Четвертое кольцо будет последним?
В Москве началось строительство магистрали, подобной которой не сооружалось со времен МКАД.Одновременно со строительством Краснопресненского проспекта и большой реконструкцией Ленинградского Москва взялась еще за один грандиозный проект – началось сооружение Четвертого транспортного кольца (ЧТК). Новый кольцевой автобан – это 75 километров непрерывного, бессветофорного движения по четырем полосам в каждую сторону. ЧТК в 5 раз длиннее Садового кольца и почти вдвое протяженнее Третьего кольца и всего на 34 километра короче МКАД.
В какую «копеечку» обойдется ЧТК?
Никто не утверждает, что Четвертое кольцо единым махом ликвидирует уличные пробки. Расчет на то, что ЧТК хотя бы отодвинет во времени неминуемый транспортный коллапс и даст возможность принять другие меры, которые в совокупности смогут разрядить ситуацию на московских дорогах.
Сооружение Четвертого кольца будет сложнее и, следовательно, обойдется дороже Третьего. Дело не только в разной длине двух трасс. На Третьем кольце есть всего один тоннель глубокого залегания – Лефортовский, на Четвертом таких будет два – под музеем-заповедником «Коломенское» и под Филевским парком. Эстакадных и тоннельных развязок будет тоже значительно больше.
Планируется, что общая стоимость строительства составит 51 миллиард рублей, 11 из которых заплатит федеральный бюджет. Но этой суммы (около 2 миллиардов долларов) может оказаться недостаточно. Очень большую и пока не рассчитанную полностью компенсацию придется, например, платить за вывод из зоны строительства разного рода недвижимости.
Почему все начинается с востока
В современной Москве для новой трассы «скатертью дорожку» не расстелешь. Поэтому новое кольцо будут строить участками или так называемыми «захватками», там, где освободится земля, и откроется фронт работ. Главный архитектор города Александр Кузьмин говорит, что один участок будущей трассы уже построен. Это действующая развязка на пересечении Нахимовского проспекта с Варшавским шоссе.
Иногда называют готовыми участками улицы Народного Ополчения и Минскую, проспекты Ломоносовский и Нахимовский. Это совсем не так. Просто здесь трасса будущего ЧТК совпадает с уже существующими магистралями. Но работы там будет даже больше, чем в других сегментах кольца, где без сноса не обойтись. Только на «готовом» Ломоносовском нужно строить развязки с Мичуринским проспектом, проспектом Вернадского, Ленинским…
Это огромный объем сложных строительных работ. Поэтому строительство началось не с западной, казалось бы, готовой стороны кольца, а с восточной. Здесь хотя и надо предварительно расчищать зону стройки, но тем не менее больше возможностей продвигаться вперед.
Вдоль зеленых массивов Измайловского парка и национального парка «Лосиный Остров», где меньше пересечений и сложных развязок, меньше нужно строить.
С другой стороны, именно из-за отсутствия «местных» дорог Восточный округ страдает в первую очередь. Измайловский парк делит округ на две части, и пересечь район почти невозможно. Мониторинг дорог в конце концов помог обосновать первостепенную необходимость дать старт строительству именно здесь.
Строительство ЧТК началось на участке от шоссе Энтузиастов в сторону Щербаковской улицы и Щелковского шоссе. Кстати, любопытная деталь: отсчет километров на МКАД тоже начинается от шоссе Энтузиастов. Эта радиальная магистраль уже во второй раз играет роль нулевой отметки.
Строительной техники в исходной точке пока не видно. Но в начале улицы Уткина, которая проходит вдоль Малого кольца железной дороги на север, уже обосновывается штаб строительства.
Генподрядчик – ОАО «Корпорация Трансстрой», головной исполнитель – ЗАО «Трансмонолит». Это известная фирма, которая ведет сейчас строительство пешеходной эстакады, продолжающей Патриарший мост у храма Христа Спасителя.
Гараж на гараже
Но как строить ЧТК? Вдоль железнодорожной линии – непрерывный ряд гаражей, где водители как ни в чем не бывало возятся со своими легковушками.
Префектура Восточного округа недавно проинформировала, что только с первого участка ЧТК выводятся 72 организации и около 2000 гаражей. Лишь небольшая часть их владельцев (примерно каждый шестой) согласилась на денежную компенсацию. Остальным выделены 9 земельных участков для организации временных стоянок. Возможно, в дальнейшем, когда Черкизовский рынок будет закрыт, на его территории построят крупный паркинг.
Но по словам префекта Восточного округа Николая Евтихиева, даже у гаражников есть понимание необходимости ЧТК.
– Мы тоже автолюбители, – говорят они, – и нам ездить надо…
Префект видит такое решение гаражной проблемы: «Четвертое кольцо спрячем в наземный закрытый тоннель и над ним построим пятиэтажные гаражи на «курьих ножках», изобретение Мосинжпроекта. Они вместят до 5 тысяч мест, а их суммарная длина над дорогой – метров 500. Мы сразу убьем трех зайцев: получим дополнительные машино-места, сэкономим землю и уменьшим шум от движения на новом кольце, потому что оно прячется в тоннель».
Как видим, задача ограничения воздействия ЧТК на городскую среду ставится изначально. И уже широко дискутируется вопрос – что будет со стоимостью квадратных метров, оказавшихся в непосредственной близости от будущего автобана. Выиграют или проиграют их хозяева? Одни считают, что пока это гадание на кофейной гуще. Другие уже видят конкретные адреса, где должны обесцениться квартиры. Таких мест на трассе ЧТК немного, но они есть. Однако даже для этих критических точек нельзя полностью смоделировать будущую ситуацию.
На смену кольцам придут хорды
Если одним ЧТК необходимого увеличения пропускной способности московских дорог не добиться, то что нужно сделать еще? Как дальше должна развиваться радиально-кольцевая структура города? Есть мнение, что протяженность дорог города в 4866 километров необходимо в кратчайшие сроки увеличить, по крайней мере, на 350 километров. А это по длине почти 5 ЧТК. Будут ли дальше строить в Москве кольцевые магистрали? Кажется, это неизбежно.
Если длина МКАД 109 километров, а ЧТК – 75, то напрашивается мысль о сооружении между ними еще одного кольца длиной, скажем, в 92 километра.
Взгляд на карту Москвы убеждает, что это вряд ли возможно. Воображаемый автобан должен пройти через все крупнейшие лесопарки города, расположенные как раз в этом городском поясе.
В Москомархитектуре прорабатывают уже не кольцевые, а «хордовые» магистрали, или дороги в виде неполных колец. Они уже читаются на карте, будто возникают сами собой. Пример такой «хорды» – Рублевское шоссе, Аминьевское, улицы Лобачевского, Обручева, Балаклавский проспект. Впрочем, кроме неполных колец проектируются и вполне замкнутые, но уже за пределами мегаполиса. Возможно, они оттянут часть транспортных потоков с МКАД. «Вечерка» неоднократно писала, например, об идее построить ЦКАД – Центральную кольцевую автомобильную дорогу по области длиной в 540 километров.
Компетентное мнение
Как повлияет строительство автобана на стоимость квартир вдоль его трассы?
Владимир РЕСИН, первый заместитель мэра столицы, руководитель Стройкомплекса Москвы:
– На цены квадратных метров все влияет и прежде всего ситуация на рынке. Далеко или близко трасса – это уже не столь важно. В первую очередь учитываются комфортные условия для проживания людей.
Очевидно, наработки, которые у нас были на Третьем транспортном кольце, будут использованы на Четвертом, чтобы не навредить москвичам. Мы работаем не в ущерб жителям, а для жителей.
Михаил МОСКВИН-ТАРХАНОВ, председатель Комитета по перспективному развитию и градостроительству Мосгордумы:
– Сейчас люди все просчитывают заранее. Только началось строительство Четвертого кольца, а москвичи уже интересуются, как это скажется на стоимости их жилища, обращаются к риелторам – в какую сторону пойдут цены? Это пока трудно определить, но кое-что предположить можно.
На время строительства цены, конечно, упадут. Строительство всегда вызывает не лучшие эмоции и неудовольствие покупателей. Но стоит появиться небоскребам, удобным магазинам, паркингам – цена сразу пойдет вверх. Вообще, сейчас, обгоняя экологию, на первое место выходит проезд. Цены вдоль кольца понижаются только на микроуровне, например, у бензозаправок и у въездов в тоннели. На макроуровне любая транспортная артерия ведет только к удорожанию жилья, поэтому средняя цена, безусловно, возрастет. Наличие хорошей дороги – фактор, повышающий цены.
Владислав ЛУЦКОВ, руководитель Аналитического консалтингового центра компании «Миэль-Недвижимость»:
– Действительно, целый ряд жилых объектов может оказаться вблизи строительства Четвертого транспортного кольца. Последствия такого соседства могут быть достаточно негативными: ухудшение экологической среды, увеличение шумовой нагрузки, нарушение визуальных характеристик. Понятно, что стоимость квартир в таких домах может несколько понизиться. Вместе с тем ЧТК предоставит в распоряжение людей, проживающих в округе, современную и доступную транспортную инфраструктуру. Это обстоятельство, наоборот, может оказать стимулирующее воздействие на рост стоимости квартир. Такое жилье, расположенное в районе ЧТК, позволит достаточно быстро добираться до деловых центров Москвы и, скорее всего, будет востребовано молодым экономически активным населением столицы.
Вечерняя Москва