Деловые площади столицы стали превращать в квартиры
Строительные компании Москвы, а также ряд собственников коммерческих площадей нашли интересный выход из кризиса. Они начали перепрофилировать офисы в настоящие квартиры.
Финансовый кризис нанес серьезный удар по рынку деловой недвижимости не только в Москве, но и во всей стране. Однако, безусловно, наиболее остро кризис сказывается именно на столице страны. Ситуация в сегменте деловой недвижимости настолько сложная, что ряд девелоперов дабы избежать заморозки проектов на неопределенный срок, решили изменять их профиль, переводя деловые площади (офисы) в коммерческие и жилые.
Для начала стоит отметить, что практика подобного рода нова для столичного рынка и рынка недвижимости России в целом, однако во всем остальном мире, массовая смена профиля зданий – нормальная практика. Особенно популярна смена профиля построек на Западе, в странах Европы и США. Там подобным образом поступают не только в кризис, но и в «хорошие» времена. Само собой изменение профиля нередко сопряжено с перепланировкой и сегодня на Западе для этих целей были выработаны даже специальные технологии. В ряде случаев же, внесение технических изменений не требуется, тогда здания просто превращаются в нечто новое.
В период с декабря 2014 года по февраль 2015 года, власти Москвы пересмотрели, по меньшей мере, 50 проектов по изменению профиля зданий. По словам Константина Тимофеева, руководителя Москомстройинвеста, в каждом из случаев застройщик хотел превратить офисы или в жилье или в торговые центры. На данный момент власти рассматривают еще 30 заявленных проектов на изменение профиля постройки. Переход на жилье – наиболее прибыльный и надежный вариант в условиях кризиса. Спрос на жилые квадратные метры всегда остается достаточно высоким. В зависимости от территории города, где расположен ЖК, рентабельность проекта составляет от 30% до 50%.
На рынке деловой недвижимости ситуация все столь же удручающая. В первую очередь сказывается переизбыток предложения. В купе с экономическими сложностями, это приводит к росту доли вакантных площадей на первичном рынке. Хуже всего приходиться престижным сегментам офисной недвижимости. В начале года в классе «А» пустовало более 12% площадей.