23:30:44
11 апреля 2021 г.

Риелторы намерены развивать в России систему франчайзинга

В западных странах франчайзинг получил широкое распространение. Например, в США, где эту схему впервые использовали риелторские компании, существует 34 франчайзинговые сети, что составляет более 40% рынка, в Европе — около 30%, в нашей стране — пока не боВ ближайшее время эта цифра может серьезно увеличиться: в конце прошлого месяца крупнейшая в мире риелторская компания, работающая по схеме франчайзинга, «Century 21» объявила о начале продаж своих франшиз в России.
А практически одновременно с ней компания «МИЭЛЬ-Недвижимость» сообщила о намерении реализовать 150 своих франшиз. Правда, у данной схемы существует множество противников, которые уверены, что она не имеет перспектив развития на российском рынке недвижимости — в силу закрытости и непрозрачности последнего.
Схема франчайзинга представляет собой систему договорных отношений, при которой одна фирма (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) право (франшизу) использовать ее товарный знак и технологии (ноу-хау) в пределах оговоренной территории.

Первопроходцы

В настоящее время такую схему на российском рынке недвижимости развивает западная компания «Хирш», появившаяся здесь в 2003 году. За прошедший срок структурой было реализовано около 60 франшиз, однако пока бренд не получил известности на российском рынке и обороты компании достаточно скромные.
Следующим зарубежным игроком стала «Century 21 Россия». Компания пока не начала активной деятельности. Планы, конечно, грандиозные — только в течение первого года планируется открыть 120 офисов в России, а через 6 лет довести их число до 580, включая агентства на территории Украины и Казахстана.
Нужно ясно понимать, с помощью каких инструментов будет осуществляться контроль над соответствием технологии работы задаваемым стандартам. В первую очередь, речь идет о финансовой и юридической ответственности франчайзера за действия подопечного.
Из российских риелторов первым агентством, начавшим работу с данным форматом, стала компания «МИЭЛЬ-Недвижимость». Правда, пока у нее опыт небольшой. В 1997 году было открыто первое отделение в Омске, затем появились офисы в Барнауле и Новосибирске. Впрочем, планы у компании не менее амбициозные — планируется продать 150 франшиз уже в ближайшее время. По словам председателя совета директоров компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Григория Куликова, в Москве будет открыто 100 франчайзинговых офисов, а также не менее 50 — в ближнем Подмосковье. Первый столичный офис начнет работать уже в следующем году.
О запуске соответствующей программы для регионов также объявило в начале текущего года руководство агентства «БЕСТ-Недвижимость». Однако пока никаких данных о ее развитии нет.

Цена вопроса

Стоимость франшизы на Западе составляет порядка $50 тысяч, в России на сегодня вдвое дешевле — $25-30 тысяч. Однако эти цифры могут варьироваться в зависимости от пакета услуг и узнаваемости бренда франчайзера.
Кроме того, согласно мировой практике франчайзи платит в среднем от 7 до 15% от оборота компании. Но в нашей стране данная схема не прижилась, ведь взимание платежей возможно только в тех случаях, когда предприниматели предоставляют полную финансовую отчетность.
Как разъяснил «Газете» Григорий Куликов, франчайзинговые партнеры «МИЭЛЬ-Недвижимости» будут выплачивать компании регулярные фиксированные отчисления — роялти, — величина которых будет зависеть от размера каждого конкретного офиса. Похожие схемы используют и другие франчайзеры, работающие на российском рынке.

Перспективы туманны

Горизонты развития модели франчайзинга в нашей стране пока туманны: мнения участников рынка по этому поводу разделились. Как считает Григорий Куликов, в ближайшие 3-5 лет данная схема может занять до 50% российского рынка. Другие представители «большой тройки» не разделяют этой позиции.
«Отношение к франчайзингу в отечественном риелторском бизнесе неоднозначное: в модели много спорных моментов», — делится своим мнением начальник аналитического отдела корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» Александр Матвеев. По его словам, основой минус модели заключается в разнице менталитетов людей, проживающих на бескрайних просторах нашей страны: что является нормой для столичных агентств, совсем не будет таковой для риелтора в любом другом, даже достаточно крупном городе.
«А ведь франчайзи по определению обязан строго соблюдать правила ведения бизнеса, установленные франчайзером, — напоминает он. — В то же время в пределах Москвы крупным компаниям выгоднее создавать сеть своих филиалов без продажи франшизы».
Что касается иностранных брендов, то, по мнению гендиректора «МИАН-агентство недвижимости» Нины Кузнецовой, пока российский потребитель им не доверяет.
«Их использование может быть оправдано, когда речь идет о рынке коммерческой недвижимости, где участники процесса — корпоративные клиенты», — рассуждает она. При этом, по мнению Кузнецовой, крупные агентства не нуждаются в иностранных брендах, а для небольших затраты будут слишком велики. «Кроме того, не факт, что западные технологии подойдут на российском рынке и будут адекватно восприняты его участниками», — предполагает она.
Много вопросов возникает у участников рынка и о механизмах контроля компаний-франчайзи.
«Прежде чем говорить об эффективности данной схемы в риелторском бизнесе, нужно ясно понимать, с помощью каких инструментов будет осуществляться контроль над соответствием технологии работы задаваемым стандартам», — считает исполнительный директор УК «Blackwood Фонды Недвижимости» Артем Цогоев. В первую очередь, речь идет о финансовой и юридической ответственности франчайзера за действия подопечного. «В идеале, конечно, он должен нести ответственность, однако на практике это представляется весьма сомнительным, — говорит Александр Матвеев. — Впрочем, время покажет».
Денис Тыкулов
Газета

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация