06:59:34
16 ноября 2024 г.

Регионы обходят столицу?

Несмотря на большой потенциал, столичный рынок коммерческой недвижимости для многих инвесторов и девелоперов выглядит менее привлекательным, чем региональный.Тому есть множество причин, среди которых — объективные трудности реализации проектов, высокие стоимость земли и себестоимость строительства в столице, административные барьеры, растущая конкуренция в Москве и т.д. На этом фоне окрепшие регионы России (Урал, Сибирь, Северо-Запад) привлекают все больше внимания и инвесторов, и столичных девелоперов.
Миссия выполнима
Например, капитальные вложения девелоперской компании LEON Building в торговую недвижимость в российских регионах в 2006 г. составили около 100 млн. долларов. Компания специализируется на приобретении, строительстве и управлении торгово-развлекательными центрами в крупных российских городах.
На данный момент компания начала реализацию проектов по строительству ТРЦ на четырех площадках. Две площадки располагаются в Туле, одна — в Волгограде, одна — в Тольятти.
Открытие первого из четырех торговых центров планируется в Туле в первом квартале 2008 году, концепцию торгового центра разрабатывает компания Jones Lang LaSalle. В том же году откроется торговый центр в Тольятти общей площадью 30 тыс. квадратных метров, чья концепция разработана консалтинговой компанией Colliers Int.
По словам генерального директора LEON Building Дмитрия Октябрьского, четыре площадки — это проекты, которые уже начали реализовываться. В данный момент на различных стадиях в работе LEON Building находится еще около 10 проектов в различных городах России. «Мы планируем за три года создать крупную сеть торговых центров под единым управлением, — отметил Д.Октябрьский. — Учитывая дефицит торговых площадей в регионах и имеющуюся у компании ресурсную базу, эти задачи, безусловно, выполнимы». Инвестиционная компания DVI Group, помимо уже действующего под брендом «Столица» торгово-развлекательного комплекса в Перми, готовится ввести в строй в 2007 году торгово-развлекательные центры в Ижевске и Екатеринбурге, а в 2008 году — в Волгограде. К 2010 году DVI Group планирует создать сеть успешных, социально значимых и востребованных объектов общей площадью не менее 700 тыс.кв. метров не только в России, но и в странах СНГ. По мнению президента компании Вячеслава Каминского, города-миллионники уже практически освоены, и упор следует делать на города с населением от 500 тыс. жителей. Поскольку именно такие города недооценены у девелоперов торговой недвижимости.
Регионы: мифы и реальность
Действительно, многие девелоперы искренне убеждены, что любой проект в регионе будет успешным.
«Это далеко не так», — выразил уверенность Иван Ситников, генеральный директор компании «РосЕвроДевелопмент», выступая на традиционном рождественском саммите Гильдии управляющих и девелоперов коммерческой и промышленной недвижимости.
Вот только несколько самых распространенных мифов по поводу регионов:
— в регионах намного ниже себестоимость строительства;
— в регионах еще долго будет слабая конкуренция:
— в регионе даже на некачественном объекте можно быстро заработать;
— в регионе даже непрофессионалы смогут получить высокие прибыли.
Все эти мифы опровергает практика, и это может стать неприятным сюрпризом для слишком самоуверенных девелоперов.
По оценкам И. Ситникова, сегодня очень многие девелоперы не обладают достаточной информацией о конкурирующих проектах, не всегда готовы оценить реальную емкость рынка, планируют к вводу слишком большое количество площадей (глобальные проекты от 50 тыс. кв.м — уже практически стали нормой и в регионах), наконец, закладывают в бизнес-планы избыточную доходность.
Он привел простой пример: «Согласно уже заявленным планам в Новосибирске в 2007-2008 гг. на рынок выйдет более 300 тыс. кв.м офисов класса А. По оценкам экспертов, реальная потребность города в таких площадях не превышает 130 тыс. кв. м, не более 30% новосибирских компаний готово арендовать офисы такого класса».
По прогнозам И. Ситникова, если инвесторы и девелоперы будут продолжать региональную экспансию в том же темпе, то уже через 3-4 года в регионах России произойдет насыщение рынка торговой недвижимости, а офисной — и того раньше — через 2-3 года.
О необходимости глубокого анализа рынка перед выходом в регионы, тщательной проработки концепции объекта, наличия грамотной профессиональной управляющей команды как основных составляющих успеха регионального проекта говорила на саммите и Елена Флоринская, управляющий партнер и директор по развитию компании ROSS.
Сегодня многие специалисты сходятся во мнении, что на фоне высокой инвестиционной активности на рынке коммерческой недвижимости в регионах России в ближайшие 2-3 года конкурентная борьба будет усиливаться. Безусловно, рынки коммерческой недвижимости в регионах существенно отстают в развитии в сравнении с московскими, но в силу гораздо меньшей емкости цена ошибки девелопера, инвестора при реализации регионального проекта может оказаться более высокой, чем в Москве.
Валерий Котельников
Квартира. Дача. Офис

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация