Риелторы намерены развивать в России систему франчайзинга
В западных странах франчайзинг получил широкое распространение. Например, в США, где эту схему впервые использовали риелторские компании, существует 34 франчайзинговые сети, что составляет более 40% рынка, в Европе — около 30%, в нашей стране — пока не боВ ближайшее время эта цифра может серьезно увеличиться: в конце прошлого месяца крупнейшая в мире риелторская компания, работающая по схеме франчайзинга, «Century 21» объявила о начале продаж своих франшиз в России.
А практически одновременно с ней компания «МИЭЛЬ-Недвижимость» сообщила о намерении реализовать 150 своих франшиз. Правда, у данной схемы существует множество противников, которые уверены, что она не имеет перспектив развития на российском рынке недвижимости — в силу закрытости и непрозрачности последнего.
Схема франчайзинга представляет собой систему договорных отношений, при которой одна фирма (франчайзер) предоставляет другой (франчайзи) право (франшизу) использовать ее товарный знак и технологии (ноу-хау) в пределах оговоренной территории.
Первопроходцы
В настоящее время такую схему на российском рынке недвижимости развивает западная компания «Хирш», появившаяся здесь в 2003 году. За прошедший срок структурой было реализовано около 60 франшиз, однако пока бренд не получил известности на российском рынке и обороты компании достаточно скромные.
Следующим зарубежным игроком стала «Century 21 Россия». Компания пока не начала активной деятельности. Планы, конечно, грандиозные — только в течение первого года планируется открыть 120 офисов в России, а через 6 лет довести их число до 580, включая агентства на территории Украины и Казахстана.
Нужно ясно понимать, с помощью каких инструментов будет осуществляться контроль над соответствием технологии работы задаваемым стандартам. В первую очередь, речь идет о финансовой и юридической ответственности франчайзера за действия подопечного.
Из российских риелторов первым агентством, начавшим работу с данным форматом, стала компания «МИЭЛЬ-Недвижимость». Правда, пока у нее опыт небольшой. В 1997 году было открыто первое отделение в Омске, затем появились офисы в Барнауле и Новосибирске. Впрочем, планы у компании не менее амбициозные — планируется продать 150 франшиз уже в ближайшее время. По словам председателя совета директоров компании «МИЭЛЬ-Недвижимость» Григория Куликова, в Москве будет открыто 100 франчайзинговых офисов, а также не менее 50 — в ближнем Подмосковье. Первый столичный офис начнет работать уже в следующем году.
О запуске соответствующей программы для регионов также объявило в начале текущего года руководство агентства «БЕСТ-Недвижимость». Однако пока никаких данных о ее развитии нет.
Цена вопроса
Стоимость франшизы на Западе составляет порядка $50 тысяч, в России на сегодня вдвое дешевле — $25-30 тысяч. Однако эти цифры могут варьироваться в зависимости от пакета услуг и узнаваемости бренда франчайзера.
Кроме того, согласно мировой практике франчайзи платит в среднем от 7 до 15% от оборота компании. Но в нашей стране данная схема не прижилась, ведь взимание платежей возможно только в тех случаях, когда предприниматели предоставляют полную финансовую отчетность.
Как разъяснил «Газете» Григорий Куликов, франчайзинговые партнеры «МИЭЛЬ-Недвижимости» будут выплачивать компании регулярные фиксированные отчисления — роялти, — величина которых будет зависеть от размера каждого конкретного офиса. Похожие схемы используют и другие франчайзеры, работающие на российском рынке.
Перспективы туманны
Горизонты развития модели франчайзинга в нашей стране пока туманны: мнения участников рынка по этому поводу разделились. Как считает Григорий Куликов, в ближайшие 3-5 лет данная схема может занять до 50% российского рынка. Другие представители «большой тройки» не разделяют этой позиции.
«Отношение к франчайзингу в отечественном риелторском бизнесе неоднозначное: в модели много спорных моментов», — делится своим мнением начальник аналитического отдела корпорации «ИНКОМ-Недвижимость» Александр Матвеев. По его словам, основой минус модели заключается в разнице менталитетов людей, проживающих на бескрайних просторах нашей страны: что является нормой для столичных агентств, совсем не будет таковой для риелтора в любом другом, даже достаточно крупном городе.
«А ведь франчайзи по определению обязан строго соблюдать правила ведения бизнеса, установленные франчайзером, — напоминает он. — В то же время в пределах Москвы крупным компаниям выгоднее создавать сеть своих филиалов без продажи франшизы».
Что касается иностранных брендов, то, по мнению гендиректора «МИАН-агентство недвижимости» Нины Кузнецовой, пока российский потребитель им не доверяет.
«Их использование может быть оправдано, когда речь идет о рынке коммерческой недвижимости, где участники процесса — корпоративные клиенты», — рассуждает она. При этом, по мнению Кузнецовой, крупные агентства не нуждаются в иностранных брендах, а для небольших затраты будут слишком велики. «Кроме того, не факт, что западные технологии подойдут на российском рынке и будут адекватно восприняты его участниками», — предполагает она.
Много вопросов возникает у участников рынка и о механизмах контроля компаний-франчайзи.
«Прежде чем говорить об эффективности данной схемы в риелторском бизнесе, нужно ясно понимать, с помощью каких инструментов будет осуществляться контроль над соответствием технологии работы задаваемым стандартам», — считает исполнительный директор УК «Blackwood Фонды Недвижимости» Артем Цогоев. В первую очередь, речь идет о финансовой и юридической ответственности франчайзера за действия подопечного. «В идеале, конечно, он должен нести ответственность, однако на практике это представляется весьма сомнительным, — говорит Александр Матвеев. — Впрочем, время покажет».
Денис Тыкулов
Газета