23:30:44
11 апреля 2021 г.

Кто покупает столичные квартиры?

Вопросы о том, кто же покупает квартиры в столице при сегодняшних ценах на жилье, себе и профессионалам задают многие. «Собственник», как обычно, предлагает своим читателям профессиональные ответы на этот вопрос. Сегодня мы говорим о структуреПо мнению аналитиков, сегодняшний спрос на первичном рынке формируется на основе следующих факторов:
– в целом, низкая обеспеченность населения жильем;
– высокая степень износа жилого фонда города (более 60%);
– несоответствие качественных характеристик нынешнего жилого фонда требованиям населения;
– рост доходов населения;
– миграции в город из области и других регионов;
– увеличение возможностей приобретения (развитие кредитования при покупке недвижимости и возникновение ипотечного кредитования);
– жилье в центральных районах города обладает высокой инвестиционной привлекательностью;
– высокие цены на некоторые типы квартир в центральных районах на вторичном рынке смещают спрос в сегмент первичного рынка.
Открытым остается вопрос: кто же эти люди, покупающие квартиры в период тотального роста цен, и что именно они покупают на рынке?

Кто покупает?

Основная доля клиентов на первичном рынке – в возрасте 25–45 лет (около 60%), в большинстве случаев, состоящие в браке. Кроме того, основная масса покупателей – это специалисты и руководители крупных и средних компаний (около 90%). При этом структурное соотношение мужчин и женщин, покупающих квартиры, практически одинаково.
На первичном рынке элитного жилья структура спроса не изменилась. По-прежнему здесь лидируют 3 основные группы покупателей: успешные предприниматели, чиновники высокого ранга, топ-менеджеры ведущих компаний (в большей степени топливно-энергетического и металлургического комплекса, а также крупных иностранных компаний). Среди них большую часть составляют мужчины в возрасте 30–50 лет, постоянно или периодически проживающие в Москве.
По данным АН «МИАН-Недвижимость», в настоящее время среди покупателей новостроек около 55% – жители Москвы и Подмосковья, около 35% – приезжие из других городов России и 10% – иностранцы из ближнего и дальнего зарубежья.
Большинство покупателей новостроек (53%) приобретают недвижимость для собственного проживания с целью увеличения площади. При этом для 37% покупателей купленный объект является первым объектом собственности.
В структуре потребителей по обращению к ипотечному кредитованию доля бравших ипотечный кредит составляет 35%. Причем, по словам Алексея Медведева, заместителя генерального директора по организации продаж инвестиционно-строительной компании «М.О.Р.Е. – Плаза», доля ипотечных сделок, к примеру, по объекту на Истринской, уровень цен на который находится на уровне $3300 за кв. м, процент квартир, купленных при помощи ипотеки, составляет порядка 7–10% и эта цифра в компании постоянно растет.

Что покупают?

По мнению Константина Ковалева, управляющего партнера компании Blackwood, чаще всего квартиры приобретаются для собственного проживания или же для детей. В инвестиционных целях элитные квартиры покупает лишь 17–20%. В бизнес- и экономсегменте эта цифра несколько больше, что обусловлено высокой стоимостью элитного жилья (в среднем квартиры от $1 млн). Традиционно наибольшим спросом пользуются элитные квартиры в Центральном округе Москвы, особенно районы исторического центра («Золотая миля», «Серебряная миля», растет интерес к Хамовникам и Замоскворечью) – запросы на такое жилье приходят от 60% потенциальных покупателей. Также популярны ЗАО и ЮЗАО.
По мнению ведущих экспертов, наибольшей популярностью среди потребителей в последнее время начинают пользоваться удачно спланированные «двушки» и «трешки». Их доля в общей структуре спроса составляет около 30–40% каждая.

Тенденции рынка

Что касается спроса на новые квартиры, риелторы отмечают на сегодняшний день целый ряд новых тенденций в этом сегменте. Во-первых, присутствует достаточно высокий ознакомительный спрос. Это означает, что люди потенциально интересуются жильем, но при этом показывают довольно высокую степень недоверия к организациям, строящим эти объекты. Реальные сделки все-таки предпочитают заключать с теми компаниями, которые уже сдали в эксплуатацию не один дом.
Вторая тенденция сегодня на рынке – это увеличение внимания покупателей к качеству предлагаемого жилья. Покупателей волнует и местоположение дома, и репутация застройщика, и качество постройки и инфраструктура… Люди начали понимать, что в цену дома входят все эти факторы и они имеют право задать свои вопросы и выбрать то, что подходит именно им.
Эта тенденция заметна и на элитном рынке. Так, по словам Константина Ковалева, брокеры отмечают повышение требований покупателей элитного жилья к его качеству. Здесь важны такие критерии, как метраж квартир, социальный статус соседей, насыщенность инфраструктуры, современные инженерные коммуникации, обеспечение высокого уровня безопасности, наличие в гараже нескольких машино-мест, огороженная придомовая территория, презентабельная входная группа, наличие в доме службы быта и службы ресепшн.
По мнению Алексея Медведева, в целом тенденции осени продолжают летнее наметившееся затишье. «Структура спроса в сентябре практически не изменилась по отношению к летнему периоду. Не произошло резкого повышения цен, как того ожидали некоторые риелторы», – говорит Медведев. Уже сейчас на рынок выводится некоторое количество квартир, купленных ранее с надеждой на реализацию их по более высоким ценам, однако массового характера этот процесс пока не приобрел.
Может быть именно поэтому, несмотря на эти наметившиеся уже тенденции, все-таки недостаток предложения, оставшийся со времен введения в действие 214-ФЗ, накладывает свой отпечаток на рынок. Специалисты компании «МИАН – агентство недвижимости» отмечают, что хотя в последние месяцы наметилась тенденция увеличения количества предложений новостроек, общей характеристикой рынка новостроек пока является ограниченность предложения. В настоящее время спрос опережает предложение на 25–30%. Этот факт не дает прогнозировать массового снижения цен или пересмотра расстановки сил на рынке.
Более того, к примеру, рынок элитного жилья, который традиционно отстает от основного рынка, сейчас только входит в фазу ажиотажного спроса. Константин Ковалев, управляющий партнер компании Blackwood, отмечает, что в настоящее время спрос на элитные квартиры существенно (по нашим оценкам, на 50–60%) опережает предложение, что приводит к возникновению ажиотажа. «Несмотря на общее желание рынка следовать за покупателем, в условиях дефицита на рынке столичной недвижимости спрос по некоторым позициям остается неудовлетворенным. В частности, в центре города, где нехватка площадей под строительство чувствуется особенно остро, и дома встраиваются в существующую улицу точно на место ранее снесенных, наличие больших придомовых территорий становится большой редкостью. Также отдельная группа покупателей предъявляет спрос на квартиры с ремонтом в новостройках, тогда как в большинстве новых объектов квартиры предлагаются с минимальной отделкой. По остальным критериям предложение можно считать соответствующим спросу», – комментирует Ковалев.
В целом же по рынку, резюмирует Дмитрий Попов, начальник аналитического отдела компании «Новая Площадь», недостаточная маркетинговая проработка, недостаточная работа над изучением спроса, пассивность маркетологов и аналитиков в отстаивании своей точки зрения перед архитекторами, проектировщиками и застройщиками часто ведут к тому, что проекты не соответствуют структуре платежеспособного спроса. «Это, конечно, не приводит к прямым убыткам компаний в условиях растущего рынка и существенного преобладания спроса над предложением. Но размеры недополученной прибыли за счет невозможности формирования максимальных цен по всему объему квартир, упущенная выгода за счет увеличения сроков продажи, потребности больших вложений в продвижение и рекламу очень велики», – говорит Попов. В подтверждение своих слов он приводит такой пример: в домах серии И-155 в новом районе Кожухово однокомнатные квартиры стоят 72 тыс. рублей за метр, трехкомнатные – 63 тыс. рублей за метр. Разница в цене метра – 9 тыс. рублей, что в пересчете на доллары около $337. И ведь застройщику ничто не мешало проектировать застройку вообще без маловостребованных трехкомнатных квартир, так как в серии И-155 существуют как секционные, так и башенные типы домов, где представлены только одно- и двухкомнатные квартиры! Простой расчет для дома с 10 тыс. кв. м квартир показывает, что при квалифицированной маркетинговой и аналитической работе над проектом дополнительный объем чистой прибыли на метр составляет не меньше $100-200, то есть $1-2 млн на весь проект, притом что затраты на квалифицированное маркетинговое сопровождение и аналитику не превышают $100-200 тыс. даже для самых масштабных проектов.
Как видим, анализ структуры спроса на рынке немаловажен для обеих сторон процесса: и для застройщиков и для покупателей. Понимая тенденции рынка, они могут если и не заработать, то во всяком случае не потерять свои деньги.
Собственник

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация