23:30:44
11 апреля 2021 г.

Дом с гарантией

Весна — горячее время на рынке загородной недвижимости. Люди детально изучают карту той или иной местности, обзванивают риэлторские агентства, изучают рекламные каталоги новых объектов.Этот же период характеризуется другим показателем — ростом обращений граждан в судебные органы и общества по защите прав потребителей с жалобами на низкое качество строительства.
Повод для беспокойства
Причин недовольства строительными организациями или частными застройщиками у новоселов может быть сколько угодно. Даже притом что народ наш непривередлив, оснований хватает. Срыв сроков – самая невинная неприятность, воспринимаемая обычно как данность. В самом деле, ну кто и когда у нас вселялся вовремя? Разве только если дело касается элитного строительства. А там, как известно, и суммы фигурируют большие, и люди значительные…
Нарекания и обращения в соответствующие органы происходят обычно тогда, когда дело принимает серьезный оборот. А недочеты и халтура чаще всего вскрываются не сразу. Обычно – после периода «промерзания-оттаивания», являющегося своего рода лакмусовой бумажкой для потребителя. Например, дом построен, принят в эксплуатацию. Через полгода, после окончания зимних холодов и наступления весенней оттепели, в фундаменте обнаруживается трещина. Это значит, что зыбкий грунт, на котором построен объект, был некачественно подготовлен к строительству. Иногда под домом находятся пустоты или какое-нибудь болото, что требует укрепления почвы с созданием хорошей бетонной основы. Но подрядная организация пожалела на это материала и времени. Результат – перекосившийся дом, расползающийся фундамент. И, как следствие, – необходимость что-то с этим делать. Не ждать же, когда веранда и основная часть дома «разъедутся» в разные концы будущего яблоневого сада?
Еще один типичный случай – плесень на стенах. Она тоже может обнаружиться после смены температур. Например, дом куплен осенью. Весной жильцы намерены вселиться, чтобы счастливо провести лето на природе. Но первое появление в здании после долгой зимы приводит к ужасному разочарованию – стены покрыты желтыми разводами или плесенью. Иногда обои на стенах выглядят мокрыми. Дорогостоящая штукатурка принимает серо-коричневый вид, а местами подозрительно разбухает и грозит отвалиться. Причина – некачественное выполнение изоляционных работ или использование низкокачественных материалов, нарушение технологии.
Некачественная обработка строительных швов – еще один распространенный случай возникновения претензий со стороны заказчиков строительства. Очень часто это случается при возведении деревянных домов, объектов из бруса, где требуется специальная обработка не просто стеновых панелей, но и стыков между бревнами, а следовательно, более тщательная и скрупулезная работа. Если она не выполнена, происходит задувание, дом вымораживается, ветер гуляет по всему жилищу. В прохладные сезоны в доме постоянно поддерживается низкая температура, протопить и долго сохранить в нем тепло сложно. Похожая ситуация складывается, когда некачественно установлены стеклопакеты: между рамой и стеной видны зазоры. Это значит, что или размеры оконного профиля подобраны неточно, или не выполнена изоляция между стеклопакетом и стеной.
Еще одна часто встречающаяся неприятность – некачественная обработка фасадного кирпича. Часто строительные компании, работающие на возведении довольно дорогих загородных объектов, не включают в перечень материалов специальные составы для обработки фасадных поверхностей. Происходит это из-за банального желания сэкономить и непонимания, чем такая экономия может закончиться. А заканчивается всегда одинаково: после выпадения осадков кирпичные фасады портятся (или, как говорят специалисты, засаливаются). На поверхности появляются некрасивые белые разводы. Дальнейшее восстановление требует и значительных средств, и немалых усилий. Необходимы техника (краны, леса, люльки) и не один день работы, чтобы убрать разводы и обработать поверхность.
С крышами (особенно с широко рекламируемой в последнее время металлочерепицей) происходит другая беда – они протекают. Тогда, когда их укладывают с нарушением технологии. Широко применяемый на строительстве труд низкоквалифицированных рабочих именно к этому и приводит. А ведь сооружать такие крыши надо только после внимательного изучения инструкции и до миллиметра выверяя расположение лаг, деревянных брусков, всего крепежного материала.
Монтаж даже такого незамысловатого приспособления, как водосток, требует профессионализма. Вообще все современные материалы и оборудование (в том числе и жестяные конструкции) собираются как конструктор Lego – быстро и технологично. Нужно только знать, каким образом собирать. Не так давно, по словам одного из руководителей компании, работающей на престижном загородном объекте, такая операция с использованием труда гастарбайтеров из ближнего зарубежья завершилась самым плачевным образом. Пришлось все переделывать, пригласив бригаду югославских рабочих.
Случаются и более мелкие, но тоже неприятные истории. Например, жители готового дома просят строительную бригаду сложить камин. Камин сделан, причем работы велись долго, из-за чего задерживался выезд семьи заказчика на дачу. Но первая же попытка затопить очаг заканчивается неудачей – валит дым. И уверения мастеров, что только после неоднократных попыток устройство заработает как надо, себя не оправдывает.
Неприятности могут возникать и из-за неправильной прокладки инженерных коммуникаций, например системы водоснабжения. Проблемы могут быть самыми разнообразными. Однако даже незначительную неприятность уже не устранит рядовой сантехник. Обратиться потребуется к тем, кто эти работы выполнял. Какова же будет ответная реакция подрядчика, сказать сложно. Что все сложится нормально, можно утверждать только в том случае, если коттедж куплен в организованном поселке. Даже когда строительный цикл полностью завершен, на объекте будет работать управляющая компания, созданная застройщиками и устраняющая все оставшиеся в наследство от строителей проблемы.
Что говорит закон?
Итак, примеров разнообразных неприятностей может быть много. Вопрос же возникает всегда один – что делать? Как восстановить status quo и наказать того, кто виноват? Существуют ли гарантийные сроки у того же камина, загородного дома, системы водоснабжения, как у телевизора, радиоприемника, мобильного телефона, которые при поломке обычно несут в ремонтную мастерскую по гарантийному талону?
Российское законодательство – Гражданский кодекс и Федеральный закон «О защите прав потребителей» – на этот вопрос отвечает абсолютно однозначно. Если допущен брак, то на этот счет в законах прописаны довольно строгие меры в отношении фирм, выполнявших работы. Они должны компенсировать заказчику причиненные убытки. И в каждом конкретном случае размер ущерба и форма его возмещения рассматриваются в индивидуальном порядке.
Немаловажным является и вопрос срока предъявления претензий. Юристы утверждают, что все зависит от того, установлен ли на работу гарантийный срок, т.е. время, в течение которого заказчику предоставлено право предъявлять претензии по качеству работ подрядчика. Если такой срок в договоре не установлен (а чаще всего именно так и бывает), то требования к качеству заказчик может предъявить подрядчику в разумный срок, но в течение двух лет со дня передачи результата работы, если иные сроки не установлены законом, договором или обычаями делового оборота. Так указано в п. 2 ст. 724 Гражданского кодекса РФ. В случае если гарантийный срок в договоре указан, но составляет менее двух лет, закон предоставляет заказчику право предъявить претензии по качеству работ по истечении гарантийного срока, но не позже двух лет с момента принятия результата работ. При этом заказчик обязан доказать, что выявленные недостатки возникли до передачи результата работ заказчику (обусловлены деятельностью подрядчика или причинами в период деятельности подрядчика – пп. 4, 5 ст. 724 ГК РФ). Это означает для заказчика дополнительные расходы: привлечение экспертов, оценку и документальное оформление факта ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком.
В законодательстве, регулирующем порядок работ по договорам строительного подряда, установлен иной срок для обнаружения недостатков – 5 лет (ст. 756 Гражданского кодекса РФ), как пример «иного срока» для предъявления претензий, отличного от указанного в п. 2 ст. 724 ГК. А в п. 3 ст. 29 Федерального закона РФ от 07.02.1992 г. №2300-1 «О защите прав потребителей» (ред. от 25.11.2006 г.) говорится, что аналогичные сроки действуют и по договорам бытового подряда. То есть по договорам, в которых заказчиками являются физические лица (граждане), использующие результаты работы частных лиц.
Исчисление гарантийного срока начинается с момента, когда результат работы был принят или должен быть принят заказчиком. Если заказчик не мог пользоваться результатом работ по обстоятельствам, зависящим от подрядчика, то гарантийный срок исчисляется с момента, когда работой можно воспользоваться (п. 2 ст. 471, п. 6 ст. 724 ГК РФ).
Бывает, что заказчик обнаружил брак в работе после того, как на нее истекли гарантийные сроки (но в пределах сроков, указанных в ст. 724, 756 ГК РФ по видам подрядных договоров, – два года и пять лет с момента приемки работы соответственно). В этом случае он может обратиться в суд – это его право. Однако подрядчику не стоит беспокоиться: бремя доказывания факта ненадлежащего исполнения обязательств подрядчиком закон возлагает на заказчика, а потому достаточно велика вероятность, что заказчику в иске будет отказано. Если он пропустил срок, то суд ему уже не поможет.
Что бывает на практике
В Московское общество потребителей обращаются клиенты тех строительных и ремонтных компаний, которые не выполнили обязательства перед заказчиками или выполнили их ненадлежащим образом. Юристы готовят по просьбе граждан документы – представления в суд. Иногда для более объективного представления в суде картины нарушения интересов клиента последние обращаются в независимые организации для получения соответствующего экспертного заключения. Иногда суд сам выносит постановление о необходимости проведения независимой экспертизы.
Большой проблемой в вопросе удовлетворения интересов потерпевшей стороны, по словам юриста Юлии Швец, является то, каким образом был заключен договор с подрядчиками. Часто он заключается с незарегистрированными фирмами, то есть с несуществующими в реальности. То же самое касается и лиц, оказывающих ремонтно-строительные услуги, но не имеющих регистрации в качестве предпринимателей, юридических лиц. В таких случаях обращения в суд и попытки восстановить справедливость фактически безнадежны, считает Юлия Швец: чаще всего дело не принимается к рассмотрению. Ведь понятно, что даже после его рассмотрения и вынесения самого строгого решения суду не на кого будет обратить взыскание.
Поэтому прежде чем воспользоваться услугами ремонтно-строительной бригады или организации, полезно поинтересоваться фактом их существования де-юре и де-факто, а также послужным списком (что, где и когда ими было построено или отремонтировано). «Черные» списки некоторых сомнительных организаций существуют на сайтах компаний, проводящих строительные экспертизы. Полная информация пойдет только на пользу.
Наталия Крол
Мир и Дом

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация