05:22:25
22 ноября 2024 г.

Все ладно в Датском королевстве

В Дании самые высокие налоги в мире и одна из самых сильных экономик в Европе. На референдуме о введении евро датчане проголосовали «против». Сегодня один евро равен приблизительно 7,5 датской кроны. В 2002 году датчане заплатили органам фиска сумму, равную половине ВВП. Это дает жителям страны право пользоваться чрезвычайно широкой системой социальной помощи. В Дании бесплатное образование, медицина, обязательная пенсия, которая выплачивается каждому человеку старше 65 лет и дает возможность вполне сносного существования, и масса других социальных льгот.Тем не менее, пришедшее к власти в ноябре 2001 года новое правительство (сформировано из представителей Либеральной партии и Народной консервативной партии) объявило о замораживании налогов. Теперь, чтобы найти средства для субсидирования одних социальных программ, оно вынуждено их забирать у других проектов.
Дания – конституционная монархия. Она до сих пор живет по Конституции 1848 года (в нее внесены многочисленные поправки). Король в сегодняшней Дании – связующее звено между сменяющими друг друга правительствами, посредник между законодательной и исполнительной властью. Ныне любимой народом действующей королеве Маргрет II 63 года. Но она больше увлекается театральным искусством, чем политикой.

Любители объединений
По состоянию на начало 2003 года в Дании насчитывалось почти 5,4 миллиона жителей (это 2,5 миллиона семей). Семья – основная «жилищная единица» в стране. Датчане любят объединяться в различные ассоциации. Так, в сфере социального жилья действуют 700 жилищных некоммерческих ассоциаций, разных по величине и охвату территории. Они управляют более 500 тысячами социальных домовладений. Существуют три вида ассоциаций: кооперативы, автономные объединения, некоммерческие общества с ограниченной ответственностью.
С 1970 года каждая ассоциация имеет правление, представляющее большинство жильцов. Кстати, подобное образование уже не существует в Великобритании и Нидерландах и никогда не существовало во Франции. Каждое домовладение ассоциации рассматривается как отдельная финансовая единица и имеет свой собственный жилищный комитет. Чтобы принять какие-либо серьезные решения, необходимо набрать большинство голосов жильцов при голосовании.
Местные власти обеспечивают жилищные ассоциации начальным капиталом, субсидиями и гарантиями, они утверждают схемы найма и аренды, и вообще – играют ключевую роль в регулировании деятельности ассоциаций. В функции местных властей входит также и контроль за состоянием жилищ.

Три кита социальной помощи
Основные направления, по которым сейчас развивается система социальной жилищной помощи это – «инвестиции в камень»; помощь населению; налоговые льготы.
«Инвестиции в камень», – это вложение денег в строительство социального наемного жилья некоммерческими жилищными организациями. С 1998 года «раскладка» этого финансового потока выглядит следующим образом: 91% – частные инвестиции, 7% – помощь муниципалитетов, 2% – взносы самих жильцов или нанимателей.
Местные власти могут финансировать малоимущих: 80% субсидий предоставляется центральным правительством и 20% – самими муниципалитетами.
Индивидуальная или жилищная субсидия доступна арендаторам и нанимателям, независимо от того, кто они и какое жилье снимают. Для граждан Дании нет ограничений по получаемым доходам, чтобы претендовать на социальное жилье. Впрочем, и по возрасту тоже: в так называемом «листе ожидания» могут зарегистрироваться даже молодые люди от 15 лет. Социальная жилищная система, таким образом, является чрезвычайно открытой.

Молодежь, старики, инвалиды
Политическая стабильность – характерная особенность датской жилищной политики последние двадцать лет. Ежегодно датский парламент Folketing принимает около 200 новых законов. 14 округов и 271 коммуна, которые не имеют права принимать законы, тем не менее, могут повышать налоги и обладают значительной автономией: в регионах проводятся выборы в местные органы власти, действуют местные администрации.
В 2001 году, в связи с приходом к власти нового правительства, изменились приоритеты в жилищной политике. Все большее внимание уделяется увеличению возможностей для участия частного капитала в этой области, проводится реформа финансирования государственного сектора и особенно кооперативов, часть жилищного фонда продается для того, чтобы полученные средства направить на инвестирование новых жилищных проектов.
Сейчас жилищная политика сфокусирована на двух основных направлениях: строительстве и усовершенствовании жилья для молодежи и пенсионеров и обновлении жилищного фонда.
В 2000 году 11% пенсионеров (старше 75 лет) жили в специально построенных для них домах. В настоящее время все больше пожилых датчан получает бесплатную помощь на дому, так как сейчас государство старается, наоборот, предоставить возможность старикам жить как можно дольше в родных квартирах и домах. А жилища пенсионеров – оборудовать в соответствии с их запросами.
Сегодня большинство датских пенсионеров живет преимущественно в домах с муниципальным обеспечением различными вспомогательными службами и системами сигнализации. Однако в Дании есть и большое количество домов, плохо приспособленных к нуждам пожилых людей. Так что датское государство еще с девяностых годов стремится переселить народ из аварийных или просто старых домов в приюты или субсидируемые дома престарелых.
Подобная политика ведется и в отношении инвалидов. Им создаются удобства в их собственных домах. За это, как и за переобучение и занятость инвалидов, ответственны муниципалитеты. Инвалидам, неспособным обходиться собственными силами, предлагают переселиться в небольшие коммуны или индивидуальные дома со всеми удобствами и предоставить им всевозможные услуги.
Интересно проследить, как варьировалась государственная жилищная политика с начала девяностых годов. Сперва был принят «жилищный план», основной целью которого было облегчение доступа к жилью людей, которые не могли найти себе жилье на рынке. В конце девяностых, в очередном плане, власти решили усовершенствовать механизмы финансирования жилья, его строительства и эксплуатации, причем особый акцент был сделан на обновление. План на 2002–2005 годы примущественно ориентирован на социальное обеспечение.

Назад, на природу
До 1970 года население страны сосредотачивалось в больших городах. В семидесятые годы тенденция изменилась – произошел отток населения в маленькие городки. В частности, увеличилось население Ютландии, в то время как численность жителей столицы Копенгагена уменьшилась. В настоящее время эта тенденция сохраняется, правда количество сельских жителей увеличивается уже медленнее.
Происходит это потому, что в семидесятые годы, вследствие коммунальной реформы, в новых больших коммунах (на сегодня их насчитывается более 270) увеличилась доля социального жилья. В маленьких городах стала развиваться промышленность, начали строиться индивидуальные дома.
В течение восьмидесятых-девяностых годов значительно увеличилось население больших коммун провинциальных городов. Людей удалось привлечь строительством нового жилья в центральных городских районах. Строительство развивалось, в свою очередь, благодаря смягчению налогового бремени.
Таким образом, Дания демонстрирует, как разумно выстроенная жилищная политика, вплотную увязанная со всей экономической и социальной жизнью государства, оказывает на нее влияние. Благотворное.

Наталья Самарина

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация