∆илищные законы

ѕќ—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈  ќЌ—“»“”÷»ќЌЌќ√ќ —”ƒј –‘ є 2-ѕ от 31.01.2008 г.

ѕќ ƒ≈Ћ” ќ —ќќ“¬≈“—“¬»»  ќЌ—“»“”÷»» –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕ”Ќ “ј 2 —“ј“№» 14 ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј ќ“ 22 ј¬√”—“ј 2004 √ќƒј N 122-‘« "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… ¬ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ≈ ј “џ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» » ѕ–»«ЌјЌ»» ”“–ј“»¬Ў»ћ» —»Ћ” Ќ≈ ќ“ќ–џ’ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ ј “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ —¬я«» — ѕ–»Ќя“»≈ћ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ’ «ј ќЌќ¬ "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… » ƒќѕќЋЌ≈Ќ»… ¬ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ… «ј ќЌ "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»» «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ (ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћ№Ќџ’) » »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќџ’ ќ–√јЌќ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… ¬Ћј—“» —”ЅЏ≈ “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»" » "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»» ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"

 ќЌ—“»“”÷»ќЌЌџ… —”ƒ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»

»менем –оссийской ‘едерации

ѕќ—“јЌќ¬Ћ≈Ќ»≈
от 31 €нвар€ 2008 г. N 2-ѕ

ѕќ ƒ≈Ћ” ќ —ќќ“¬≈“—“¬»»  ќЌ—“»“”÷»»
–ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ѕќЋќ∆≈Ќ»я ѕ”Ќ “ј 2 —“ј“№» 14
‘≈ƒ≈–јЋ№Ќќ√ќ «ј ќЌј ќ“ 22 ј¬√”—“ј 2004 √ќƒј N 122-‘«
"ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»… ¬ «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ≈ ј “џ –ќ——»…— ќ…
‘≈ƒ≈–ј÷»» » ѕ–»«ЌјЌ»» ”“–ј“»¬Ў»ћ» —»Ћ” Ќ≈ ќ“ќ–џ’
«ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ ј “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»» ¬ —¬я«»
— ѕ–»Ќя“»≈ћ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ’ «ј ќЌќ¬ "ќ ¬Ќ≈—≈Ќ»» »«ћ≈Ќ≈Ќ»…
» ƒќѕќЋЌ≈Ќ»… ¬ ‘≈ƒ≈–јЋ№Ќџ… «ј ќЌ "ќЅ ќЅў»’ ѕ–»Ќ÷»ѕј’
ќ–√јЌ»«ј÷»» «ј ќЌќƒј“≈Ћ№Ќџ’ (ѕ–≈ƒ—“ј¬»“≈Ћ№Ќџ’)
» »—ѕќЋЌ»“≈Ћ№Ќџ’ ќ–√јЌќ¬ √ќ—”ƒј–—“¬≈ЌЌќ… ¬Ћј—“»
—”ЅЏ≈ “ќ¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»" » "ќЅ ќЅў»’
ѕ–»Ќ÷»ѕј’ ќ–√јЌ»«ј÷»» ћ≈—“Ќќ√ќ —јћќ”ѕ–ј¬Ћ≈Ќ»я
¬ –ќ——»…— ќ… ‘≈ƒ≈–ј÷»»"

 онституционный —уд –оссийской ‘едерации в составе ѕредседател€ ¬.ƒ. «орькина,
судей Ќ.—. Ѕондар€, √.ј. √аджиева, ё.ћ. ƒанилова, Ћ.ћ. ∆арковой, √.ј. ∆илина,
—.ћ.  азанцева, ћ.».  леандрова, ј.Ћ.  ононова, Ћ.ќ.  расавчиковой, —.ѕ.
ћаврина, Ќ.¬. ћельникова, ё.ƒ. –удкина, Ќ.¬. —елезнева, ј.я. —ливы, ¬.√.
—трекозова, ќ.—. ’охр€ковой, Ѕ.—. Ёбзеева, ¬.√. ярославцева,
с участием заместител€ ѕредседател€ ¬ысшего јрбитражного —уда –оссийской
‘едерации ¬.Ћ. —лесарева - представител€ ¬ысшего јрбитражного —уда –оссийской
‘едерации как стороны, обратившейс€ в  онституционный —уд –оссийской ‘едерации
с запросом, представител€ √осударственной ƒумы - кандидата юридических наук
ƒ.ƒ. ÷абри€, представител€ —овета ‘едерации - доктора юридических наук ≈.¬.
¬иноградовой, полномочного представител€ ѕрезидента –оссийской ‘едерации в
 онституционном —уде –оссийской ‘едерации ћ.¬.  ротова,
руководству€сь статьей 125 (часть 2)  онституции –оссийской ‘едерации, пунктом
3 части первой, част€ми третьей и четвертой статьи 3, частью первой статьи 21,
стать€ми 36, 74, 84, 85 и 86 ‘едерального конституционного закона "ќ
 онституционном —уде –оссийской ‘едерации",
рассмотрел в открытом заседании дело о соответствии  онституции –оссийской
‘едерации положени€ пункта 2 статьи 14 ‘едерального закона от 22 августа 2004
года N 122-‘« "ќ внесении изменений в законодательные акты –оссийской
‘едерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов
–оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едеральных законов "ќ внесении
изменений и дополнений в ‘едеральный закон "ќб общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов –оссийской ‘едерации" и "ќб общих принципах организации
местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации".
ѕоводом к рассмотрению дела €вилс€ запрос ¬ысшего јрбитражного —уда –оссийской
‘едерации. ќснованием к рассмотрению дела €вилась обнаруживша€с€
неопределенность в вопросе о том, соответствует ли  онституции –оссийской
‘едерации оспариваемое за€вителем законоположение.
«аслушав сообщение судьи-докладчика ¬.√. ярославцева, объ€снени€
представителей сторон, выступлени€ приглашенных в заседание представителей: от
—овета судей –оссийской ‘едерации - Ћ.Ќ. ћайковой, от —удебного департамента
при ¬ерховном —уде –оссийской ‘едерации - ≈.¬. √олошумова, от ћинистерства
регионального развити€ –оссийской ‘едерации - —.ј.  райнева, исследовав
представленные документы и иные материалы,  онституционный —уд –оссийской
‘едерации

установил:

1. ѕунктом 2 статьи 14 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« "ќ
внесении изменений в законодательные акты –оссийской ‘едерации и признании
утратившими силу некоторых законодательных актов –оссийской ‘едерации в св€зи
с прин€тием ‘едеральных законов "ќ внесении изменений и дополнений в
‘едеральный закон "ќб общих принципах организации законодательных
(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов
–оссийской ‘едерации" и "ќб общих принципах организации местного
самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" в статью 19 «акона –оссийской ‘едерации
от 26 июн€ 1992 года N 3132-1 "ќ статусе судей в –оссийской ‘едерации" был
внесен р€д изменений. ¬ частности, пунктом 3 данной статьи в новой редакции
предусматриваетс€, что судьи, нуждающиес€ в улучшении жилищных условий,
обеспечиваютс€ в соответствии с нормами, установленными законодательством
–оссийской ‘едерации, отдельными жилыми помещени€ми с учетом права судьи на
дополнительную площадь в размере 20 кв. метров или в виде отдельной комнаты,
приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выдел€емых на эти цели
судам –оссийской ‘едерации, в пор€дке, установленном ѕравительством –оссийской
‘едерации.
¬ысший јрбитражный —уд –оссийской ‘едерации просит признать названное
законоположение не соответствующим стать€м 10, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3),
55 (часть 2), 76 (часть 3) и 120 (часть 1)  онституции –оссийской ‘едерации.
ѕо мнению за€вител€, содержащеес€ в нем правовое регулирование лишило судей
материальных гарантий обеспечени€ их независимости и самосто€тельности,
которые закрепл€лись статьей 19 «акона –оссийской ‘едерации "ќ статусе судей в
–оссийской ‘едерации" в прежней редакции, об€зывавшей местную администрацию
предоставл€ть нуждающимс€ в улучшении жилищных условий судь€м благоустроенные
жилые помещени€ во внеочередном пор€дке и передавать им эти помещени€ в
собственность бесплатно, и снизило уровень нормативного закреплени€ этих
гарантий, наделив правом определ€ть пор€док обеспечени€ судей жильем
ѕравительство –оссийской ‘едерации.
¬ соответствии с частью третьей статьи 74 ‘едерального конституционного закона
"ќ  онституционном —уде –оссийской ‘едерации"  онституционный —уд –оссийской
‘едерации принимает постановлени€ только по предмету, указанному в обращении,
и лишь в отношении той части акта, конституционность которой подвергаетс€
сомнению в обращении. »сход€ из этого предметом рассмотрени€  онституционного
—уда –оссийской ‘едерации по насто€щему делу €вл€етс€ нормативное положение,
содержащеес€ в пункте 2 статьи 14 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года
N 122-‘«, как устанавливающее новый механизм правового регулировани€
обеспечени€ жилыми помещени€ми судей, нуждающихс€ в улучшении жилищных
условий.
2.  онституци€ –оссийской ‘едерации закрепл€ет в числе основ конституционного
стро€ –оссийской ‘едерации осуществление государственной власти на основе
разделени€ на законодательную, исполнительную и судебную, а также
самосто€тельность органов законодательной, исполнительной и судебной власти
(стать€ 10).
√арантии самосто€тельности органов судебной власти установлены непосредственно
в  онституции –оссийской ‘едерации, в частности в стать€х 118, 120 и 124, и
конкретизированы в ‘едеральном конституционном законе от 31 декабр€ 1996 года
N 1-‘ « "ќ судебной системе –оссийской ‘едерации" (статьи 4, 5, 11 и 33),
которому в силу статьи 76 (часть 3)  онституции –оссийской ‘едерации не могут
противоречить федеральные законы, принимаемые в цел€х обеспечени€ полного и
независимого осуществлени€ правосуди€. “ем самым определ€етс€ высокий уровень
правовой защиты указанных гарантий, включа€ гарантии независимости и
беспристрастности судей и их конституционного статуса.
2.1. ќбраща€сь к вопросу о конституционном статусе судей в –оссийской
‘едерации,  онституционный —уд –оссийской ‘едерации в ѕостановлени€х от 7
марта 1996 года N 6-ѕ, от 17 июл€ 1998 года N 23-ѕ, от 19 феврал€ 2002 года N
5-ѕ, а также в ќпределении от 15 феврал€ 2005 года N 1-ќ сформулировал
следующие правовые позиции.
—татус судьи определ€етс€  онституцией –оссийской ‘едерации (статьи 118, 119,
120, 121, 122 и 124), с тем чтобы гарантировать осуществление правосуди€
независимым и беспристрастным судом. ќбщество и государство, предъ€вл€€ к
судье и его профессиональной де€тельности высокие требовани€, вправе и об€заны
обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществлени€ де€тельности
по отправлению правосуди€, что позвол€ет сохран€ть доверие к его независимости
и беспристрастности. —татус судьи €вл€етс€ не личной привилегией, а средством,
призванным обеспечивать каждому действительную защиту его прав и свобод
правосудием (стать€ 18  онституции –оссийской ‘едерации), служит гарантией
общего конституционного статуса личности и в качестве таковой подлежит
конституционно-правовой защите, уровень которой не должен снижатьс€ по
отношению к ранее достигнутому.
ƒанное требование пр€мо закреплено в ‘едеральном конституционном законе "ќ
судебной системе –оссийской ‘едерации", согласно части 4 статьи 5 которого во
взаимосв€зи с его статьей 11 в –оссийской ‘едерации не могут издаватьс€ законы
и иные нормативные правовые акты, отмен€ющие или умал€ющие самосто€тельность
судов, независимость судей, в том числе гарантии их материального и
социально-бытового обеспечени€. »з этого исходит и «акон –оссийской ‘едерации
"ќ статусе судей в –оссийской ‘едерации", положени€ которого, основанные на
 онституции –оссийской ‘едерации и ‘едеральном конституционном законе "ќ
судебной системе –оссийской ‘едерации", €вл€ютс€ базовыми и, следовательно,
исключают в ходе последующей конкретизации и развити€ ограничение или снижение
уровн€ установленных ими гарантий, к числу которых федеральный законодатель
относит право судьи, нуждающегос€ в улучшении жилищных условий, на обеспечение
за счет средств федерального бюджета благоустроенным жилым помещением.
2.2. ќрганы судебной власти - единственные в –оссийской ‘едерации органы
государственной власти, пор€док финансировани€ которых определен
непосредственно в  онституции –оссийской ‘едерации (стать€ 124), с тем чтобы
производимым только из федерального бюджета финансированием судов
гарантировалась возможность полного и независимого осуществлени€ правосуди€ в
соответствии с федеральным законом. Ёто означает, как отмечал  онституционный
—уд –оссийской ‘едерации в ѕостановлении от 17 июл€ 1998 года N 23-ѕ, что
финансирование судов должно производитьс€ в пор€дке и объеме, обеспечивающих
надлежащие экономические услови€ осуществлени€ судебной власти на основе
положений  онституции –оссийской ‘едерации.
 онкретизиру€ закрепленную статьей 124  онституции –оссийской ‘едерации
гарантию, стать€ 33 ‘едерального конституционного закона "ќ судебной системе
–оссийской ‘едерации" предусматривает, в частности, что финансирование судов
осуществл€етс€ на основе нормативов, утвержденных федеральным законом.
”станавливающий эти нормативы ‘едеральный закон от 10 феврал€ 1999 года N
30-‘« "ќ финансировании судов –оссийской ‘едерации" закрепл€ет в статье 4, что
суды –оссийской ‘едерации самосто€тельно распор€жаютс€ средствами, выделенными
на обеспечение их де€тельности, в соответствии с федеральными законами.
“аким образом, финансирование судов не может произвольно определ€тьс€ по
усмотрению законодательной или исполнительной власти, поскольку необходимые
расходы федерального бюджета на суды защищены непосредственно самой
 онституцией –оссийской ‘едерации и не могут быть ниже такого уровн€, который
обеспечивал бы выполнение ее требований.
3. ¬нос€ пунктом 2 статьи 14 ‘едерального закона от 22 августа 2004 года N
122-‘« изменени€ в регламентирующую материальное обеспечение судей статью 19
«акона –оссийской ‘едерации "ќ статусе судей в –оссийской ‘едерации",
федеральный законодатель определил, что нуждающиес€ в улучшении жилищных
условий судьи обеспечиваютс€ жилыми помещени€ми, которые приобретаютс€ за счет
средств федерального бюджета, выдел€емых на эти цели судам –оссийской
‘едерации, в пор€дке, установленном ѕравительством –оссийской ‘едерации.
¬о исполнение полномочи€, возложенного на него федеральным законом,
ѕравительством –оссийской ‘едерации было издано ѕостановление от 6 декабр€
2005 года N 737 "ќ пор€дке обеспечени€ судей, прокуроров и следователей
прокуратуры, нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми
помещени€ми в 2005 году". —огласно его пункту 1 ассигновани€, предусмотренные
в федеральном бюджете на 2005 год ¬ерховному —уду –оссийской ‘едерации,
¬ысшему јрбитражному —уду –оссийской ‘едерации, √енеральной прокуратуре
–оссийской ‘едерации и —удебному департаменту при ¬ерховном —уде –оссийской
‘едерации на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей
прокуратуры, используютс€ этими органами на приобретение (строительство) на
конкурсной основе отдельных жилых помещений дл€ указанной категории лиц с
отнесением к специализированному жилищному фонду –оссийской ‘едерации.
ѕостановлени€ми от 17 июл€ 2006 года N 440 и от 23 феврал€ 2007 года N 126
ѕравительство –оссийской ‘едерации пролонгировало действие данной нормы на
2006 и 2007 годы.
“аким образом, федеральный законодатель отменил ранее установленный им
механизм предоставлени€ местными администраци€ми судь€м, нуждающимс€ в
улучшении жилищных условий, жилых помещений в течение шестимес€чного срока во
внеочередном пор€дке за счет бюджетных средств, включа€ передачу им этих
помещений в собственность бесплатно, и делегировал полномочие по обеспечению
реализации соответствующей гарантии независимости судей ѕравительству
–оссийской ‘едерации, никак не определив границы этого полномочи€.
ѕравительство –оссийской ‘едерации, в свою очередь, урегулировало указанными
подзаконными актами пор€док использовани€ средств федерального бюджета,
выдел€емых на улучшение жилищных условий судей, и некоторые элементы правового
режима, распростран€ющегос€ на передаваемые им жилые помещени€.
3.1. »з конституционных принципов правового государства, равенства и
справедливости вытекает обращенное к законодателю требование определенности,
€сности, недвусмысленности правовой нормы и ее согласованности с действующим
правовым регулированием. ѕо смыслу статей 4 (часть 2) и 15 (часть 1)
 онституции –оссийской ‘едерации, закрепл€ющих принцип верховенства закона, в
системном единстве с положени€ми ее статей 114 (пункт "ж" части 1) и 115
(часть 1) и ‘едерального конституционного закона "ќ ѕравительстве –оссийской
‘едерации" (статьи 2 и 3), предписывающими ѕравительству –оссийской ‘едерации
осуществл€ть нормотворческие полномочи€ на основании и во исполнение
 онституции –оссийской ‘едерации, федеральных законов и нормативных указов
ѕрезидента –оссийской ‘едерации, принцип определенности и непротиворечивости
законодательного регулировани€ распростран€етс€ и на те правовые нормы,
которыми законодатель делегирует ѕравительству –оссийской ‘едерации те или
иные полномочи€.
»ное означало бы, что законодатель может передать ѕравительству –оссийской
‘едерации неопределенные по объему полномочи€, а ѕравительство –оссийской
‘едерации - реализовать их произвольным образом, чем нарушалс€ бы принцип
разделени€ государственной власти на законодательную, исполнительную и
судебную (стать€ 10  онституции –оссийской ‘едерации). ѕри этом предметом
делегировани€ во вс€ком случае не может быть нормотворчество по тем вопросам,
регулирование которых в соответствии с  онституцией –оссийской ‘едерации
относитс€ к исключительной прерогативе законодател€.
¬ силу приведенных правовых позиций, сформулированных  онституционным —удом
–оссийской ‘едерации в ѕостановлени€х от 6 апрел€ 2004 года N 7-ѕ, от 14 июл€
2005 года N 8-ѕ и от 28 феврал€ 2006 года N 2-ѕ, федеральный законодатель,
наделив ѕравительство –оссийской ‘едерации полномочием по установлению пор€дка
обеспечени€ нуждающихс€ в улучшении жилищных условий судей жилыми помещени€ми
за счет средств федерального бюджета, должен был во вс€ком случае определить
критерии, на основе которых ѕравительство –оссийской ‘едерации во исполнение
данного ему поручени€ вправе принимать нормативно-об€зывающие решени€ и при
наличии которых делегирование ѕравительству –оссийской ‘едерации полномочи€ по
конкретизации предписаний федерального законодател€ не может рассматриватьс€
как противоречащее  онституции –оссийской ‘едерации, в том числе ее стать€м
118, 119, 120, 121, 122 и 124, а также статье 40 (часть 3).
3.2.  онституционные гарантии независимости судей и вытекающее из них
законодательно закрепленное требование о предоставлении судье за счет
государства материального и социального обеспечени€, соответствующего его
высокому статусу, предопредел€ют об€занность именно федерального законодател€
установить надлежащий правовой механизм реализации данного требовани€.
ѕо смыслу положений ‘едерального конституционного закона "ќ судебной системе
–оссийской ‘едерации", прежде всего его статьи 5, ‘едерального закона "ќ
финансировании судов –оссийской ‘едерации" и «акона –оссийской ‘едерации "ќ
статусе судей в –оссийской ‘едерации" в их нормативном единстве, принципы,
базовые стандарты и основные услови€ обеспечени€ жилыми помещени€ми судей,
нуждающихс€ в улучшении жилищных условий, подлежат установлению
непосредственно в федеральном законе. ¬ частности, он должен был бы определить
четкие и недвусмысленные критерии, на основании которых судь€ может быть
признан нуждающимс€ в улучшении жилищных условий, сроки предоставлени€ и
правовой режим жилых помещений, а также пор€док введени€ в действие
соответствующих законодательных норм по кругу лиц, не допуска€ снижени€ общего
уровн€ ранее установленного материального обеспечени€.
Ёти вопросы - поскольку они подлежат урегулированию самим федеральным
законодателем - не могут быть предметом делегировани€ ѕравительству –оссийской
‘едерации и разрешатьс€ по его усмотрению. ќднако в данном случае федеральный
законодатель не осуществил надлежащее регулирование, в рамках которого
ѕравительство –оссийской ‘едерации могло бы реализовать соответствующее
полномочие. ѕри отсутствии такого законодательного регулировани€
неопределенное по своему содержанию положение пункта 2 статьи 14 ‘едерального
закона от 22 августа 2004 года N 122-‘« в нарушение принципа верховенства
закона создало возможность неосновательного расширени€ компетенции
ѕравительства –оссийской ‘едерации и тем самым - снижени€ уровн€ гарантий
материального обеспечени€ судей как неотъемлемого элемента их конституционного
статуса.
»сход€ из изложенного и руководству€сь част€ми первой и второй статьи 71,
стать€ми 72, 74, 75, 79, 80 и 87 ‘едерального конституционного закона "ќ
 онституционном —уде –оссийской ‘едерации",  онституционный —уд –оссийской
‘едерации

постановил:

1. ѕризнать не соответствующим  онституции –оссийской ‘едерации, ее стать€м
118, 120 (часть 1) и 124, положение пункта 2 статьи 14 ‘едерального закона от
22 августа 2004 года N 122-‘« "ќ внесении изменений в законодательные акты
–оссийской ‘едерации и признании утратившими силу некоторых законодательных
актов –оссийской ‘едерации в св€зи с прин€тием ‘едеральных законов "ќ внесении
изменений и дополнений в ‘едеральный закон "ќб общих принципах организации
законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной
власти субъектов –оссийской ‘едерации" и "ќб общих принципах организации
местного самоуправлени€ в –оссийской ‘едерации" в той мере, в какой оно в силу
своей неопределенности создает возможность неосновательного расширени€
компетенции ѕравительства –оссийской ‘едерации и тем самым - снижени€ уровн€
гарантий материального обеспечени€ судей.
2. ‘едеральный законодатель - исход€ из требований  онституции –оссийской
‘едерации и с учетом насто€щего ѕостановлени€ - об€зан надлежащим образом
установить пор€док обеспечени€ жилыми помещени€ми судей, нуждающихс€ в
улучшении жилищных условий.
3. Ќасто€щее ѕостановление окончательно, не подлежит обжалованию, вступает в
силу немедленно после провозглашени€, действует непосредственно и не требует
подтверждени€ другими органами и должностными лицами.
4. —огласно статье 78 ‘едерального конституционного закона "ќ  онституционном
—уде –оссийской ‘едерации" насто€щее ѕостановление подлежит незамедлительному
опубликованию в "–оссийской газете" и "—обрании законодательства –оссийской
‘едерации". ѕостановление должно быть опубликовано также в "¬естнике
 онституционного —уда –оссийской ‘едерации".

 онституционный —уд
–оссийской ‘едерации