Будущее Москвы зависит от Подмосковья
Вчера столичные министры решали, какой быть Москве через 20 лет. Генеральный план развития столицы до 2025 года, который был разработан еще 8 лет назад, сегодня, как показали промежуточные итоги, нуждается в серьезных корректировках.А итоги таковы: коммерческого жилья, торговых площадей и кафе-ресторанов в Москве построили больше, чем было заложено в плане, а вот детских садов, школ, дорог, линий метрополитена, парковок, инженерных сетей, а также новых парков и скверов прибавилось куда меньше, чем планировали. При этом земли в Москве больше не стало, так что экспансия города в область неизбежна.
Для выполнения любой программы, напомнила глава департамента экономической политики и развития Москвы Марина Оглоблина, нужны ресурсы. В Москве главным дефицитным ресурсом стала земля. И хотя земля в собственность в столице не оформлялась, практически по любому участку есть правообладатели, которые используют занятые участки для получения максимальной выгоды, то есть в первую очередь строят коммерческое жилье и торгово-развлекательные комплексы…
Это, конечно, правда, но не вся. Город все эти годы точно так же жил «одним днем». Почему, например, снося пятиэтажки, на их месте тут же строили многоэтажные, в том числе коммерческие дома, «забывая» воспользоваться возможностью проложить на освободившемся месте новые дороги или хотя бы сразу предусмотреть под домами подземные паркинги: к решению в обязательном порядке строить гаражи в новостройках пришли только в этом году. Мало того в большинстве случаев все это новое строительство нагромождалось на старые инженерные и электрические сети, которые уже сейчас не выдерживают в разы возросшей нагрузки. О разбивке новых скверов на месте вырубленных под новое строительство деревьев даже речи не идет — так называемое «компенсационное озеленение» разрешает вырубить старые деревья, к примеру, на Таганке, а молодую поросль высадить в Битцевском парке. И что с того жителям Таганки?
Забыло о Москве, которая выполняет столичные функции, и федеральное правительство — лишь недавно, после дорожной пробки, которую прославила команда «Спартака», спустившись в полном составе в метро, министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что в проект бюджета страны на 2007 год заложено 11 миллиардов рублей на дорожное строительство в столице. Правда, денег на прокладку новых линий московского метро в бюджете уже не нашлось.
Ошибки осознаны. Что делать, вроде бы тоже понятно: строить дороги, детские сады и школы, наращивать энергомощности, не забывать о том, что город должен быть зеленым, иначе просто задохнемся в бетонных коробках и пробках. Но при этом Москву никто не освобождал и от выполнения нацпроекта «Доступное жилье». Выход, судя по всему, один — Москве и области, как бы ни были напряжены отношения между главами двух соседей-регионов, придется или развиваться вместе, или вместе погибнуть.
Да и по сути «реальная Москва», как назвал ее вчера главный архитектор столицы Александр Кузьмин, уже давно не ограничена МКАД. Ближайшее Подмосковье активно заселяется москвичами, жители области работают в Москве — в этом «реальном городе» только официально проживает более 15 млн человек, и развивать этот город надо сообща. Последний пример — расширение Ярославского шоссе запланировано только до МКАД, но если не расширять его дальше: до Мытищ и до Королева, то пробки на Ярославке никуда не денутся.
В свою очередь, Юрий Лужков считает, что Москва должна помочь области в развитии подмосковных городов: «Надо создать их жителям такие комфортные условия для жизни и работы, чтобы они не искали их в столице».
В самой же Москве, считает мэр, пора ограничить строительство офисов в центре, чтобы сохранить то, что осталось от исторического города. И с помощью привлеченных экспертов тщательно оценить, сколько народу будет жить в Москве через 5—10 лет, чтобы не повторить главной ошибки Генплана 1998 года. По нему в Москве сейчас должно проживать 8,6 млн человек, а, по данным последней переписи, живет как минимум 10,4 млн, а с учетом мигрантов и все 15.
Виктория Волошина
Известия