Кризис столичных арендаторов: почему новые ТЦ открываются полупустыми
Торговые площади Москвы продолжают пустовать. Доля вакантных площадей в ТЦ столицы составляет 11% и продолжает расти. Причиной тому служит перенасыщение рынка предложением и конечно же – кризис.
Доля вакантных коммерческих площадей в торгово-развлекательных и торговых центрах столицы растет. По итогам первых месяцев 2015 года показатель вакантности составил 11% (за I квартал), что соответствует 560 тыс. кв. м GLA – арендопригодных площадей. Согласно последним прогнозам аналитиков, до конца года ситуация с не занятыми торговыми площадями не улучшиться. Более того, напротив, возможно дальнейшее ухудшение и рост числа вакантных помещений до 12-15%.
Из-за турбулентности на рынке недвижимости торговые площади в ТЦ заполняются очень медленно. Проблемы в данном кластере рынка недвижимости появились еще в прошлом году. Почти с самого начала кризиса, на рынке стали появляется не занятые площади с момента ввода их в эксплуатацию. Перенасыщение рынка предложением также внесло свою лепту в осложнение ситуации.
Если в начале 2014 года эксперты говорили о минимальном заполнении московских ТЦ в 80-90% в момент ввода в эксплуатацию, то сейчас эта планка уже снижена до 60-70%. На деле ситуация обстоит еще хуже. В некоторых торговых комплексах пустует даже не треть, а половина площадей. Само собой касается это главным образом новых помещений, которые просто не находят своих арендаторов. В некоторых комплексах уровень не занятости площадей на момент ввода составлял показатель более 90%, как например, в ТЦ Columbus. Есть, безусловно, и приятные исключения, но их сегодня на рынке очень мало. В качестве примера стоит упомянуть ТЦ «Весна», где пустовало не более 8%.
Ряд столичных риелторов и девелоперов отметили, что в условиях кризиса важна не столько начальная заполняемость торговых площадей, сколько ее динамика уже после. К сожалению, пока в столице не было представлено более-менее адекватного рейтинга по скорости заполнения ТЦ.