23:30:44
11 апреля 2021 г.

Сергей Круглик: Реализация нацпроекта «Доступное жилье» — стайерская дистанция, рассчитанная на десятилетия

Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» стал одним из определяющих факторов развития строительной отрасли нашей страны. Приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье — гражданам России» стал одним из определяющих факторов развития строительной отрасли нашей страны.
Федеральная целевая программа «Жилище» является основой нацпроекта, от которой напрямую зависит решение поставленных руководством страны задач. Глава Федерального агентства по строительству и ЖКХ (Росстрой) Сергей Круглик рассказал агентству «Интерфакс-Недвижимость» о результатах реализации ФЦП в 2006 году и о том, чему научил российских строителей опыт работы в рамках нацпроекта по жилью.
Сергей Иванович, каковы предварительные результаты выполнения ФЦП «Жилище»?
В бюджете-2006 были определены ключевые направления и точки, в наибольшей степени нуждавшиеся в финансовых вложениях. Такой ключевой точкой стало, например, обеспечение земельных участков инженерной инфраструктурой. В бюджете впервые было предусмотрено выделение средств на госгарантии и субсидирование процентной ставки по кредитам для подготовки земельных участков под строительство.
В Росстрой были переданы полномочия для реализации жилищных программ других федеральных ведомств — Рособразования, Минэкономразвития, МЧС, ФМС и так далее. При этом изменения были сначала прописаны в федеральном бюджете, а уже после его принятия внесены в ФЦП «Жилище». Таким образом, перевод денег с одних счетов на другие начался только с января.
По некоторым подпрограммам этот процесс до сих пор не закончен. В частности, не открыто финансирование по подпрограмме «Модернизация жилищно-коммунального хозяйства».
Но в основном все проблемы с финансированием были решены в июле-августе текущего года. Безусловно, полгода финансирование по этим программам не происходило, но это не говорит о том, что мы просто сидели и ждали, когда бюджетные проблемы будут решены. Программы, существующие уже несколько лет и исторически сложившие, как, например, программа государственных жилищных сертификатов, функционировали бесперебойно и даже опережающими темпами. И военнослужащим, и «северянам», и многим другим категориям субсидии были перечислены.
Сложности возникли только в работе по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой. Для отбора предложенных регионами проектов мы провели два конкурса на предоставление гарантий и субсидий под обеспечение инфраструктурой, а не один, как планировали. В результате мы выбрали 110 проектов в 47 регионах России. Безусловно, необходимо отметить и работу по разработке этих проектов, проделанную регионами.
Этот год оказался для нас стартовым, поэтому он, наверное, был одним из самых тяжелых. Однако я думаю, что уже в следующем году должны появиться результаты нашей работы.
После моноторинга исполнения ФЦП в текущем году мы предложим какие-то улучшающие механизмы во все подпрограммы. Росстрой уже начал анализ проблем и сложностей, возникших при реализации федеральной программы. Результаты проделанной работы будут представлены руководству страны к февралю 2007 года.
Подпрограммы ФЦП «Жилище» по разным причинам начали выполняться с опозданием. Получат ли люди положенные средства вовремя?
Люди уже получили большую часть средств, а остальное — получат до конца текущего года. Исключением стали только сами чиновники, которые работают в федеральных ведомствах. Минздравсоцразвития просто не смогло подготовить документы для реализации подпрограммы «Обеспечение жильем государственных гражданских служащих».
Часть средств, выделенных из бюджета на реализацию ФЦП «Жилище», так и не была реализована. Перейдут ли эти остатки на следующий год и на что они будут потрачены?
Конечно, у нас есть остатки средств. Это происходит потому, что нет проектов, в регионах не производится отбор банков, не решаются многие другие вопросы.
Министерство финансов приняло решение о том, что остатки средств нужно включить в проект закона о бюджете на 2007 год. Таким образом, все средства по нацпроектам будут перенесены на будущий год и использованы на эти же цели.
Сумма, которую не удалось освоить, не так уж велика — не более 10%, если не считать гарантии по кредитам, которые не переходят на следующий год и никем не были востребованы. Не до конца удалось освоить субсидии на обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой. Они составляют 1,7 млрд рублей. Если говорить о подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей», то регионы представили заявки по обязательствам 2005 года перед молодыми семьями на 652 млн рублей, а выбрать могут только 600 млн, потому что были неправильно подготовлены документы.
Росстрой предлагает внести изменения в подпрограмму, касающуюся развития инженерной инфраструктуры. Не могли бы Вы рассказать об этом подробнее?
Действительно, сейчас у нас только два участника подпрограммы по обеспечению земельных участков коммунальной инфраструктурой — муниципалитеты и субъекты Российской Федерации. Мы уже не раз говорили, что в таком случае регионы создают имущество не для себя. Основным заемщиком должен быть муниципалитет. Но такие полномочия на сегодняшний день муниципалитетам просто не по карману, поскольку они все уже достаточно серьезно обременены другими долгами.
Я полагаю, что в ближайшее время будет принято решение, которое даст возможность коммунальным предприятиям выступать в качестве заемщиков. Однако хочу напомнить, что долговые обязательства коммунальных предприятий за этот год составляют 300 млрд рублей и еще увеличатся на 7-8% до конца года.
Сегодня экономическая система просто не готова принять новые механизмы. Пока мы не дойдем до решения о замене гарантий живыми деньгами под инфраструктуру, вероятнее всего, никакого положительного результата мы не получим. Но для решения этой задачи необходимы огромные средства. С помощью 30-50 млрд рублей вопроса не решить. Эти деньги могут пригодиться лишь для работы с какой-то конкретной проблемой. Например, для экспериментального проекта или работы на примере двух-трех регионов. Но в одночасье решать задачу по всей стране не под силу никакому бюджету. Мы говорим о чрезвычайно капиталоемком секторе, в который не было серьезных финансовых вложений на протяжении 15 лет.
Сейчас часто обсуждается проблема выделения земельных участков под строительство. Какая часть участков выделяется с помощью конкурсных механизмов?
В первом полугодии 2006 года на аукционной основе под жилищное строительство было представлено более 4 тыс. участков. Часто говорят, что проведение такого аукциона сложно подготовить, однако этот миф развеивается. Такие регионы, как Хабаровский край, Тюменская и Челябинская области, а также многие другие, уже давно занимались подготовкой к аукционам, потому что понимали — это единственный способ разбить складывающуюся сейчас монополию на землю.
В новостях часто рассказывают, что были возбуждены уголовные дела за незаконное предоставление земли. В законе прописано, что земельные участки должны предоставляться только через аукцион. Если они предоставляются не через аукцион, то, значит, есть нарушение законодательства. А за соблюдением закона следят соответствующие органы.
В Москве практически все земельные ресурсы города исчерпаны, о чем неоднократно говорили столичные власти. Как обстоит дело в регионах?
Регионы тоже исчерпали свои земельные ресурсы, а теперь не знают, что делать дальше. Начинать заниматься формированием правил землепользования и застройки надо было десять лет назад. На сегодня такие правила есть максимум в сорока городах.
Напомню, что в настоящее время в России насчитывается 1108 городов. При этом, до 1991 года за счет системного выделения бюджетного финансирования все города России были обеспечены градостроительной документацией. Но на сегодняшний день срок действия всех генпланов, подготовленных до 1991 года, или истек, или начинает истекать.
Как сейчас контролируется градостроительная деятельность? Какие меры намерен принять Росстрой, чтобы навести порядок в этой сфере?
Мы подготовили поправку в Градостроительный кодекс, предусматривающую, что контроль над соблюдением, развитием и формированием всего градостроительного направления в субъектах и муниципальных образованиях будет возложен на Росстрой.
Надеюсь, что уже в этом году она будет принята, и, таким образом, закон вернет нам контролирующие функции в этой сфере.
Сколько должно стоить доступное жилье для граждан России?
Когда мы говорим, о доступном жилье, нужно понимать, что для разных категорий населения доступность жилья выглядит по-своему. Понятие «доступности» зависит от цены жилья, от ваших доходов и от того, в какой социальной нише вы находитесь.
Для тех, кто не может ни арендовать, ни купить при помощи заработанных денег, предусмотрено социальное жилье из расчета стоимости жилья и доходов населения в конкретном регионе. Для всех остальных — это выход на рынок с помощью ипотеки и других механизмов.
В 2004 году взять кредит могли 9% населения. Мы запланировали, что к 2010 году купить жилье с помощью ипотеки смогут сделать уже 30% населения. Таким образом, жилье будет для них доступно.
Хочу отметить, что за первое полугодие 2006 года количество выданных кредитов увеличилось в шесть раз по отношению к аналогичному периоду 2005 года. Окончательные результаты будут известны в конце года, но, думаю, по сравнению с прошлым годом этот показатель вырастет как минимум в три раза.
А какова будет к концу года, по Вашим оценкам средняя стоимость квадратного метра в России на первичном рынке?
В среднем по России — около 18 тыс. рублей за кв. метр. Не забывайте, что резкий рост цен происходил не в маленьких городах, а только в областных центрах, причем, чем больше город — тем больше рост.
По каким параметрам будет анализироваться исполнение ФЦП и нацпроекта по жилью?
Один из основных показателей нацпроекта — это ввод жилья. В 2006 году необходимо ввести 50,8 млн. кв. метров жилья. С учетом существующей динамики ввода жилья, можно с уверенностью предполагать, что к концу года целевой показатель нацпроекта будет достигнут.
На 15 ноября в России введено в строй 24,9 млн. кв. метров, что на 12 % больше, чем за соответствующий период прошлого года. 24 субъекта РФ ввели свыше 60% от своего годового уровня.
В ФЦП присутствует раздел, посвященный оценке ее социально-экономической эффективности. В этом разделе подробно говорится о системе индикаторов, которые представляют собой не только количественные показатели, но и качественные характеристики. Система индикаторов насыщена: достаточно сказать, что в ней содержится более сотни первичных показателей, позволяющих разносторонне оценить ход реализации нацпроекта по каждой из подпрограмм. Индикаторы рассчитываются как в региональном разрезе, так и в целом по России.
Как обстоит дело с подготовкой к реализации ФЦП «Жилище» в 2007 году?
Не все регионы подготовились должным образом. Вот, допустим, мы проводили отбор на 2007 год по подпрограмме модернизации коммунальных объектов. Выяснилось, что 60% регионов просто неправильно оформили документацию. Они даже не удосужились выяснить, что МЭРТ и Минфин разработали и опубликовали совершенно новую форму документов. Эта новая форма доступна всем, однако в регионах взяли и, не глядя, оформили все по-старому. В результате они остаются без федеральной поддержки.
Процедура отбора по подпрограмме модернизации ЖКХ на следующий год уже закончена. По подпрограмме обеспечения жильем молодых семей — будет закончена в декабре. Можно сказать, что по всем подпрограммам эта процедура будет завершена до весны, в январе-феврале.
Планируется ли вносить какие-либо изменения в ФЦП «Жилище» в следующем году?
Ход работы по ФЦП «Жилище» в 2006 году показал ряд определенных недостатков в механизмах ее реализации. Для того, чтобы их устранить, Росстрой разработал и направил в Минрегионразвития проекты постановлений правительства. В частности, они предусматривают включение в число участников программы организаций ЖКХ и застройщиков.
Мы предлагаем предоставлять госгарантии российским кредитным организациям для привлечения средств на реализацию инвестпроектов, а также выделять регионам субсидии на реализацию таких проектов.
Кроме того, мы хотели бы обратить внимание на развитие частно-государственного партнерства в сфере комплексного освоения территорий с помощью отбора и реализации особо крупных экспериментальных инвестпроектов.
Отбираются ли в настоящее время какие-то крупные пилотные проекты?
Нет, они еще не отбираются. Мы проанализировали рынок и пришли к выводу, что необходимы крупные проекты комплексной застройки территорий.
Поэтому мы подготовили проект распоряжения правительства и направили его на согласование. Если такой документ будет принят, мы в ближайшее время проведем отбор таких проектов.
Сейчас на тех, кто занимается строительством, «вешают» все — они должны построить и дорогу, и мост, и пожарное депо, и школу с детским садом. Все это в конечном итоге отражается на стоимости квадратного метра.
Предлагаемые нами проекты я бы назвал «экспериментальными». Необходимо разграничить ответственность. Если строится школа, то средства должны идти из местного бюджета, если дорога в субъекте РФ, то — из регионального бюджета, а вот если строится, например, университет, то это уже федеральный уровень. Форма поддержки будет определяться правительством. Если окажется, что обязательства по решению какой-то проблемы неисполнимы для местного или регионального бюджета, то им будет оказана помощь из бюджета других уровней.
Как развивается сотрудничество Росстроя с так называемыми энергомонополистами — «Газпромом» и РАО «ЕЭС России»? Соответствуют ли планируемым объемам ввода жилья по нацпроекту их планы по развитию мощностей?
У нас с ними есть понимание. Ясно, что их инвестиционная программа определяется не только вводом жилья, но и другими проблемами.
Нужно отметить, что отсутствие генеральных планов развития городов и регионов напрямую влияет на развитие энергетики. Это ведь значит, что отсутствуют планы развития инженерной инфраструктуры. Почему сегодня стали энергодефицитными регионы? Потому что они стали бурно развиваться, а это бурное развитие никто не предвидел заранее. Для взаимодействия с «Газпромом» и РАО «ЕЭС» при Росстрое создана рабочая группа по вопросам реализации инвестиционных проектов обеспечения земельных участков коммунальной инфраструктурой. Мы обмениваемся информацией и принимаем определенные решения по тем инвестпроектам, которые планируется реализовывать в рамках приоритетного нацпроекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».
Какие выводы можно сделать по итогам реализации нацпроекта в этом году? Какие достигнуты успехи? С какими трудностями столкнулись строители?
Самое главное, что федеральная, региональная и местная власти поняли, что без совместной работы проблемы в строительном секторе не преодолеть. Ведь нам необходимо не просто построить определенное количество домов, нам нужно изменить всю систему. Не случайно мы внесли и еще будем вносить множество поправок в законодательство, изменили правила, по которым сегодня должна научиться жить вся страна — и в секторе градостроительства, и в секторе ЖКХ. Это сложнейшие вещи, которые еще только предстоит претворить в жизнь.
Этот год — всего лишь первый шаг. Реализация нацпроекта «Доступное жилье» — стайерская дистанция, рассчитанная на десятилетия, а не на годы.
Хороших регионов много: это Кемеровская, Ростовская, Волгоградская, Челябинская Свердловская, Тюменская и Астраханская области, Хабаровский край, Чувашия. Начинает оживать Санкт-Петербург. Однако настораживает то, что инициаторами новых масштабных проектов становятся не местные органы власти, а представители предпринимательского сообщества. Все-таки созданием условий для бизнеса должны заниматься местные органы власти и субъекты РФ. Только тогда мы, наконец, дождемся и строительного бума, и снижения цен на жилье.
ИА «Интерфакс»

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация