Кто ответит за рухнувший дом
Строительное лобби на круглом столе потребовало от правительства немедленно отменить или кардинально изменить закон «О техническом регулировании» №184-ФЗ от 27 декабря 2002 года. Письмо об этом, направленное в правительство Ассоциацией строителей России (По словам вице-президента Российского союза строителей (РСС) Ларисы Бариновой, основная проблема заключена в том, что в законе упущены многие моменты — такие, как охрана труда, энергосбережение, экология и так далее. Но изменения в него внести сложно и трудно: для любого изменения требуется принятие Госдумой соответствующего законопроекта. «Это не соответствует международному опыту, — возмущается Баринова. — Ни в одной стране мира строительные нормы не излагаются в виде законов, а регламентируются профильными ведомствами».
В результате недобросовестные строители пользуются лазейками, оставленными законом. «Сегодня новости со строек напоминают фронтовые сводки», — посетовал президент АСР Николай Кошман. И перечислил внушительный список обрушений, произошедших в результате нарушений правил строительства или эксплуатации сооружений.
Кроме этого, представители строительного лобби пожаловались, что в результате действия закона «О техническом регулировании» российская индустрия теряет свою конкурентоспособность. «В столице вовсю идет высотное строительство, но никаких правовых и нормативных документов об этом нет», — привела пример Баринова. Добавив, что столичные чиновники пошли на нарушение федерального закона, разработав свои нормы строительства высотных зданий.
Но по мнению разработчиков закона, строители во многом лукавят. «Говорить о том, что закон о техрегулировании отменил действующие строительные нормы и правила — это откровенное передергивание фактов», — возмутился один из авторов закона, председатель правления Национального института технического регулирования Александр Рубцов. — Основная часть нормативных баз сегодня действует, но инициатива заморожена на уровне ведомственного нормотворчества». По его словам, в законе специально предусмотрена норма, позволяющая вводить изменения постановлением правительства, что гораздо быстрее, чем делать это законодательным путем. Однако за прошедшие три с половиной года строительным лобби не был подготовлен ни один технический регламент. «Те предприниматели, которые хотят что-то менять, действуют, — возмущался Рубцов. — Другие решили ждать и стонать о своих проблемах».
Так, по его мнению, столичные корпорации, занимающиеся высотным строительством, могли бы давно заняться разработкой технического регламента для возведения данных сооружений. Но дело в том, что некоторые ведомства хотят получить право самостоятельно вносить изменения в документы, регламентирующие нормы и правила, уверен Рубцов.
В аргументах обоих оппонентов есть своя доля правды. С одной стороны, недовольство ходом внедрения в жизнь техрегулирования еще 13 апреля этого года высказал премьер-министр РФ Михаил Фрадков на заседании правительства. С другой стороны, по словам специалистов технических надзоров, контролирующих деятельность строителей на площадках, основные проблемы связаны не с устаревшими нормами, а с элементарным их несоблюдением: строители экономят, используя бетон более дешевой марки или закладывая в стены и перекрытия арматуры меньше положенного. А пока авторы закона и строители спорят, дома продолжают рушиться. В течение этого года в России имело место 38 происшествий на стройках и эксплуатируемых объектах, 16 из них — в Московском регионе.
Газета