Татьяна Портнова: «С новыми обязанностями справляются»
В прошлом году органы местного самоуправления получили дополнительные государственные полномочия. Как они ими пользуются? Как движется работа? С этими вопросами «КР» обратился к депутату МГД, председателю комиссии по государственному строительству и местному самоуправлению Татьяне Портновой.
Нужны новые нормативы
– Муниципалитеты получили государственные полномочия по организации досуговой, физкультурной и спортивно-массовой работы с населением по месту жительства. Теперь в их обязанности входит создание клубов по интересам, всевозможных кружков, работа с общественными организациями по месту жительства, проведение спортивных соревнований, олимпиад, праздников. Ранее было передано еще одно государственное полномочие – комиссии по делам несовершеннолетних. На заседаниях комиссии Московской городской Думы по государственному строительству и местному самоуправлению мы постоянно обсуждаем проблемы, связанные с осуществлением новых полномочий. В принципе, можно сказать, что муниципалитеты с этими обязанностями справились.
– Существуют ли нормативы, определяющие, каким муниципалитетам и сколько требуется средств?
– В Москве 125 муниципальных образований. Вместе с полномочиями, естественно, были переданы и финансы, и помещения, где проводится работа. В ведение муниципалитетов перешло 183 тыс. кв. метров нежилых помещений, а также плоскостные дворовые площадки общей площадью более полутора миллионов кв. метров. Это цифры по городу. Финансирование муниципалитетов определялось числом спортивных помещений, которые уже есть в районе. Возможно, это был правильный подход, но следует учитывать, что в городе есть развивающиеся районы, где идет активное строительство, растет население и спортивных сооружений не хватает.
Городские власти учли наши предложения. В 2008 году во многих районах будут построены и переданы муниципалитетам новые спортплощадки. Но вот какая незадача: там, где площадок много, деньги получают и на содержание самих спортплощадок, и на зарплату тренерам. А там, где площадок мало, а людей в районе много, – и спортплощадок не хватает, и тренеров нет. Денег-то не выделили…
Мы считаем, что необходимы новые нормативы. На наш взгляд, нужно планировать финансирование, учитывая не площадь помещений, а то, сколько требуется денег на работу с каждым жителем района. Такие нормативы сейчас разрабатывает Департамент экономической политики. Дело это достаточно сложное, ведь надо учитывать особенности каждого района. Правильнее будет финансировать физкультурно-оздоровительную и спортивную, а также социально-воспитательную работу, исходя из расчета затрат на одного жителя.
Чтобы не колесить по городу
– Муниципалитеты испытывают финансовые трудности?
– Появилась хорошая тенденция – увеличилось число самодостаточных муниципальных образований. Так, в бюджет органов местного самоуправления поступают отчисления от подоходного налога граждан. Ставка отчислений дифференцирована по группам. Учитывая предложения депутатов, мы увеличили количество групп с 16 до 25. Это позволило более точно определять прогноз поступления доходов.
Значительно сократилось количество дотационных муниципальных образований. Если раньше было всего лишь семь самодостаточных муниципалитетов, которые не нуждались в финансовой помощи, потом – 14, затем – 25, то сейчас – практически половина муниципалитетов стали самодостаточными. Объем финансовой помощи из бюджета Москвы сократился, но в то же время увеличилась сумма, которая остается в распоряжении муниципальных образований.
Что касается финансирования переданных муниципалитетам государственных функций (комиссий по делам несовершеннолетних, досуговой работе в районе и спортивной по месту жительства), их деятельность полностью покрывается из бюджета Москвы.
В 2008 году из городского бюджета местному самоуправлению будет предоставлено субвенцией 1 млрд. 978 млн. 232 тыс. рублей. Сюда входят эксплуатационные расходы на содержание помещений и спортивных площадок, оплату труда тренеров, работников досуговых учреждений, приобретение материалов, оборудования, спортивного инвентаря и организацию соревнований, конкурсов, фестивалей, праздников.
– В 2006 году Мосгордума внесла изменения в закон «Об организации местного самоуправления в городе Москве». Если раньше органы местного самоуправления принимали решения по 23 вопросам, то сейчас их более 40. Какие проблемы местного значения они решают сегодня? Участвуют ли в обсуждении городских целевых программ?
– Органы местного самоуправления могут вносить свои предложения в органы исполнительной власти города Москвы. Вопросы, которые они ставят, считаются вопросами местного значения. Более того, участие в разработке целевых программ – не только право местных органов, но и их обязанность.
Важная проблема – схема размещения торговых точек в районе: магазинов, ларьков, палаток, ярмарок. Муниципалитеты обязаны согласовывать предложения по схеме размещения нестационарных объектов мелкорозничной сети, которые управы районов вносят в префектуру административного округа. Они участвуют в решении вопросов обеспеченности москвичей товарами и услугами потребительского назначения. Рассмотрение жалоб, урегулирование конфликтов, контроль предприятий, обслуживающих население и находящихся в «шаговой доступности», – это дело муниципалитетов.
Приведу пример. Ко мне обратились жители района Сокольники. На улице Маленковской планируется строительство торгового центра с продовольственным магазином, предприятиями службы быта и общественного питания. Одна группа жителей поддерживает стройку, другая – категорически возражает. Решение проблемы возможно только с участием депутатов муниципального собрания.
Программа правительства Москвы по «шаговой доступности» предприятий потребительского рынка выполнена уже практически на 94–95 процентов. Сегодня в городе вполне достаточно продовольственных магазинов. Об этом свидетельствуют и обращения граждан в Московскую городскую Думу. Люди просят закрыть палатки, пишут, что продовольственных магазинов хватает, а галантерейных, хозяйственных и книжных хотелось бы иметь больше.
У нас практически нет детских кафе, где могли бы провести свободное время родители с детьми. Нет ресторанчиков именно для семейного отдыха, в дефиците Интернет-кафе, которые могли бы стать своеобразными культурно-интеллектуальными центрами. И это снижает уровень комфортности проживания в городе. А во всем мире такие формы проведения досуга весьма популярны.
Приятное исключение – семейное кафе «На Яузе» в районе Сокольники. Для детей здесь – особое меню, работает парк развлечений. Полагаю, что подобных сочетаний – кафе и культурно-досуговый центр – должно быть больше. Кроме того, в ближайшее время будут выведены из города игорные заведения, освободятся большие площади. Хорошо, если в этих помещениях появятся уютные небольшие – всего на десять столиков – семейные рестораны, молодежные кафе, молодежные культурно-досуговые клубы и т.д. При этом было бы правильно установить им льготы по арендной плате, что позволит сделать эти заведения в ценовом отношении доступными для основной массы москвичей.
Сервис в новом формате
– Будущий 2008 год объявлен в Москве Годом семьи.
– В нашем городе необходимо создать более комфортные условия для проживания семей. Мэр дал задание разработать новую программу – «шаговую доступность» набора услуг для населения. Женщина не должна искать по всему району химчистку или прачечную. Ставится вопрос о развитии мультисервиса. Создание комплексов, куда можно прийти и обувь починить, и белье постирать, и одежду в химчистку сдать. Обязательное условие – доступная цена. Чем больше будет предложений в этой сфере, тем меньше цена.
Надо подумать и о мамах, которым не с кем оставить маленьких детей. Интересен зарубежный опыт. Например, в Испании в больших торговых центрах есть своеобразные «детские сады». Таскать ребенка в магазине от прилавка к прилавку – мучить и его, и себя. Поэтому в крупных магазинах, чтобы мама могла спокойно сделать покупки, есть бесплатная услуга. Можно оставить на час малыша под присмотром воспитательницы. Причем стены этой детской стеклянные, и мама в любой момент может проверить, чем занимается ее ребенок. Подобная услуга (но уже платная) есть и в спортивных центрах. Родители приходят заниматься спортом, а дети в это время играют с воспитателем, лепят, рисуют. Думаю, подобное удобство понравилось бы москвичам.
О нашем собеседнике
Татьяна Арториджевна Портнова – историк, менеджер государственного управления, кандидат политических наук. Автор ряда книг и научных статей по местному самоуправлению. Депутат Московской городской Думы третьего и четвертого созывов. Председатель Московского Совета партии «Единая Россия» по делам семьи и женщин.