Северный административный округ
Северный административный округ занимает площадь 109,9 кв. км, его населяют около 900 тысяч человек. Территория САО простирается от Белорусского вокзала до Московской кольцевой автодороги, а также включает в себя район Молжаниново, расположенный за МКАД.Западная граница проходит по акватории Химкинского водохранилища и линии Окружной железной дороги, восточная — по линии Савеловского направления Московской железной дороги. В состав САО входят 16 районов: Аэропорт, Беговой, Бескудниковский, Войковский, Восточное Дегунино, Головинский, Дмитровский, Западное Дегунино, Коптево, Левобережный, Молжаниновский, Савеловский, Сокол, Тимирязевский, Ховрино, Хорошевский.
Округ занимает площади, которые в прошлом веке практически не попадали в городскую черту (за исключением Ямского Поля, Петровского парка и Бутырской слободы). В ту пору здесь числилось почти три десятка сел и деревень, несколько поселков.
Большое значение для развития этой местности с давних пор имела Санкт-Петербургская дорога (ныне Ленинградский проспект и Ленинградское шоссе). На протяжении столетий она играла роль главных ворот Москвы, через которые осуществлялась связь с тогдашней столицей — Санкт-Петербургом, а также с северо-западными районами России. С историей трассы связано создание в XVIII веке замечательного памятника архитектуры — Петровского путевого дворца. Одно из лучших творений зодчего М. Ф. Казакова сейчас украшает Ленинградский проспект.
Существенным фактором градообразования и развития промышленного потенциала стала прокладка в XIX — начале XX века железных дорог: Николаевской (теперь Октябрьская), Московско-Виндавской (Московско-Рижское направление) и Московской окружной железной дороги. Здесь сложились крупные станции, и поныне занимающие заметное место в грузообороте столицы.
В советское время север стал важнейшим центром развития авиационной науки и промышленности, средоточием больших предприятий и научно-исследовательских комплексов. Сочетание крупнейших автомагистралей и железных дорог, строительство канала им. Москвы с Речным портом, создание Центрального, а затем Шереметьевского аэропорта превратило этот массив в серьезный узел транспортных связей, соединяющих столицу со многими регионами России и зарубежьем.
До сих пор географическое положение Северного округа определяет его ключевую роль в жизни города, ибо через его транспортные артерии поступает в Москву 18 % всех грузов и прибывает 12 % пассажиров.
На территории САО расположены 25 вузов, в том числе учебные заведения общероссийского значения: Московский авиационный университет, Московская сельскохозяйственная академия им. К. А. Тимирязева, Московский автодорожный университет, Государственное училище циркового и эстрадного искусства, Академия МВД, Московский государственный художественно-промышленный университет им. C. Г. Строганова. Кстати, не исключено, что именно знаменитая Строгановка стала причиной особой любви к северу столицы представителей творческих профессий. Еще в 1930 х здесь был заложен «поселок художников».
В нем и сегодня живут и работают многие признанные мастера. В ряде районов (Аэропорт, Беговой, Левобережный) разместились жилищные кооперативы творческих организаций, где селятся ученые, литераторы, деятели кинематографии, театрального и циркового искусства, имена которых известны всей стране.
В округе немало культурно-просветительных учреждений: 22 дома культуры, 5 выставочных залов, 52 библиотеки, 11 музыкальных школ. С САО неразрывно связан единственный в мире профессиональный театр цыган «Ромэн».
В последние годы тут также получили прописку несколько молодых театров и студий.
Спортивные учреждения севера Москвы золотом вписаны в историю отечественного спорта. Здесь находятся прославленные стадионы «Динамо»и «Юные пионеры», знаменитый Дворец спорта «Крылья Советов», Водный стадион, комплекс ЦСКА и другие сооружения.
На территории САО немало живописных зеленых зон, ставших достопримечательностями района. Любимыми местами отдыха москвичей и гостей столицы остаются парки около Петровского дворца, Сельскохозяйственной академии им. К. А. Тимирязева (где в настоящее время идет реконструкция). Недалеко от станции метро «Речной вокзал»раскинулся Парк Дружбы, заложенный в 1957 году в честь VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов.
В ближайшее время должна начаться модернизация территории Северного речного порта, чьи основные постройки появились в 1930 х годах, одновременно с Химкинским водохранилищем и представляют собой памятники архитектуры. Проектом предусмотрено создание туристического центра с парковой зоной, гостиничным комплексом и спортивными сооружениями. В акватории бухты установят плавучие многофункциональные объекты с причалами для катеров и яхт. Предлагаемое решение открывает новые возможности для создания архитектурных ансамблей застройки набережной зоны Химкинского водохранилища.
Обновленная Ленинградка
Основная магистраль севера Москвы — Ленинградский проспект, переходящий в шоссе, — пока доставляет жителям немало проблем. Вечные пробки делают эту трассу одной из самых напряженных в городе. Однако, как пообещал мэр Юрий Лужков, через пару лет «Ленинградка перестанет быть проклятием»Ожидается, что к 2009 году дорога пройдет комплексную реконструкцию и в итоге станет современной скоростной трассой. Здесь будет организовано бессветофорное движение, для чего расширят дорожное полотно, построят несколько новых транспортных объектов, освоят подземное пространство. В частности, новые развязки появятся на пересечении Ленинградского и Волоколамского шоссе, Ленинградского и Головинского шоссе, у станции метро «Сокол»в районе улиц Фестивальной и Серегина.
В декабре 2006 года, по словам первого заместителя мэра Москвы Петра Аксенова, завершится сооружение самого широкого в столице тоннеля от Третьего транспортного кольца до станции метро «Сокол»Вкупе с развязкой на пересечении Ленинградского проспекта с улицей Серегина он обеспечит подъезд к массовой жилой застройке, ведущейся на Ходынском поле. Автодорожный тоннель мелкого заложения длиной 832 м будет иметь 11 полос: шесть в сторону области, пять — в центр.
На участке от Театральной аллеи до площади Тельмана намечено возвести два надземных и один подземный переход. В сторону области Ленинградку расширят до шести полос движения по основной проезжей части и четырех — по боковому проезду.
В сторону центра боковой проезд местами увеличат до шести полос.
Через канал им. Москвы будет перекинут второй мост, по которому пустят встречный поток машин.
Застройка округа
Больше половины территории округа включено в состав Москвы относительно недавно — в 1960 и 1984 годах. Это связано с освоением новых площадей для массового жилищного строительства.
Определенной вехой в истории города стал выросший в 1950 е годы квартал скромных жилых четырехэтажек (1 й Хорошевский проезд). Их сооружали индустриальным способом. Стены состояли из крупных панелей, навешенных на железобетонный каркас. Авторами новой для Москвы схемы были архитекторы М. Посохин, А. Мндоянц и инженер В. Лагутенко. Эти здания можно считать своего рода предвестниками панельного домостроения.
Нельзя не отметить и отражающие дух эпохи величественные дома сталинской архитектуры, расположенные вдоль Ленинградского проспекта, а также в глубине районов Сокол и Аэропорт. Заселявшая их элита советского общества обеспечила северу столицы престижность и востребованность на долгие годы. Жители сталинских домов очень гордятся своими квартирами, которые находятся сегодня в сегменте бизнес-класса и все так же высоки в цене.
В 1970–1980-х завершилось формирование современного облика района. В эти десятилетия на месте ветхих сооружений поднялись высокие жилые здания.
Сегодня в традиционно популярном Северном административном округе строительство идет как на свободных площадках, так и на месте снесенного ветхого и пятиэтажного фонда. Самым масштабным проектом последних лет стало освоение Ходынского поля. Здесь на территории бывшего Центрального аэродрома им. Фрунзе завершается возведение комплекса «Гранд-парк»Наряду с жильем в него войдут социальные объекты общегородского значения. Квартиры занимают около 40 % площади, а на остальных 60 % появятся историко-ландшафтный парк, музей авиации, ледовый дворец, торгово-выставочный комплекс, бизнес-центр, гостиницы, детсады и школа. Весь ансамбль имеет в плане округлую форму, повторяя контуры летного поля. Жилые дома образуют две линии. Первая, состоящая из пяти корпусов, протянулась дугой по внешней стороне полукружья. Шесть групп домов второй линии расположены радиально по внутренней стороне дуги и ступенями спускаются к центру массива, придавая ему вид гигантского амфитеатра. Дугу продолжают 33 этажные круглые башни.
Рядом с «Гранд-парком»строят еще один жилой комплекс бизнес-класса, задуманный как своего рода пригород грандиозного микрорайона. Этот тихий, немного «провинциальный»по сравнению со своим соседом объект не зря получил название «Приват-сквер»Он находится в живописном уютном уголке между 3 й Песчаной улицей и проездом Березовой Рощи, граничащим с уникальным природным парком. В его состав входят четыре малоквартирных корпуса (по 30-40 квартир в каждом). Жителям будет доступна инфраструктура «Гранд-парка».
Неподалеку, на ул. Алабяна, 13, возводят комплекс «Мономах»Его черты — монументальность и торжественность — вполне соответствуют парадной респектабельности сталинской архитектуры, определяющей облик района. «Мономах»состоит из трех секций высотой в 21, 23 и 17 этажей. Первые три этажа будут отданы под ресторан, офисы и коммерческие помещения. Доступ в них отделят от жилой части здания. На территории массива разместится спортивная волейбольная школа. Вместе с тем разработчики старались не перенасыщать проект лишней инфраструктурой, способной привлечь посторонних.
Современный многофункциональный комплекс «Аэробус»рядом с метро «Аэропорт», напротив, станет для местных жителей центром притяжения. Он будет состоять из двух Г-образных корпусов, в которые войдет более 400 тыс. кв. м жилых, офисных и общественных площадей. Здесь разместят широкую инфраструктурную сеть — фитнес- и SPA-центры, бассейн, теннисный корт, волейбольную и баскетбольную площадки, салоны красоты, рестораны, супермаркет, химчистку. Проект заслужил высокую оценку архитектурных критиков.
Существенные перемены должны произойти в Левобережном районе севера Москвы. В 2005 году начата комплексная реконструкция микрорайонов 1 и 2. Ожидается, что после сноса пятиэтажек здесь возведут 820 тыс. кв. м жилья. Планами работ на 2006 год предусмотрен ввод четырех корпусов (50,4 тыс. кв. м). Помимо жилых домов в микрорайоне 1 появятся почтамт, детский сад, физкультурно-оздоровительный комплекс с подземным гаражом, магазин, поликлиники, школа, а также два сооружения гражданской обороны с подземными гаражами.
В микрорайоне 2 построят два детсада (на 140 мест по индивидуальному проекту и на 330 мест по экспериментальному), школу на 1000 мест, физкультурно-оздоровительный комплекс и здание РУБОП. В трех имеющихся детсадах проведут реконструкцию.
В представленном материале даны лишь общие сведения о характере строительства в САО. Более подробную информацию (адреса, сроки сдачи объекта в эксплуатацию, площади квартир) содержат таблицы. На карте обозначены места расположения новостроек. Кроме того, согласно программе «Новое кольцо Москвы»в округе появятся высотные дома различного назначения.
Юлия Милованова
Недвижимость и цены