Мосгордума приняла закон «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы»
Мосгордума приняла вчера закон «О перечне земельных участков улично-дорожной сети города Москвы».Более 9,3 тысячи земельных участков официально объявлены общественными территориями, которые невозможно приватизировать. Но правила определения границ объектов улично-дорожной сети оказываются настолько размытыми, что чиновники могут использовать их по своему усмотрению.
Перечень неотчуждаемых улиц, площадей и переулков должен утверждаться Мосгордумой, и это записано в уставе города Москвы. Но до сих пор закона не было. Поэтому, по словам замглавы департамента земельных ресурсов города Москвы Олега Рыжкова, в случае нарушения частниками режима «красных линий» (границ территории улично-дорожной сети, в пределах которых нельзя строить здание) у чиновников возникают проблемы в судах.
«Судья говорит нам: по уставу перечни улиц должны быть закреплены городским законом. Где он?» — жаловался на заседании в Мосгордуме Рыжков. «Газете» он заявил, что посягательств на «красные линии» в Москве сейчас не наблюдается: «В год случается по несколько десятков таких разбирательств, однако они в основном касаются инцидентов предыдущих лет».
Согласен с ним и глава комиссии Мосгордумы по перспективному развитию и градостроительству Михаил Москвин-Тарханов. «Основная масса споров по поводу «красных линий» связана не с постройкой капитальных объектов на территории дорожно-уличной сети, а с разногласиями между хозяйствующими субъектами относительно границ между ними», — заявил он «Газете».
Но инциденты все-таки случаются. Так, несколько лет назад федеральное госпредприятие «Телевизионный технический центр» пыталось оформить в собственность неотчуждаемый участок, расположенный по адресу улица Академика Королева, владение 19.
По мнению депутатов, новый закон поможет и в борьбе с незаконным перекрытием столичных улиц шлагбаумами. За примерами далеко идти не пришлось — столичные думцы припомнили о перекрытом Сандуновском переулке, расположенном по соседству со зданием Мосгордумы. «Каждый раз нужно подходить к охране, чтобы проехать на работу», — возмущалась депутат Татьяна Портнова.
Впрочем, особенной веры в силу и незыблемость принятого вчера закона у депутатов нет. Дело в том, что приватизация территорий общего пользования, в которые входят и улицы, запрещена федеральным законодательством. Другое дело — сами «красные линии» этих земель. «Границы утверждаются исполнительной властью на основании градостроительных законов и правил, — объясняет Михаил Москвин-Тарханов. — И меняются очень часто — департамент земельных ресурсов чуть ли не каждую неделю корректирует их».
Вывод из этого депутат сделал неожиданный — предложил вообще отобрать у Мосгордумы функцию утверждения перечня объектов улично-дорожной сети. Эту идею с готовностью поддержал и Олег Рыжков. Что вполне объяснимо: чиновники, меняя «красные линии» по своему усмотрению, получают возможность как вмешиваться в спор «хозяйствующих субъектов», так и резервировать необходимые территории под предлогом городских нужд.
Пример правовой коллизии привел депутат Иван Новицкий. «В Ново-Переделкино (Западный административный округ) есть дачно-строительный кооператив «Здоровый отдых». Еще в советские времена на него был оформлен участок земли, в который вошли также улицы Чоботовская и Лукинская, — рассказал «Газете» депутат. — И вдруг сейчас, когда началось оформление этой земли в коллективную собственность, выяснилось, что улицы Чоботовская и Лукинская включены в перечень общих земель города. Смогут ли люди оформить землю в собственность? Чиновники могут использовать подобные лазейки в своих целях».
«Градостроительные правила настолько запутанны, что простому человеку в них не разобраться. И чиновники используют их по своему усмотрению», — заявил «Газете» депутат Сергей Митрохин.
Запутаться можно и в одобренном вчера перечне: некоторые депутаты не сразу смогли найти в нем улицы, на которых они живут (Александр Крутов — улицу Стартовую, а Михаил Буянов — 8-ю Парковую). Помогли коллеги — а то депутаты собрались уже возмущаться будущей стройкой и вносить соответствующие поправки в законопроект. У обычных жителей такой привилегии нет. И гарантии, что внесенная в перечень улица не будет застроена, тоже.
Например, Керамический проезд входит в перечень улично-дорожной сети. Но, как рассказал «Газете» Сергей Митрохин, у префектуры Северного административного округа есть план его застройки. Не исключено, что вскоре последует предложение соответствующей корректировки перечня. И если у Мосгордумы заберут право утверждения перечня, чиновникам подобные манипуляции проводить будет легче, уверен Митрохин.
Матвей Масальцев
Газета