ПИСЬМО МИНИСТЕРСТВА СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №15-1/56 от 1994-09-18
О ВРЕМЕННОЙ МЕТОДИКЕ И ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ И ПЕРЕОЦЕНКИ СТРОЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ И СООРУЖЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ НА ПРАВЕ СОБСТВЕННОСТИ, ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 1995 Г.МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 18 сентября 1994 г. N 15-1/56
По поручению Правительства Российской Федерации от 3 сентября 1994 г. N
АШ-П6-27816 о проведении оценки и переоценки строений, помещений и
сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для целей
налогообложения.
Статья 11 Закона «О федеральном бюджете на 1994 г.» предусматривает
ускоренное проведение оценки и переоценки строений, помещений и сооружений,
принадлежащих гражданам на праве собственности.
Срок исполнения данных работ, по вышеуказанному поручению Правительства
Российской Федерации, определен на декабрь 1994 г.
В населенных пунктах Российской Федерации насчитывается более 15 млн. жилых
домов, принадлежащих гражданам, для сплошной инвентаризации которых, при
имеющихся мощностях и по действующим методикам, потребуется не менее 5 лет.
Кроме того, гражданам принадлежат на праве собственности жилые помещения в
домах государственного и муниципального фонда, строения в садовых
товариществах, а также строения промышленного и сельскохозяйственного
назначения, первичная инвентаризация которых далека от завершения.
Для решения поставленной задачи в установленные сроки Управление не видит
иного решения, кроме применения специальной временной методики оценки и
переоценки для конкретной единичной цели, а именно только для цели
налогообложения.
Вместе с тем, разработка, согласование и утверждение даже временной методики
оценки и переоценки потребуют значительного времени.
В сложившейся ситуации единственно приемлемым представляется проведение
оценочных работ по упрощенным методикам, утверждаемым субъектами федерации
самостоятельно, но разработанным по единому принципу.
Проект подобной методики прилагается.
Начальник Управления
Ростехинвентаризации
Минстроя РФ
С.КИСЕЛЕВ
Приложение
Проект
ВРЕМЕННАЯ МЕТОДИКА И ПОРЯДОК
ПРОВЕДЕНИЯ ОЦЕНКИ И ПЕРЕОЦЕНКИ СТРОЕНИЙ, ПОМЕЩЕНИЙ
И СООРУЖЕНИЙ, ПРИНАДЛЕЖАЩИХ ГРАЖДАНАМ НА ПРАВЕ
СОБСТВЕННОСТИ ПО СОСТОЯНИЮ НА 1 ЯНВАРЯ 1995 Г.
1. Общая часть
1.1. Настоящая методика разработана в соответствии с Законом РСФСР «О налогах
на имущество физических лиц», Федеральным законом «О внесении изменений и
дополнений в Закон РСФСР «О налогах на имущество физических лиц» от 11
августа 1994 г., во исполнение статьи 11 Закона «О федеральном бюджете на
1994 г.», как дополнительный документ к «Порядку оценки строений, помещений и
сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности», утвержденному
Приказом Минстроя России N 87 от 4 апреля 1992 г., и предназначена для
применения на территории Республики (края, области) только для целей
налогообложения строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на
праве собственности по состоянию на 1 января 1995 г.
1.2. Строения, помещения и сооружения, находящиеся во владении и пользовании
граждан, право собственности на которые не признано в установленном порядке
(самовольное строительство, объекты, не принятые в эксплуатацию, но
эксплуатируемые по неопределенному назначению, и др.), не могут являться
объектами налогообложения.
Фискальные действия по отношению к недобросовестным владельцам (взыскание
штрафов, неустоек и др.) должны производиться в соответствии с
административным законодательством.
1.3. Переоценка строений, помещений и сооружений, оценка которых определена
ранее по результатам первичной или текущей инвентаризации, должна
производиться по состоянию на 1 января 1995 г. в соответствии с Приказом
Минстроя России N 87 от 4 апреля 1992 г. по результатам последней
инвентаризации, с повышающим коэффициентом к сметным ценам 1969 г. в размере
(Примечание для утверждающего органа: указать размер коэффициента, но не
более рассчитанного по методике БТИ).
1.4. Непроинвентаризированные строения и сооружения, расположенные на
территории сельских населенных пунктов и зарегистрированные за физическими
лицами в делопроизводстве сельской администрации, похозяйственных книгах и
подворных списках, считать принадлежащими гражданам на праве собственности,
признанном в административном порядке.
Оценка данных строений должна производиться в соответствии с разделом 2
данной методики.
1.5. Строения и сооружения в садовых товариществах на земельных участках,
находящихся в собственности граждан, оцениваются как принадлежности
земельного участка (главной вещи) в соответствии с разделом 3 данной
методики.
Строения и сооружения, расположенные на земельных участках, предоставленных в
собственность граждан для целей сельскохозяйственного использования (ведение
подсобного хозяйства и др.), и используемые по данному назначению вне
зависимости от стадии готовности и технического состояния, также оцениваются
как принадлежности земельного участка (см. раздел 3).
Строения и сооружения на земельных участках сельскохозяйственного назначения,
предоставленных гражданам в пользование или аренду, оцениваются в соответствии
с разделом 2 данной методики, если право собственности на эти строения
признано в административном порядке, и в соответствии с разделом 3, если
право собственности не признано, но владелец строения является добросовестным
(т.е. не проявил самовольных действий по захвату земельного участка, по
строительству не предусмотренных планом или договором объектов).
1.6. Право собственности физических лиц на строения и сооружения нежилого (в
т.ч. производственного) назначения, расположенные в городах и рабочих
поселках на участках, предоставленных гражданам в постоянное пользование,
аренду, собственность для обслуживания и эксплуатации данных строений и
сооружений конкретного назначения, впредь, до вступления в силу
законодательства о регистрации прав на такие строения и сооружения, подлежит
первичному признанию в административном порядке и регистрации в особом
делопроизводстве административных органов (Реестр строений и собственников).
Обязать местные БТИ вести реестры строений нежилого назначения (в т.ч.
производственного) в соответствии с действующими «Рекомендациями по
технической инвентаризации и регистрации зданий гражданского назначения».
Споры о праве собственности, признанном в административном порядке, решаются
претендентами на данное право самостоятельно, в том числе путем признания и
защиты права в судебном порядке.
Оценку строений и сооружений, поименованных в данном пункте, производить по
цене их приобретения у прежнего собственника, но не ниже кратной нормативной
цены земельного участка, расположенного непосредственно под строением (пятно
застройки).
1.7. Строения гаражно — строительных кооперативов, числящиеся на балансе
юридических лиц, не являются объектами налогообложения для физических лиц.
1.8. Строения гаражно — строительных товариществ, не являющихся юридическими
лицами (полных товариществ), облагаются налогом в части долей физических лиц,
указанных в учредительном договоре полного товарищества, зарегистрированном в
местной администрации.
При отсутствии зарегистрированного договора, а также в случае если доли
физических лиц не определены, на лицо, которому поручено ведение общих дел
полного товарищества, в административном порядке налагается штраф в размере
суммы налога на строение в целом.
1.9. Отдельно стоящие гаражные строения (индивидуальные постройки), право
собственности на которые признано в административном порядке, оцениваются по
укрупненным показателям восстановительной стоимости в соответствии с Приказом
Минстроя России N 87 от 4 апреля 1992 г. с применением повышающего
коэффициента, указанного в пункте 1.3 данной методики.
1.10. Финансирование работ по оценке и переоценке строений производится за
счет средств местных бюджетов, пропорционально сумме налоговых поступлений.
1.11. Определение предстоящих объемов работ по оценке и переоценке строений и
сооружений, находящихся в сельской местности, должно производиться по
имеющимся материалам аэрофотосъемки в масштабе 1:10000.
2. Оценка непроинвентаризированных
строений и сооружений, расположенных на территории
сельских населенных пунктов и зарегистрированных
в делопроизводстве сельских администраций,
похозяйственных книгах и подворных
списках за физическими лицами
2.1. Оценка строений и сооружений, указанных в данном разделе, производится
экспертной комиссией в составе не менее 4 человек путем визуального осмотра в
натуре, независимой оценки каждым экспертом с последующим определением
среднего значения.
Оценка строений (среднее значение оценок независимых экспертов),
принадлежащих конкретному налогоплательщику, отражается в сводной ведомости.
2.2. Состав экспертной комиссии утверждается распоряжением районной
администрации.
В составе комиссии должны быть представители местного бюро технической
инвентаризации, районного комитета по земельной реформе, налоговой службы и
сельской администрации.
Собственник строений (налогоплательщик) включается в состав комиссии по его
просьбе. Оценка собственника должна приниматься в расчет среднего значения
наравне с оценками других экспертов.
2.3. Эксперты производят оценку строений и сооружений независимо, исходя из
собственного опыта и знаний, без мотивации и иных доказательств указанного им
значения.
При возникновении разногласий и неясностей окончательное решение о величине
оценки принимает председатель комиссии. Решение председателя комиссии может
быть обжаловано собственником или членом комиссии в районную администрацию.
2.4. Маршруты объезда сельских населенных пунктов и сроки завершения работ по
каждому из них определяются председателем экспертной комиссии.
3. Оценка непроинвентаризированных строений
и сооружений, расположенных на земельных участках,
предоставленных в собственность граждан для целей
сельскохозяйственного использования
3.1. Непроинвентаризированные строения и сооружения, расположенные на
земельных участках, предоставленных в собственность граждан для целей
сельскохозяйственного использования (строения садовых и дачных товариществ,
строения на участках, предоставленных для ведения подсобного хозяйства,
«второе жилье» и др.), оцениваются собственниками земельных участков
самостоятельно, путем декларирования.
При этом если декларированная собственником оценка окажется менее величины,
равной кратной нормативной цене земельного участка, то комплексная оценка
земельного участка с принадлежностями (строениями и сооружениями) для целей
налогообложения должна приниматься равной этой величине.
Форма декларации и порядок ее предоставления определяются налоговыми
органами.
Текст декларации должен содержать заявление собственника земельного участка о
том, что в случае изъятия земельного участка для государственных или
общественных надобностей размер компенсации за строения, сооружения и
многолетние насаждения, расположенные на земельном участке, не может быть
более декларированной им комплексной оценки земельного участка как главной
вещи вместе с принадлежностями.
3.2. Работы по оценке строений и сооружений, указанных в данном разделе,
должны производиться местными администрациями по согласованию с налоговыми
органами.