ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №57 от 2007-10-05
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ,
КАСАЮЩИХСЯ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ПО ОПЕРАЦИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В ПОЛЬЗОВАНИЕ, А ТАКЖЕ С ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КОММУНАЛЬНЫМИ
УСЛУГАМИ И С СОДЕРЖАНИЕМ, ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И РЕМОНТОМ
ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВПЛЕНУМ ВЫСШЕГО АРБИТРАЖНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 5 октября 2007 г. N 57
О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ПРАКТИКИ РАССМОТРЕНИЯ АРБИТРАЖНЫМИ СУДАМИ ДЕЛ,
КАСАЮЩИХСЯ ВЗИМАНИЯ НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ
ПО ОПЕРАЦИЯМ, СВЯЗАННЫМ С ПРЕДОСТАВЛЕНИЕМ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ
В ПОЛЬЗОВАНИЕ, А ТАКЖЕ С ИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ КОММУНАЛЬНЫМИ
УСЛУГАМИ И С СОДЕРЖАНИЕМ, ЭКСПЛУАТАЦИЕЙ И РЕМОНТОМ
ОБЩЕГО ИМУЩЕСТВА МНОГОКВАРТИРНЫХ ДОМОВ
В связи с возникающими в судебной практике вопросами, а также в целях
обеспечения правильного и единообразного применения арбитражными судами
закона при разрешении дел, касающихся взимания налога на добавленную
стоимость (далее — НДС) по операциям, связанным с предоставлением жилых
помещений в пользование, а также с их обеспечением коммунальными услугами и с
содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего имущества многоквартирных домов,
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании статьи 13
Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах в Российской
Федерации» постановляет дать арбитражным судам следующие разъяснения.
1. В соответствии с подпунктом 10 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса
Российской Федерации (далее — НК РФ), введенным в действие с 01.01.2004, не
подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на
территории Российской Федерации услуг по предоставлению в пользование жилых
помещений в жилищном фонде всех форм собственности.
При толковании указанной нормы судам необходимо иметь в виду, что
гражданское законодательство различает правоотношения по предоставлению
(передаче) имущества во владение и (или) пользование и правоотношения,
возникающие по поводу эксплуатации, содержания и ремонта полученного во
владение (пользование) имущества.
Жилищный кодекс Российской Федерации (далее — ЖК РФ), в том числе статья
154 ЖК РФ, также разграничивает: плату за пользование жилым помещением
(плату за наем); плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в
себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию
и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме; плату за
коммунальные услуги.
На основании толкования во взаимосвязи подпункта 10 пункта 2 статьи 149 НК
РФ и положений ЖК РФ можно сделать вывод о том, что освобождение от обложения
НДС услуг по предоставлению в пользование жилых помещений означает
невозможность начисления названного налога на такой вид платежа, как плата за
пользование жилым помещением (плата за наем, плата за жилое помещение),
поскольку именно эта сумма представляет собой оплату услуг, названных в
указанной норме.
2. При рассмотрении дел с участием налоговых органов и товариществ
собственников жилья (далее — ТСЖ), касающихся обложения НДС услуг, связанных
с эксплуатацией, содержанием и ремонтом жилых помещений и общего имущества в
многоквартирных домах (в том числе коммунальных услуг), судам следует
исходить из статуса указанных лиц в структуре соответствующих договорных
связей.
Согласно пункту 1 статьи 135 ЖК РФ товариществом собственников жилья
признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в
многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого
имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса,
владения, пользования и в установленных законодательством пределах
распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе заключать в
соответствии с законодательством договор управления многоквартирным домом, а
также договоры на содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном
доме, договоры об оказании коммунальных услуг и прочие договоры в интересах
членов товарищества.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 137 ЖК РФ ТСЖ вправе
выполнять работы для собственников помещений в многоквартирном доме и
предоставлять им услуги.
Из толкования во взаимосвязи названных норм ЖК РФ следует, что в рамках
рассматриваемых в настоящем постановлении правоотношений ТСЖ не является
хозяйствующим субъектом с самостоятельными экономическими интересами,
отличными от интересов членов ТСЖ. Соответствующие обязательства ТСЖ перед
организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не
могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых
договоров с жильцами — членами ТСЖ, в связи с чем при реализации услуг по
регулируемым ценам (тарифам), например услуг по энергоснабжению, ТСЖ
оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным
для населения, а не для юридических лиц.
Таким образом, ТСЖ, заключая договоры на оказание коммунальных услуг, на
эксплуатацию, содержание и ремонт жилых помещений и общего имущества в
многоквартирных домах, а также трудовые договоры со специалистами, выступает в
имущественном обороте не в своих интересах, а в интересах членов ТСЖ.
В связи с этим ТСЖ не представляют соответствующих налоговых деклараций и
не исчисляют сумму НДС по операциям, связанным с обеспечением жилых помещений
коммунальными услугами и с содержанием, эксплуатацией и ремонтом общего
имущества многоквартирных домов.
Председатель
Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.А.ИВАНОВ
Секретарь Пленума,
судья Высшего Арбитражного Суда
Российской Федерации
А.С.КОЗЛОВА