Равные возможности
На заседании комиссии Московской городской Думы по науке и образованию обсуждался проект закона «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве», внесенный в Думу мэром столицы.
Надо сказать, что работа над законопроектом ведется давно и очень серьезно. Кроме главного разработчика – Департамента образования Москвы – в ней приняли участие специалисты из столичных департаментов здравоохранения, социальной защиты населения, других ведомств исполнительной власти. Активными участниками работы над законопроектом стали и депутаты Московской городской Думы.
Проект закона представляла на заседании начальник юридического отдела Департамента образования Людмила Дорофеева. По ее словам, будущий закон направлен на урегулирование отношений, возникающих при реализации лицами с ограниченными возможностями здоровья своего конституционного права на образование.
В проекте закона систематизированы выполняющиеся сегодня в рамках отдельных программ мероприятия по интеграции и социальной адаптации таких детей, закреплен порядок организации их обучения и воспитания не только в специальных образовательных учреждениях или на дому, но и практически в любом образовательном учреждении.
В документе определены особенности приема в образовательные учреждения детей-инвалидов, их перевода и отчисления; особенности финансирования образовательных учреждений, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями здоровья; меры социальной поддержки работников таких учреждений.
С учетом необходимости в условиях кризиса минимизировать расходы бюджета по ряду направлений, срок введения в действие норм проекта закона, предусматривающих расходы из бюджета Москвы на обеспечение лиц с ограниченными возможностями здоровья транспортными средствами на период получения образования, на выплату компенсации затрат родителей на самостоятельное обучение ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, переносится на 1 января 2011 года. С этой же даты предлагается ввести в действие нормы, касающиеся предоставления средств компьютерной техники, связи и программного обеспечения лицам с ограниченными возможностями здоровья на период получения ими образования.
Людмила Дорофеева обратила внимание депутатов на то, что в законопроект включена статья «Переходные положения», предусматривающая, что до создания необходимых условий для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья во всех образовательных учреждениях, такие условия создаются в одном или нескольких учреждениях на территории административного округа Москвы. В качестве альтернативного варианта предполагается возможность комплектования классов, в которых обучаются лица с ограниченными возможностями, с меньшей наполняемостью.
В ходе обсуждения у членов комиссии возник ряд замечаний и предложений. Так, по мнению депутата Михаила Москвина-Тарханова, в будущем законе должна быть отражена специфика получения образования детьми-инвалидами из патронатных и приемных семей. Депутат Татьяна Потяева считает, что в документе должны быть оговорены оптимальные размеры наполняемости класса, где учатся дети с ограниченными возможностями здоровья. В целом же все члены комиссии отмечали актуальность и высокую степень проработанности законопроекта. Депутаты согласились с предложением председателя комиссии Евгения Бунимовича рекомендовать проект к принятию его Думой в первом чтении.