрена в соответствии с действующим законодательством. Мы – государственное предприятие, и заключаем с гражданами договоры долевого строительства. Федеральный закон об участии граждан в долевом строительстве предусматривает весьма жесткую ответственность застройщика перед покупателем. Кстати, по этой причине частные застройщики при строительстве жилья избегают этой формы договора.
– Предъявляются ли какие-то особые требования к участникам программы?
– Нет, участвовать в ней может любой желающий.
– Куда обращаться гражданам, у которых программа вызвала практический интерес?
– В каждом округе столицы есть территориальные управления Дирекции. Они осуществляют контроль за строительством гаражей и непосредственно работают с гражданами, заключают договоры на приобретение машино-мест. Здесь можно получить полную текущую информацию о ходе строительства, о сроках сдачи объектов, при желании можно выехать на место и увидеть реальную картину собственными глазами.
Также можно обратиться в гаражную комиссию управы района. С учетом того, что не по всем адресам строительство открывается одновременно, в управе можно ознакомиться с перспективами строительства, при желании оставить заявление на участие в программе и встать в формируемую управой очередь. Списки желающих попадают к нам. По мере включения объектов в работу мы обзваниваем граждан и предлагаем заключить предварительный договор.