12:13:49
24 ноября 2024 г.

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №226-ПП от 2009-03-24

О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ «ЧИСТАЯ ВОДА МОСКВЫ» НА ПЕРИОД 2010-2012 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДАПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 24 марта 2009 г. N 226-ПП
О КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ
«ЧИСТАЯ ВОДА МОСКВЫ» НА ПЕРИОД 2010-2012 ГГ.
И НА ПЕРСПЕКТИВУ ДО 2020 ГОДА
В целях повышения надежности обеспечения населения города Москвы качественной
питьевой водой, восстановления и охраны источников питьевого водоснабжения,
защиты окружающей природной среды от воздействия загрязняющих веществ и
рационального использования водных ресурсов Правительство Москвы постановляет:
1. Утвердить Концепцию городской целевой среднесрочной программы «Чистая вода
Москвы» на период 2010-2012 гг. и на перспективу до 2020 года (приложение).
2. Департаменту природопользования и охраны окружающей среды города Москвы,
Департаменту науки и промышленной политики города Москвы, Департаменту
экономической политики и развития города Москвы принять участие в формировании
государственным заказчиком-координатором Департаментом жилищно-коммунального
хозяйства и благоустройства города Москвы городской целевой среднесрочной
программы «Чистая вода Москвы» на период 2010-2012 гг. и на перспективу до
2020 года.
3. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города
Москвы:
3.1. Обеспечить разработку и в IV квартале 2009 г. представить на утверждение
Правительства Москвы городскую целевую среднесрочную программу «Чистая вода
Москвы» на период 2010-2012 гг. и на перспективу до 2020 года (далее —
Программа).
3.2. При разработке проекта Программы в целях исключения дублирования
обеспечить контроль соответствия мероприятий Программы основным документам:
— актуализированному Генеральному плану города Москвы на период до 2025 года;
— Генеральной схеме водоснабжения города Москвы на период до 2020 года,
утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 176-ПП
«О развитии систем водоснабжения и канализации города Москвы на период до 2020
года»;
— Городской целевой среднесрочной программе по реабилитации малых рек и
водоемов на территории города Москвы на 2009-2011 гг., утвержденной
постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N 1004-ПП;
— приоритетным национальным проектам «Здоровье» и «Доступное и комфортное
жилье — гражданам России».
4. Департаменту жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города
Москвы совместно с префектурами административных округов города Москвы
обеспечить публикацию материалов о качестве воды, путях экономного
использования питьевой воды в быту в городских, окружных, районных средствах
массовой информации.
5. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого
заместителя Мэра Москвы в Правительстве Москвы Бирюкова П.П.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 24 марта 2009 г. N 226-ПП
КОНЦЕПЦИЯ
ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ СРЕДНЕСРОЧНОЙ ПРОГРАММЫ «ЧИСТАЯ ВОДА
МОСКВЫ» НА ПЕРИОД 2010-2012 ГГ. И НА ПЕРСПЕКТИВУ
ДО 2020 ГОДА
1. Цели Программы
Основополагающим условием повышения комфорта проживания и здоровья жителей
города Москвы является создание экологически безопасной водной среды,
доступность оказываемых услуг, надежность централизованного водоснабжения и
водоотведения, эффективное и сбалансированное развитие водного сектора
столицы.
Понятие водного сектора включает систему источников водоснабжения, подготовки
питьевой воды, ее транспортировки, систему технического водоснабжения,
отведения городских сточных вод, их очистки и сброса очищенных сточных вод в
водные объекты. Задачи благоустройства и реабилитации водных объектов на
территории города Москвы решаются Городской целевой среднесрочной программой
по реабилитации малых рек и водоемов на территории города Москвы на 2009-2011
гг., утвержденной постановлением Правительства Москвы от 28 октября 2008 г. N
1004-ПП.
Главной целью городской целевой среднесрочной программы «Чистая вода Москвы»
на период 2010-2012 гг. и на перспективу до 2020 года (далее — Программа)
является гарантированное обеспечение жителей Московского мегаполиса чистой
питьевой водой по доступной цене, создание экологически безопасной водной
среды, улучшение на этой основе состояния здоровья и продолжительности жизни
человека.
Под чистой питьевой водой понимается вода, качество которой соответствует
нормативным требованиям.
Программа определяет комплекс взаимно увязанных мероприятий, осуществляемых
органами исполнительной и законодательной власти, организациями промышленного
и финансового сектора, научными организациями, реализация которых обеспечит
поэтапное достижение цели. Основные задачи и направления Программы
сформулированы в данной Концепции.
В основу разработки Концепции положены результаты изучения существующего
положения в водном секторе столицы, анализа качества предоставляемых жителям
столицы услуг по водоснабжению и водоотведению, состояния нормативной правовой
базы отрасли на федеральном и региональном уровнях, современных
технологических и технических решений, передовых экономических механизмов
организации и управления отраслью.
Программа разрабатывается на среднесрочный период 2010-2012 гг. и на
перспективу до 2020 года с учетом основных направлений государственной
программы «Чистая вода».
Программа является многоцелевой и межотраслевой, так как затрагивает интересы
различных сфер экономики и отраслей промышленности. Межрегиональное значение
Программы определяется необходимостью надежного обеспечения качественными
услугами водоснабжения и водоотведения городов центральной части Московской
области, риском антропогенных загрязнений источников водоснабжения города
Москвы, расположенных на территории Московской, Смоленской и Тверской
областей, воздействием сбросов очищенных вод Москвы на водные объекты,
расположенные на территории Московской, Рязанской и Нижегородской областей.
В целом Программа направлена на создание отлаженной и гибкой системы
управления водным сектором в интересах жителей Московского мегаполиса.
2. Содержание и основные разделы Программы
2.1. Обоснование соответствия решаемой проблемы и целей
Программы приоритетным задачам социально-экономического
развития города Москвы
Обеспечение населения города Москвы чистой питьевой водой нормативного
качества, безопасность водопользования являются одним из главных приоритетов
социальной политики Правительства Москвы, лежат в основе здоровья и
благополучия человека. При этом безопасность питьевого водоснабжения —
важнейшая составляющая здоровья населения.
В настоящее время по качеству питьевой воды и степени очистки сточных вод
город Москва находится на уровне развитых стран мира. Однако повышение уровня
антропогенного загрязнения территории источников питьевого водоснабжения,
ужесточение нормативов качества питьевой воды, значительный износ сооружений и
оборудования водного сектора, отсутствие резервного водоисточника определяют
актуальность проблемы гарантированного обеспечения жителей Московского
мегаполиса чистой питьевой водой и выводят ее в приоритетные задачи
социально-экономического развития города Москвы. Возрастающие экологические
требования предписывают необходимость повышения качества очистки сточных вод.
Программа должна быть увязана со следующими документами:
— актуализированным Генеральным планом города Москвы на период до 2025 года;
— Генеральной схемой водоснабжения города Москвы на период до 2020 года,
утвержденной постановлением Правительства Москвы от 14 марта 2006 г. N 176-ПП
«О развитии систем водоснабжения и канализации города Москвы на период до 2020
года».
Программа должна учитывать:
— приоритетные национальные проекты — «Здоровье» и «Доступное и комфортное
жилье — гражданам России»;
— послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской
Федерации от 5 ноября 2008 г.;
— Концепцию долгосрочного социально-экономического развития Российской
Федерации на период до 2020 года, утвержденную распоряжением Правительства
Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р.
Для решения задачи по гарантированному обеспечению жителей Московского
мегаполиса чистой питьевой водой необходима организация совместных действий
органов исполнительной и законодательной власти, предприятий водного сектора,
инвесторов, технических и научных специалистов, населения столицы по созданию
в водном секторе эффективных, качественно новых, современных форм и методов
управления, социально-ответственной бизнес-среды, научного и технического
потенциала.
2.2. Обоснование целесообразности решения проблемы
программно-целевым методом
Масштабность проблемы определяет необходимость разработки Программы с
использованием программно-целевого решения комплекса
организационно-технических, правовых, экономических, социальных, научных и
других задач и мероприятий, обеспечивающих условия реализации Программы,
поскольку они:
— входят в число приоритетов социальной политики Правительства Москвы;
— носят межотраслевой и межведомственный характер;
— не могут быть решены в пределах одного финансового года и требуют
значительных бюджетных расходов;
— требуют проведения институциональных преобразований, направленных на
обеспечение рыночных отношений в водном секторе;
— требуют проведения единой технической политики, направленной на внедрение в
водном секторе наиболее прогрессивных, наилучших, доступных технологий,
современного оборудования;
— носят комплексный, масштабный характер, а их решение окажет существенное
положительное влияние на социальное благополучие жителей города Москвы,
экологическую безопасность, увеличение продолжительности жизни, дальнейшее
экономическое развитие города Москвы.
Эффективное использование и охрана водных ресурсов — это проблема, которую
невозможно успешно решить только на уровне ведомств или в рамках одного
города.
Применение программно-целевого метода при разработке Программы должно
обеспечить эффективное решение системных проблем в водном секторе города
Москвы за счет реализации комплекса программных мероприятий, увязанных по
задачам, ресурсам и срокам.
2.3. Характеристика и прогноз развития сложившейся ситуации
в водном секторе города Москвы без использования
программно-целевого метода
Централизованное водоснабжение жителей столичного региона осуществляется в
основном из поверхностных источников Москворецко-Вазузской и Волжской систем,
расположенных на водосборной площади 55 тыс. кв. км на территории трех
областей.
Подготовка воды питьевого качества производится на пяти станциях: Западной,
Юго-Западной и Рублевской, использующих воду Москворецкого источника, Северной
и Восточной, использующих воду Волжского источника. Станции водоподготовки
общей производительностью 6,7 млн. куб. м/сутки обеспечивают подачу воды
потребителям города Москвы и 13 городов центральной части Московской области.
Применяемая технология водоподготовки решает задачу получения качества
питьевой воды, удовлетворяющего нормативным требованиям. Однако ухудшение
состояния источников водоснабжения, возрастающий риск их антропогенного
загрязнения в условиях постоянного ужесточения нормативов качества питьевой
воды обуславливают необходимость внедрения современных эффективных технологий.
Транспортировка питьевой воды осуществляется по радиально-кольцевой системе
трубопроводов протяженностью более 11 тыс. км. Водопроводная сеть является
одним из самых уязвимых элементов в системе водоснабжения города Москвы.
Установленный нормативный срок службы исчерпали около 5,3 тыс. км труб.
Ежегодный прирост самортизированных сетей водоснабжения достигает 200 км.
Объем реконструкции на сегодняшний день составляет 170 км, или 1,5% от их
общей протяженности. Для сокращения объема самортизированных трубопроводов
потребность в замене ветхих водопроводных труб — не менее 340 км, или 3% от
общей протяженности сетей.
Наибольшее количество повреждений происходит на трубопроводах, проложенных в
1970-1980 гг. из стали, железобетонных коммуникациях 1980-х годов прокладки и
чугунных трубах со сроком эксплуатации более 50 лет. Особую обеспокоенность
вызывают трубопроводы из железобетона протяженностью 22,51 км и серого чугуна
протяженностью 3498 км, из которых 55,6 км превысили 100-летний срок
эксплуатации. Повреждения на данных инженерных коммуникациях связаны со
значительным изливом воды и нанесением ущерба городу.
Производительность системы технического водоснабжения составляет 830 тыс. куб.
м/сутки. Источниками воды являются река Москва и Клязьминское водохранилище.
Кроме того, в городе Москве создана и функционирует система промышленного
водоснабжения с использованием доочищенных сточных вод Курьяновских очистных
сооружений. Протяженность трубопроводов для подачи технической воды — 220,8
км.
Система канализации (водоотведения) представляет собой комплекс инженерных
сооружений: более 7,7 тыс. км сетей, 139 насосных станций, 4 комплекса
очистных сооружений (Курьяновский, Люберецкий, Зеленоградский, Южнобутовский)
суммарной производительностью 6,345 млн. куб. м/сутки.
В канализационную сеть города Москвы поступают сточные воды столичного
мегаполиса, а также 15 подмосковных городов и нескольких десятков поселков,
расположенных в центральной части Московской области. Канализационная сеть,
как и водопроводная, имеет высокий износ. Протяженность самортизированных
сетей, включая каналы большого диаметра (до 3,5 м), составляет 46-69% в
зависимости от диаметра. На сегодняшний день объемы реконструкции и перекладки
канализационных трубопроводов недостаточны и составляют 74 км, или 0,95% от
общей протяженности. Для обеспечения устойчивого водоотведения и
функционирования канализационной системы города Москвы необходимо проведение
ежегодной реконструкции канализационных каналов и напорных трубопроводов в
объеме 1,5% от общей протяженности 116 км.
Очистные сооружения обеспечивают очистку сточных вод от органических
загрязнений и взвешенных веществ в соответствии с проектными показателями.
Однако в соответствии с современными нормативными требованиями качество
очистки должно быть повышено, прежде всего по соединениям азота и фосфора, для
достижения требований к водным объектам культурно-бытового назначения и
поэтапного достижения нормативов, установленных для водных объектов
рыбохозяйственного назначения. Обеспечение безопасности водных объектов
требует также создания сооружений обеззараживания очищенных сточных вод.
Существующий в городе Москве водный сектор в целом обеспечивает потребности
города в получении соответствующих услуг по водоснабжению и водоотведению, а
также по поддержанию приемлемого экологического состояния водного фонда города
Москвы и не является сдерживающим фактором в развитии города, реализации
городских программ. В то же время имеется ряд важных задач, которые необходимо
решать для гарантированного обеспечения надежной работы водохозяйственного
комплекса при ухудшении качества воды в источниках водоснабжения города
Москвы, ужесточении нормативов качества питьевой воды с учетом перспективного
развития города Москвы и его инфраструктуры.
К таким техническим задачам относятся:
1. Обеспечение качества питьевой воды в условиях роста антропогенной нагрузки
на водоисточники. Это одна из наиболее острых проблем в настоящее время.
Водосборная территория источников водоснабжения города Москвы подвержена
значительному хозяйственному освоению, что негативно отражается на качестве
воды источников водоснабжения и значительно осложняет технологию
водоподготовки, требует увеличения затрат на подготовку питьевой воды
необходимого качества.
2. Проработка вопроса об использовании подземных вод Московского бассейна для
целей питьевого водоснабжения. Это позволит иметь резерв на случай
экстремальных ситуаций.
3. Разработка и реализация мероприятий по обеспечению надежности трубопроводов
и сокращению всех видов неучтенных расходов воды, которые сократились и в
настоящее время составляют менее 10% от общего объема воды, подаваемого
городу. Однако стабилизация достигнутого уровня неучтенных расходов воды
требует разработки и реализации крупномасштабных мероприятий по обеспечению
надежности трубопроводов. Основным потребителем воды является население города
Москвы (71%). Именно в жилищном фонде наблюдаются наибольшие потери,
обусловленные некачественной эксплуатацией внутренних водопроводов, износом
оборудования, избыточными напорами во внутридомовых системах холодного и
горячего водоснабжения, недостаточным количеством квартирных приборов учета
воды.
4. Обеспечение санитарной надежности и высокого качества питьевой воды при ее
транспортировке по разводящей водопроводной сети в условиях значительного
износа трубопроводов, снижения водопотребления и, соответственно, уменьшения
скорости движения воды в трубах.
5. Совершенствование методов и оборудования для очистки природной и сточной
воды, внедрение новых технологий.
6. Сокращение утечек из канализационной сети путем ее модернизации.
7. Повышение качества очистки сточных вод путем реконструкции действующих
очистных сооружений, обеспечение обеззараживания очищенных вод.
8. Повышение надежности энергоснабжения водного сектора, обеспечение
оптимального энергосберегающего режима работы системы водоснабжения и
водоотведения города.
Кроме технических задач имеются и экономические проблемы:
1. Несовершенство методического обеспечения формирования тарифов на
водоснабжение и водоотведение.
2. Участие федеральных органов власти в процессе тарифного регулирования как
следствие несовершенства законодательства в части разграничения полномочий
между уровнями государственной власти.
3. Отсутствие механизма компенсаций организациям водопроводно-канализационного
хозяйства дополнительных затрат, возникающих в результате воздействия
антропогенных факторов.
4. Отсутствие экономического стимулирования водопользователей, внедряющих
инновационные природоохранные технологии, а также проводящих активную работу,
направленную на ресурсосбережение, в условиях ужесточения требований
природоохранного законодательства и нормативов качества воды.
5. Установление для всех водных объектов, в том числе Москвы-реки, нормативов
сброса загрязняющих веществ на уровне ПДК для рыбохозяйственных водоемов
приводит к тому, что водоканалы обязаны сбрасывать сточные воды, очищенные
фактически до уровня питьевой воды. Неоправданные производственные затраты на
очистку сточных вод влекут за собой рост тарифов на услуги водоснабжения и
водоотведения, платы населения за коммунальные услуги.
6. Отставание по внедрению новейших информационных технологий управления, а
также новейших мировых тенденций эффективной организации бизнес-процессов на
предприятиях водного сектора.
7. Требование оптимизации налоговой системы с учетом взаимоувязки интересов
органов государственной власти, потребителей услуг водоснабжения и
водоотведения, а также ресурсоснабжающих организаций.
Прогноз развития ситуации в водном секторе Московского мегаполиса без
использования программно-целевого метода предполагает низкие темпы
модернизации и реконструкции систем водоснабжения и водоотведения, отсутствие
реформы управления, недостаточность средств и ресурсов для обеспечения
устойчивого развития системы.
Прогнозируется, что в этом случае к 2020 году:
— сохранится недостаточная эффективность отрасли, выражающаяся в одновременном
росте эксплуатационных расходов и увеличении износа основных фондов;
— средний износ оборудования и сетей достигнет 70%;
— не будет обеспечена требуемая санитарная надежность разводящей сети и
гарантированная подача воды населению питьевой воды нормативного качества и в
требуемых количествах;
— усилится зависимость от зарубежного оборудования;
— замедлится развитие прикладной науки в области водоснабжения и
водоотведения;
— увеличится потребление энергетических ресурсов в результате увеличения
потерь в процессе производства и доставки питьевой воды потребителям;
— ухудшится экологическое состояние источников питьевого водоснабжения и
территории города Москвы;
— в отсутствие механизмов отбора и применения новейших технологий в водном
секторе, отсутствие современной технической базы для производства современного
оборудования и материалов не будет обеспечено техническое перевооружение и
реконструкция отрасли, сокращение удельных расходов и потерь воды, уменьшение
сбросов сточных вод и выбросов загрязняющих веществ;
— снизится инвестиционная привлекательность водного сектора;
— не улучшится качество жизни населения.
2.4. Возможные варианты решения проблемы, оценка
преимуществ и рисков, возникающих при различных
вариантах решения проблемы
Разработка вариантов развития водного сектора города Москвы должна быть
выполнена в Программе на основе прогнозных данных по развитию города, его
инфраструктуры, основным водопотребителям.
При анализе и прогнозе развития водного сектора города Москвы должны быть
оценены и проанализированы:
— целесообразность разработки объединенной системы водоснабжения города Москвы
и Московской области с использованием подземных вод и учетом Генеральной схемы
водоснабжения города Москвы на период до 2020 года;
— потребление воды основными категориями потребителей (население,
коммунально-бытовой сектор, промышленность);
— возможность увеличения объемов продаж воды на территории Московской области;
— технологически обоснованный уровень неучтенных расходов воды в сети;
— тенденции сокращения водопотребления с учетом изменения в инфраструктуре
города Москвы, реализации мероприятий по наладке и рационализации внутренних
систем водоснабжения зданий, прогнозируемого парка водосчетчиков;
— показатели качества воды на выходе станций водоподготовки с учетом
реализации современных технологий;
— соотношение реального водопотребления, существующей и прогнозной мощности
сооружений водоподготовки;
— экономическая целесообразность развития системы промышленного водоснабжения
на базе доочищенных сточных вод;
— количество промпредприятий и объектов, прогнозируемых к подключению к
системе промышленного водоснабжения; целесообразность использования грунтовых
и дренажных вод для этих целей;
— показатели качества воды на выходе очистных сооружений с учетом реализации
современных технологий;
— соотношение существующей и прогнозной мощности очистных сооружений
канализации (с учетом внедрения новых технологий).
На основании результатов оценки и анализа в Программе будут рассмотрены
возможные варианты развития водного сектора — максимальный (оптимистический),
средний и минимальный (пессимистический).
Особое внимание в рамках Программы планируется уделить вопросу безопасного
использования бутилированной воды, бытовых фильтров и локальных установок
доочистки питьевой воды. Данное направление рассматривается не как
альтернатива, а как дополнительное направление к централизованному
водоснабжению.
Результаты исследований бутилированной воды из торговой сети города
свидетельствуют об отсутствии в большинстве образцов воды микроэлементов,
обеспечивающих ее физиологическую полноценность, что приводит к неоправданным
затратам жителями средств на ее покупку.
Рынок бытовых и локальных устройств доочистки воды в наши дни весьма обширен.
Однако в документации на эти устройства отсутствует конкретная информация о
концентрациях удаляемых загрязнений, эффективности и ресурсе работы устройства
при разных уровнях загрязнения воды, несмотря на обязательные требования
соответствующего государственного стандарта. Потребитель такого устройства
индивидуального или коллективного пользования не может подобрать необходимый
ему фильтр и тем более квалифицированно эксплуатировать его. Отсутствует
система контроля качества воды после доочистки на уже установленных
коллективных локальных устройствах, в том числе в дошкольных, лечебных и
других социальных учреждениях. Следствием является нанесение вреда здоровью
из-за излишнего обессоливания воды, развития в доочистных устройствах
микроорганизмов, залповых выносов в очищаемую воду загрязнений.
Учитывая имеющийся спрос населения города Москвы и социальных предприятий,
школ, больниц, детских учреждений на использование бутилированной воды и
доочистных устройств, в Программе необходимо предусмотреть предложения по
решению вопросов, связанных с реализацией комплекса мер по обеспечению
контроля за локальными установками водоочистки, организации квалифицированной
эксплуатации этих установок, контроля за качеством бутилированной воды и ее
реализацией.
2.5. Предложения по целям и задачам Программы, целевым
индикаторам и показателям, позволяющим оценивать ход
реализации Программы по годам
2.5.1. Оценка и прогноз состояния поверхностных и подземных
водоисточников Московского региона. Защита водных
ресурсов от антропогенного воздействия
Продолжающийся рост антропогенной нагрузки на поверхностные источники
водоснабжения города Москвы, риск их техногенного загрязнения, изменение
условий формирования поверхностного и грунтового стока, снижение самоочищающей
способности рек, усиление процессов эрозии почв и вынос взвеси и органических
веществ в нижерасположенные водоемы требуют комплексного рассмотрения в
Программе вопросов оценки, прогноза и мониторинга состояния поверхностных и
подземных источников водоснабжения города Москвы, защиты водных ресурсов
Московского региона от загрязнения сточными водами.
В этой связи необходимо регулярное уточнение водохозяйственного баланса для
бассейнов рек Москвы, Вазузы и Верхней Волги. Это позволит более обоснованно
планировать (оперативно и на долгосрочную перспективу) использование вод,
переброску и регулирование речного стока, более эффективно управлять водными
ресурсами Московской водохозяйственной системы, даст возможность определить
мероприятия по удовлетворению потребностей в воде всех водопотребителей и
водопользователей.
Поверхностные источники:
— оценка и прогноз качественных и количественных изменений в гидрологическом
режиме и качестве воды в поверхностных водоисточниках под воздействием
хозяйственной деятельности на площади водосбора;
— разработка предложений по улучшению экологического состояния источников
питьевого водоснабжения города Москвы;
— мониторинг источников водоснабжения города Москвы и объектов на территории
водосбора этих источников, воздействующих на них, выполнение водоохранных
работ при хозяйственном освоении территории;
— проверка на соответствие действующему законодательству имеющихся
водоохранных зон и прибрежных полос водных объектов — источников питьевого
водоснабжения города Москвы, зон санитарной охраны;
— разработка проектов зон санитарной охраны источников питьевого водоснабжения
города Москвы.
Подземные источники:
— оценка разведанных запасов подземных вод;
— анализ необходимости создания резервного водоснабжения города Москвы с
использованием подземных вод, а также варианта объединенной системы
водоснабжения города Москвы и Московской области;
— оценка предельно возможного водоотбора системой существующих артезианских
скважин; параметры депрессионной воронки;
— объем необходимого использования артезианских вод для технического
водоснабжения.
Защита водных ресурсов от загрязнения сточными водами:
— усиление контроля за деятельностью водопользователей, расположенных на
площади водосбора. Определение ответственности водопользователей за качество
воды в водном объекте — источнике водоснабжения;
— ужесточение режима хозяйственной деятельности в водоохранных зонах.
2.5.2. Оценка и прогноз водопотребления.
Водосбережение и рациональное водопользование
Целью работ по данному разделу Программы должны быть оценка и обоснование
величины рационального удельного водопотребления при минимизации потерь воды.
Для этого в Программе необходимо:
— выполнить оценку демографической, производственной, градостроительной
ситуации в городе Москве до 2020 года и прогноз водопотребления, сравнить эти
данные с расчетными, полученными по разным методикам и нормативным документам,
и зарубежными данными;
— разработать технико-экономические предложения по обеспечению рационального
удельного водопотребления, снижению нерационального водопользования и потерь
воды, оптимизации управления давлением в городской водопроводной сети.
В качестве первоочередных мероприятий по достижению рационального удельного
водопотребления в Программе должны быть разработаны предложения по следующим
направлениям:
— организация мониторинга всех водопотребителей в городе Москве с точки зрения
оценки состояния внутренних санитарно-технических систем зданий;
— замена воды питьевого качества на природную или частично очищенную воду для
ряда водопотребителей при соответствующем технико-экономическом и
санитарно-гигиеническом обосновании;
— совершенствование учета водопотребления;
— завершение перехода на расчеты управляющих организаций с населением за
фактическое потребление воды исходя из показаний приборов учета;
— проведение работ по нормализации и контролю за давлением;
— совершенствование технологии обнаружения утечек воды;
— сокращение нерационального водопользования на предприятиях города Москвы;
— строительство систем оборотного водоснабжения;
— установка антивандальной санитарно-технической арматуры в культурно-бытовом
секторе и бюджетных организациях.
2.5.3. Внедрение в водном секторе современных
инновационных технологий
В Программе необходимо:
— разработать методологию комплексной оценки и обоснования применения
наилучших доступных технологий в водном секторе;
— сформировать базу данных наилучших доступных технологий, рекомендованных для
применения в системе водоснабжения и водоотведения города Москвы;
— выполнить оценку надежности и эффективности систем подготовки питьевой воды,
оценить гарантированную полную производительность станций водоподготовки,
обеспечивающую повышение их технологической и санитарно-гигиенической
надежности при прогнозном изменении водопотребления и ужесточении требований к
качеству питьевой воды;
— определить объемы модернизации станций водоподготовки с использованием
передовых технологий для обеспечения перспективных требований к качеству
питьевой воды;
— определить пути устойчивого развития научного и технического потенциала,
стимулирования производства отечественного оборудования, технологий и
материалов, необходимых для создания и обеспечения функционирования систем
водоснабжения и водоотведения города Москвы в соответствии с современными
стандартами;
— определить объемы модернизации городских очистных сооружений с
использованием наилучших доступных энергоэффективных технологий с целью
снижения воздействия хозяйственной деятельности на водные объекты;
— разработать оптимальную стратегию планирования восстановления трубопроводов
городской водопроводной и канализационной (самотечной и напорной) сети Москвы
на основе научно обоснованного подхода к решению проблемы реконструкции и
модернизации сети. При выборе методов восстановления трубопроводов приоритетом
должны быть методы бестраншейной (без производства раскопок) реконструкции и
оснащение современными средствами противоаварийной защиты;
— разработать стратегию управления всеми видами потерь воды для решения задачи
их минимизации;
— сформировать базу данных наилучших доступных технологий, рекомендованных для
применения в системе водоснабжения и водоотведения города Москвы;
— предусмотреть разработку и создание на базе МГУП «Мосводоканал»
универсального опытно-промышленного комплекса по отработке инновационных
технологий и оборудования для очистки природных и сточных вод;
— предусмотреть использование научно-технического потенциала малых предприятий
Московского региона для решения задач водного сектора;
— предусмотреть повышение надежности энергоснабжения
водопроводно-канализационных сооружений;
— предусмотреть широкое внедрение энерго- и теплосберегающих технологий,
направленных на развитие альтернативной энергетики в водном секторе;
— разработать рекомендации по оптимизации бизнес-процессов и внедрению
современных механизмов управления водным сектором.
2.5.4. Оценка существующей нормативно-правовой базы
в водном секторе и подготовка предложений
по ее совершенствованию
Для города Москвы, как и для других городов России, проблема гарантированного
обеспечения населения чистой питьевой водой требуемого качества в достаточном
количестве связана с правовыми и экономическими проблемами отрасли.
В первую очередь в этом разделе Программы необходимо внесение следующих
предложений.
Водное законодательство:
— наделение Правительства Российской Федерации правом утверждения перечня
водных объектов рыбохозяйственного значения;
— ужесточение требований к хозяйственной деятельности в водоохранных зонах
водных объектов, используемых для целей питьевого водоснабжения;
— предоставление права субъектам Российской Федерации осуществлять бюджетное
финансирование природоохранных мероприятий в отношении водных объектов,
находящихся в федеральной собственности;
— принятие технических регламентов «О безопасности питьевой воды» и «О
безопасности водоотведения»;
— переход к системе нормирования воздействия хозяйственной деятельности на
водные объекты на основе наилучших доступных технологий и поэтапного
достижения нормативов качества очистки сточных вод;
— гармонизация нормативных требований к качеству воды водных объектов с
европейским законодательством;
— замена системы индивидуальных разрешений на сбросы загрязняющих веществ в
водные объекты для природопользователей, применяющих наилучшие доступные
технологии, на декларирование соответствия требованиям законодательства с
обязательным проведением экологического аудита;
— экономическое стимулирование природопользователей, внедряющих наилучшие
природоохранные технологии.
Законодательство о налогах и сборах:
— осуществление платы по договорам водопользования, а также платы за
негативное воздействие на окружающую среду в виде налоговых платежей (водный
налог, экологические налоговые платежи);
— выработка предложений по установлению для предприятий отрасли благоприятных
налоговых условий (льготирование) на федеральном и региональном уровне.
Земельное законодательство:
— ограничение оборотоспособности находящихся в государственной или
муниципальной собственности земельных участков в водоохранных зонах
водохранилищ, используемых для целей питьевого водоснабжения;
— установление права доступа организаций водопроводно-канализационного
хозяйства на территорию земельных участков других собственников для
эксплуатации водопроводных и канализационных сетей.
2.5.5. Здоровье человека и безопасность питьевой воды
Безопасность питьевого водоснабжения является одной из главных составляющих
безопасности и здоровья человека. В этом разделе Программы необходимо решение
следующих вопросов:
— гигиеническая оценка риска для здоровья населения при потреблении воды из
системы централизованного водоснабжения (оценка с ранжированием по показателям
качества, возрастным и социальным группам населения и т.д.);
— анализ результатов оценки риска и разработка рекомендаций по улучшению
качества питьевой воды применительно к условиям города Москвы;
— оценка возможности загрязнения водоисточников новыми токсикантами
антропогенного происхождения, в том числе фармацевтическими препаратами;
— оценка использования артезианских скважин промышленных предприятий города
Москвы для питьевых целей;
— изучение гидрогеологического происхождения родников и ключей;
— обустройство родников и ключей как декоративных элементов ландшафта и
использование их в реализации образовательных программ по воспитанию бережного
отношения к водным ресурсам;
— разработка технических требований и определение условий применения бытовых
систем доочистки питьевой воды в условиях города Москвы;
— создание эффективной системы контроля бутилированной воды, поступающей в
торговую сеть города Москвы.
2.5.6. Повышение качества очистки сточных вод с целью
улучшения состояния водных объектов
Надежное водоотведение и эффективная очистка сточных вод являются одной из
важнейших составляющих экологической безопасности водных объектов. В данном
разделе Программы необходимо решение следующих вопросов:
— оценка влияния сброса загрязняющих веществ с очищенными сточными водами на
водные объекты;
— создание единой информационной базы данных мониторинга водных объектов;
— оценка допустимого антропогенного воздействия на водные объекты Московского
региона;
— разработка мероприятий по повышению надежности работы канализационной сети с
целью минимизации экологических рисков;
— ужесточение контроля за работой локальных очистных сооружений промышленных
предприятий, выполнением плана природоохранных мероприятий
предприятиями-водопользователями, в том числе по реконструкции очистных
сооружений, ужесточение требований по приему производственных сточных вод в
коммунальную канализацию;
— определение объема необходимых мероприятий по модернизации сооружений для
очистки сточных вод с применением современных технологий;
— определение приоритетности и сроков модернизации сооружений на основе
технико-экономического обоснования.
2.5.7. Повышение инвестиционной привлекательности
водного сектора
В этом разделе Программы необходимо разработать предложения по
совершенствованию законодательства в области государственного регулирования,
определяющего сферы ответственности частного бизнеса, органов государственной
власти, запуском в водном секторе концессионных механизмов, переходом к
долгосрочным тарифам, созданию инвестиционных институтов и развитию других
механизмов государственно-частного партнерства.
Данный раздел Программы должен включать следующие мероприятия:
— создание благоприятной бизнес-среды в водном секторе;
— использование механизмов государственно-частного партнерства;
— привлечение частных инвестиций (создание института частных операторов) и
внебюджетных средств для обеспечения долгосрочного финансирования проектов
реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения, развития
и применения новейших технологий в водном секторе;
— постепенный переход на установление экономически обоснованного тарифа,
включающего в себя как затраты, необходимые на содержание, так и расходы на
реконструкцию и модернизацию водопроводно-канализационного хозяйства;
— разработка критериев и анализ доступности услуг водоснабжения и
водоотведения с учетом действующих и прогнозных тарифов;
— принципы разработки и утверждения программы комплексного развития систем
коммунальной инфраструктуры города Москвы.
2.5.8. Подготовка и развитие кадрового потенциала
водного сектора
В данном разделе Программы необходимо предусмотреть реализацию мероприятий по
совершенствованию системы управления подготовкой кадров в целях сохранения,
укрепления и развития кадрового потенциала водного сектора.
В сфере развития начального и среднего профессионального образования
планируется осуществление политики в области труда и занятости, восполнения
потребностей в трудовых ресурсах и подготовки рабочих кадров, а именно:
— создание отраслевых учреждений профессионального образования, учебных
центров и городских учебно-производственных ресурсных центров для практической
подготовки квалифицированных рабочих кадров на основе современных технологий;
— обеспечение участия работодателей в работе центров профессиональной
ориентации обучающихся в целях совершенствования системы трудового воспитания
и профессиональной ориентации детей и молодежи;
— поддержка предприятий водного сектора, осуществляющих создание рабочих мест
для учащейся молодежи;
— сотрудничество предприятий с государственными образовательными учреждениями
начального и среднего профессионального образования по подготовке
квалифицированных рабочих;
— организация подготовки мастеров производственного обучения рабочих кадров и
преподавателей специальных дисциплин на базе профильных федеральных
государственных образовательных учреждений высшего профессионального
образования.
В целях достижения и поддержания высокого уровня компетенции руководителей и
квалификации специалистов необходимо:
— создание единой системы повышения квалификации кадров высшего и среднего
звена в учебных заведениях города, в том числе на базе наиболее эффективных,
организационно и технически развитых предприятий водного сектора;
— развитие системы профессиональной переподготовки специалистов в высших
учебных заведениях для получения дополнительного образования.
Для обеспечения преемственности процесса управления предприятиями водного
сектора необходимым условием является подготовка кадрового резерва, которая
включает в себя:
— применение эффективных форм и методов оценки управленческих кадров для
отбора и включения в резерв;
— создание единой системы управления формированием, подготовкой и
профессиональным развитием резерва;
— обеспечение условий для должностного роста управленческих кадров и их
плановой ротации.
2.5.9. Индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное
достижение целей Программы
Индикаторы и показатели, характеризующие поэтапное решение целей и задач
Программы, должны позволить оценить масштаб мероприятий Программы и
соответствие системы водоснабжения и водоотведения Москвы уровню международных
стандартов и современных инженерных решений для аналогичных систем
жизнеобеспечения городов-мегаполисов мира.
К основным из них следует отнести:
— количество неудовлетворительных проб питьевой воды у потребителя;
— удельное водопотребление в жилом секторе города Москвы;
— износ трубопроводов, количество самортизированных трубопроводов (в процентах
от общей протяженности сети);
— интенсивность отказов на водопроводных и канализационных сетях;
— величина неучтенных расходов и потерь воды;
— обеспеченность населения города Москвы централизованным водоснабжением и
водоотведением (в процентах от численности населения);
— относительная стоимость услуг водоснабжения и водоотведения в бюджете семьи;
— удельное энергопотребление на водоподготовку и подачу 1 куб. м питьевой
воды, транспортировку и очистку сточных вод.
3. Социальные аспекты Программы.
Информационное сопровождение
Программа должна показать преимущества, особенности и безопасность
использования системы централизованного водоснабжения, локальных систем
доочистки, бутилированной воды.
Программа должна предусматривать обязательный учет общественного мнения,
поэтому рекомендуемым шагом при ее разработке являются проведение
социологических исследований и организация общественного обсуждения проблем.
Учет общественного мнения позволяет более точно сформулировать приоритетные
цели и возможности их достижения, получить согласие будущим действиям, в том
числе изменениям тарифов, сокращению потребления и т.д. Основными вопросами,
на которые необходимо получить ответы, являются:
— демографическая ситуация и прогноз на 15-20 лет;
— недостатки водоснабжения, вызывающие наибольшие нарекания населения, и
основные пожелания по улучшению ситуации;
— использование локальных систем доочистки и бутилированной воды.
Успех реализации Программы во многом зависит от поддержки ее мероприятий
населением — основным потребителем услуг в коммунальной сфере.
Учет общественного мнения предполагает:
— организацию регулярного опроса населения о качестве коммунальных услуг по
водоснабжению и водоотведению;
— анализ доступности для потребителей услуг водоснабжения и водоотведения с
учетом действующих и прогнозных тарифов;
— информационную работу по установке приборов учета воды у населения;
— вовлечение общественных организаций и граждан в процесс реализации
Программы, создание новой модели поведения, образования и просвещения в водной
сфере.
Соответствующая информационно-разъяснительная работа организуется
государственным заказчиком совместно с префектурами, управами и общественными
организациями с использованием печатных и электронных средств массовой
информации, а также путем проведения выставок, конференций и семинаров.
4. Предложения по источникам финансирования Программы
В этом разделе Программы должно содержаться обоснование ресурсов, необходимых
для реализации Программы, сроков и источников финансирования в погодовой
разбивке по источникам финансирования, а также направлениям использования (по
разделам, статьям бюджетной классификации) для мероприятий, источником
финансирования которых является бюджет города Москвы.
Программа реализуется за счет средств бюджета города Москвы, федерального
бюджета, средств организаций и внебюджетных источников.
Мероприятия по защите источников водоснабжения Москвы имеют большое значение и
для других субъектов Российской Федерации, являются одним из предметов
разрабатываемой Водной стратегии России, и для выполнения их должны быть
привлечены на паритетной основе средства субъектов Российской Федерации и
средства федерального бюджета.
Наряду с традиционными источниками финансирования в данном разделе проводится
анализ других инвестиционных источников финансирования, в том числе
возможности привлечения финансовых средств жителей.
Рассматривается обеспечение привлеченных средств. Это средства государственных
или иных инвесторов, средства промышленных предприятий, которые привлекаются в
процессе государственно-частного партнерства. В Программе необходимо
разработать основные критерии проектов, позволяющих привлекать финансирование
из коммерческих источников.
5. Предложения по участию органов исполнительной власти
города Москвы в формировании и реализации Программы
В формировании и реализации Программы принимают участие:
Департамент жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы;
Департамент дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы;
Департамент экономической политики и развития города Москвы;
Департамент науки и промышленной политики города Москвы;
Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
6. Предложения по государственным заказчикам
и разработчикам Программы
Государственным заказчиком Программы предлагается назначить Департамент
дорожно-мостового и инженерного строительства города Москвы, государственным
заказчиком-координатором — Департамент жилищно-коммунального хозяйства и
благоустройства города Москвы.
Разработчики программы определяются на конкурсной основе в установленном
порядке.
7. Предложения по формам и методам управления
реализацией Программы
Текущее управление Программой и оперативный контроль за ходом ее реализации
обеспечиваются государственным заказчиком-координатором Департаментом
жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы.
Для управления реализацией Программы государственный заказчик-координатор
обеспечивает:
— по представлению разработчика Программы систематизацию статистической и
аналитической информации о реализации программных мероприятий;
— мониторинг результатов реализации программных мероприятий;
— организацию независимой оценки показателей результативности и эффективности
программных мероприятий, их соответствия целевым индикаторам и показателям;
— внедрение информационных технологий управления реализацией Программы, а
также осуществление контроля за ходом программных мероприятий;
— организацию в установленном порядке отбора исполнителей Программы;
— подготовку предложений по распределению средств федерального бюджета,
предусмотренных на реализацию Программы;
— представление в установленные сроки Правительству Москвы отчета о ходе
реализации мероприятий Программы, их финансировании и результативности.
8. Результаты реализации Программы
Реализация Программы, разработанной на основе Концепции, позволит обеспечить:
— бесперебойное, гарантированное удовлетворение потребностей жителей столицы
России в чистой питьевой воде в необходимом количестве и требуемого качества
независимо от состояния источников водоснабжения;
— предупреждение негативного влияния на здоровье человека некачественной
бутилированной воды и неудовлетворительной работы локальных очистных устройств
путем создания системы их контроля и эксплуатации;
— снижение экологических рисков, связанных с поступлением загрязняющих веществ
в систему канализации и водные объекты, сокращением утечек из канализационной
сети;
— внедрение системы комплексного мониторинга режима и состояния водных
объектов региона;
— формирование новых правовых отношений в водном секторе между производителями
и потребителями воды для обеспечения комфортной жизнедеятельности населения
города и инфраструктуры;
— устойчивость и надежность финансовых потоков отрасли в части платежей и
налогов;
— создание привлекательной бизнес-среды в водном секторе, формирование
благоприятных условий для привлечения внебюджетных средств для финансирования
проектов реконструкции и модернизации объектов водоснабжения и водоотведения;
— повышение качества и надежности услуг водоснабжения и водоотведения;
— вовлечение общественных организаций и граждан в процесс реализации
Программы, создание новой модели поведения, образования и просвещения в водном
секторе, привлечение к процессу реализации Программы средств массовой
информации;
— создание эффективной системы информационного обеспечения задач управления
водным сектором города Москвы;
— создание экологически безопасной водной среды, улучшение на этой основе
состояния здоровья и увеличения продолжительности жизни человека.
9. Заключение
Обеспечение населения питьевой водой высокого качества — один из главных
вопросов социально-экономической политики Правительства Москвы, обусловленный
заботой о здоровье и благополучии человека.
Представленная Концепция определяет комплекс взаимно увязанных программных
мероприятий, реализация которых позволит, с одной стороны, наиболее бережно
использовать имеющиеся водные ресурсы, а с другой — обеспечить максимально
благоприятное и комфортное проживание в мегаполисе.
Соответствовать требованиям нового времени может только качественно новый
водный сектор — финансово стабильный, экономически эффективный и динамично
развивающийся. Реализация Программы поднимет на новый уровень функционирование
водного сектора, гарантированно обеспечит жителей Московского мегаполиса
чистой питьевой водой по доступной цене и на этой основе улучшит состояние
здоровья и увеличит продолжительность жизни.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация