Поучительные истории о «ляпах» арендаторов
Аренда недвижимости нелегкое дело. О чем надо помнить, снимая квартиру или загородный дом, и как выходить из конфликтных ситуаций?
Уплачено, а въехать нельзя
Для риэлторов Иван был хорошим клиентом. Работал только с одной компанией, выдвигал реальные требования. Агенты предлагали ему разные варианты коттеджей, расположенных по Дмитровскому направлению. Предлагали проехаться посмотреть и выбрать. Но Иван выбрал один дом: хочу смотреть только этот вариант.
Место, в котором был расположен дом, действительно оказалось шикарным. Новый коттеджный поселок, утопающий в зелени леса, на берегу водохранилища. Особенно обрадовал Ивана яхт-клуб с собственным причалом, расположенный на территории поселка. Еще не видя дома, Иван сказал риэлторам: возьму в любом случае!
Он снял коттедж моментально, несмотря на то, что риэлтор предлагала все-таки посмотреть запасные варианты. Кроме того, представляющая интересы Ивана агент обратила его внимание на то, что ей не нравится в этом доме. Вроде и коттеджный поселок новый, и «большая вода» совсем рядом, но весь дом какой-то недоделанный. Например, радиаторы висят криво, лестница на второй этаж скрипит, что с водой – непонятно. На момент просмотра из кранов шла только оранжевая жидкость. Но Ивана это не остановило. Он решил снять дом на полгода. А для того, чтобы владельцы коттеджа чуть снизили цену, предложил им полугодовую предоплату. Договор был подписан. Ключи получены. Заселиться молодой человек должен был через три дня. За это время владельцы дома должны были привести его в порядок, решить вопросы с водой и отоплением.
Но оказалось, что не все вопросы решаемы. Дело в том, что собственник коттеджа проживал в городе Сочи, а сюда приехал только для сдачи в аренду дома. В московской квартире собственника жила его двадцатилетняя дочь-студентка. Получив на руки солидную сумму, мужчина уехал заниматься своими текущими делами, фактически свалив на двадцатилетнюю девочку обязательства перед клиентами по ремонту отопления и водопровода. Усилия по устранению неполадок дочка владельца коттеджа предприняла. Она пригласила рабочих, обслуживающих коттеджный поселок. Но к моменту заселения Ивана нормально протопить дом не удалось, а из кранов текла все та же непонятная жидкость.
Прошло две недели. Иван так и не заселился в холодный, непригодный для жизни дом. Хозяйская дочка честно пыталась найти людей, которые могли бы исправить неполадки. Но в доме все рушилось одно за другим. Например, только закончили заниматься водопроводом, как рухнули перила лестницы… Прошел месяц с начала аренды. Неполадок в доме обнаруживалось все больше и больше. Так как они не были устранены, Иван попросил риэлторов его перезаселить, а собственника недвижимости вернуть деньги хотя бы за непрожитые месяцы. Агентство недвижимости подобрало варианты, но владелец коттеджа категорически отказался возвращать деньги, мотивируя это тем, что Иван должен был видеть, какой дом он арендует. По мнению хозяина, неполадки в загородных домах были, есть и будут. Их же устраняют…
В итоге арендатор оказался в ситуации, когда деньги заплачены, но в доме жить невозможно. Устранить все недоделки не получилось. Денег на аренду другого дома нет…
Будучи оптимистом по жизни, Иван решил, что больше никогда не будет арендовать недвижимость. Как только накопит необходимую для первоначального взноса сумму, возьмет ипотечный кредит. Будет рассчитываться с банком, живя уже в собственном доме.
Комментарий специалиста
Руководитель отдела аренды агентства недвижимости «Аstons» Юлия Владимирцева:
– Как ни странно, но ситуация, в которой оказался Иван, довольно распространена на рынке загородной аренды. К сожалению, совет Ивану можно дать один: решать вопрос в судебном порядке. Да, действительно, собственник сдал фактически непригодный для проживания дом и не устранил неполадки. Но и сам Иван легкомысленно отнесся к подбору варианта. Кроме того, он сделал большую ошибку, заплатив владельцу коттеджа сразу за полгода. Возможно, что по суду Иван вернет свои деньги, но, в любом случае, намается.
Изменились обстоятельства
Марина вышла замуж за немца, работавшего в нашей столице. Молодые люди решили арендовать уютную квартиру в центре. Такой вариант был найден. Единственное, что не устраивало молодую пару – это цена. Они сами предложили собственнику предоплату за год взамен на то, что квартира будет стоить чуть дешевле. Причем, риэлтор предупреждала, что лучше придерживаться общепринятой, помесячной, схемы платежей. Но молодожены настояли на оформлении предоплаты. Договор был заключен, деньги переданы.
А через месяц Марина звонила риэлтору и рыдала в трубку: «Муж попал в аварию. Он в очень тяжелом состоянии. Мне одной эта квартира не нужна. Помогите вернуть деньги. Я возвращаюсь к родителям. Нам нужны деньги на операцию и дальнейшее лечение».
Но собственник категорически отказался возвращать деньги, мотивируя это тем, что он, конечно, сочувствует марининому супругу, но у него свои жизненные проблемы. Если бы квартира сдавалась помесячно, то риэлторы просто бы пересдали ее. Но найти клиентов на квартиру с годовой предоплатой – практически нереально.
«Верните хоть вы деньги», – просила Марина риэлторов. Но ей было отказано. Ведь агентство недвижимости свою работу выполнило.
Год еще не прошел. Марина живет у родителей. Квартира пустует…
Комментарий специалиста
Председатель комитета по защите прав потебителей риэлторских услуг Вероника Панкова:
– Надо обязательно читать, что написано в договоре. Обычно в договоре коммерческого найма прописано, в каких случаях стороны имеют право на расторжение. Как правило, при досрочном расторжении по инициативе арендатора с него удерживается некая сумма в качестве компенсации за причиненные неудобства собственнику. Если это не прописано, то подобное поведение хозяина оправдано. Что касается риэлторского агентства, то и оно право. Работа проведена. Люди заселились и прожили в квартире какое-то время. Агенты должны зарабатывать деньги и кормить свои семьи. Они же выполнили свою работу. Единственный совет арендаторам – не давать больших предоплат, даже если очень хочется сэкономить.
Сами себя обманули
Эта ситуация типична. Решившие арендовать дом клиенты сказали агенту, что показанный вариант не понравился, а сами вернулись и договорились с владельцами. Собственники дома сообщили риэлторам, что передумали сдавать и не нуждаются в их услугах. Приехав проверить, что творится на даче через месяц, владельцы застали такую картину, что вместо милой супружеской пары с ребенком, вповалку спали работяги из ближнего зарубежья. К тому же, все они оказались без регистрации. В ужасе собственники дома начали звонить в агентство, каяться в грехах и советоваться, что же им делать, как поступить. Совет, как выселить нежелаемых арендаторов, им, конечно, дали. С помощью милиции дом был освобожден от нежелаемых арендаторов. История закончилась благополучно. Практически сразу же после того, как дом был приведен в порядок, агентство недвижимости помогло сдать его порядочной семье.
Комментарий специалиста
Председатель комитета по защите прав потебителей риэлторских услуг Вероника Панкова:
– Я за то, чтобы создать черный список клиентов. Собственники должны помнить, что люди, которые «кидают» агентство, могут «кинуть» и владельцев недвижимости. Мы никогда не начнем жить в цивилизованном обществе, если будем друг друга обманывать. А вообще, как только какая-то из сторон предлагает отказаться от услуг риэлтора, другой стороне стоит насторожиться. В данной ситуации, наверняка, отказ от услуг риэлтора произошел не только из-за желания сэкономить. Арендаторы четко знали, для каких целей снимают коттедж. И они фактически сделали незащищенным владельца загородного дома. Ведь наличие грамотного договора избавляет от многих проблем в дальнейшем. Например, в конкретной ситуации в договоре было бы прописано, кто и на каких условиях имеет право пользования домом.