ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ №30 от 1996-11-13
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ13 ноября 1996 года N 30
——————————————————————
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
ОБ УСТАНОВЛЕНИИ НОРМАТИВОВ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЖИЛИЩНОГО
ФОНДА ГОРОДА МОСКВЫ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ СОБЛЮДЕНИЕМ
Настоящий Закон принят в соответствии с Уставом города Москвы и Законом
города Москвы от 20 декабря 1995 года N 26 «Об ответственности за нарушение
нормативов и жилищных стандартов по использованию, сохранности и эксплуатации
жилищного фонда города Москвы».
Закон повышает ответственность Государственной жилищной инспекции города
Москвы (далее — Мосжилинспекция) по контролю за разработкой и соблюдением
нормативов, расширяет ее полномочия, вытекающие из постановления
Правительства Российской Федерации от 26 сентября 1994 года N 1086 (в
редакции от 24 февраля 1995 года) «О Государственной жилищной инспекции в
Российской Федерации».
Статья 1. Общие положения
1. Настоящий Закон имеет целью:
— защиту законных прав и интересов, безопасности и здоровья граждан —
собственников и пользователей жилищным фондом;
— обеспечение сохранности жилищного фонда всех форм собственности;
— проведение в городе Москве единой технической политики в жилищной сфере;
— обеспечение реализации в жилищном фонде требований действующих нормативов
по использованию, содержанию, техническому обслуживанию и ремонту помещений,
конструкций, инженерных систем, а также придомовых территорий (далее —
нормативные требования);
— обеспечение соблюдения нормативных параметров режимов функционирования
инженерных систем;
— обеспечение соблюдения нормативных требований собственниками, владельцами
(управляющими) жилых и нежилых помещений, подрядными организациями по
обслуживанию и ремонту жилищного фонда и связанных с ним инженерных систем,
предприятиями — поставщиками водо-, энергоресурсов.
2. Настоящий Закон устанавливает:
— принципы формирования и порядок введения нормативов;
— компетенцию государственных органов контроля за исполнением настоящего
Закона;
— порядок досудебного рассмотрения споров, возникающих в сфере жилищно —
коммунального обслуживания населения.
Статья 2. Понятия, используемые в настоящем Законе
Эксплуатация жилищного фонда — процесс осуществления собственниками,
владельцами (управляющими), арендаторами, нанимателями жилых и нежилых
помещений в жилищном фонде города и обслуживающими организациями мероприятий,
связанных с использованием, техническим обслуживанием и ремонтом помещений,
конструкций, инженерных систем, с обеспечением режимов их функционирования, а
также санитарным содержанием зданий и прилегающих к ним территорий.
Жилищный фонд города:
— жилые дома и помещения, расположенные в жилых и нежилых домах, в зданиях
специализированного жилищного фонда (общежития, гостиницы, приюты, дома
маневренного фонда, дома — интернаты для одиноких, престарелых, ветеранов и
инвалидов Великой Отечественной войны и другие), независимо от их форм
собственности, ведомственной принадлежности;
— здания, сооружения и инженерное оборудование, обеспечивающие
функционирование жилищного фонда;
— придомовые территории и элементы благоустройства.
Использование жилищного фонда — обусловленные жилищным законодательством
действия физических и юридических лиц по владению, распоряжению и пользованию
жилой площадью, местами общего назначения и жилищно — коммунальными услугами в
соответствии с установленными нормативами.
Сохранность жилищного фонда — результат действий жителей и обслуживающих
организаций, обеспечивающих его функционирование в соответствии с
действующими нормативами в течение установленного срока эксплуатации.
Инженерные системы жилых зданий — внутреннее инженерное оборудование, а также
подводящие коммуникации (сети) и сооружения коммунального назначения,
обеспечивающие подачу водо- и энергоресурсов, вертикальный транспорт,
мусороудаление, противопожарную безопасность и связь.
Режимы функционирования инженерных систем жилых зданий — совокупность
установленных нормативами технологических параметров работы оборудования и
потребительских качеств поставляемых жилищно — коммунальных услуг.
Техническое обслуживание жилищного фонда — комплекс мероприятий по
обеспечению заданных эксплуатационных качеств и технологических параметров
жилых зданий и инженерных систем.
Санитарное содержание жилищного фонда — комплекс мероприятий по обеспечению
нормативных требований к санитарному состоянию жилых зданий и прилегающих
территорий.
Жилищные споры — конфликтные ситуации, возникающие в процессе эксплуатации
жилищного фонда при несоблюдении установленных нормативов собственниками,
владельцами (управляющими), нанимателями и арендаторами жилых или нежилых
помещений в жилых домах, обслуживающими организациями, предприятиями —
поставщиками водо-, энергоресурсов и иных жилищно — коммунальных услуг.
Статья 3. Принципы и порядок формирования нормативов
1. Совокупность нормативов служит основой общегородской системы содержания и
ремонта жилищного фонда города Москвы.
2. Основные принципы формирования нормативов:
— соответствие санитарным нормам;
— техническая обоснованность;
— дифференцированный подход при установлении нормативов исходя из оценки
технического состояния жилищного фонда на момент их разработки и возможности
их реализации в расчетный период (особенно на первом этапе);
— стабильность требований в течение установленного срока их действия;
— безусловное соблюдение, обеспечиваемое методами государственного контроля и
регулирования;
— регулярность обновления с поэтапным повышением уровня требований.
3. Порядок формирования нормативов:
3.1. Состав нормативов и решения об их изменении принимаются Правительством
Москвы на основании результатов освидетельствований и инспекционных
обследований жилых зданий, проводимых Мосжилинспекцией. Срок действия
нормативов устанавливается не менее 5 лет.
3.2. Минимальный уровень требований, предъявляемых к формируемым нормативам,
должен обеспечивать гарантированную безопасность населения, надежность
функционирования жилых зданий, инженерных коммуникаций, оборудования и
состояние прилегающей территории, отвечающее санитарным требованиям.
3.3. Порядок формирования нормативов и вытекающих из них требований задается
и координируется Правительством Москвы.
Статья 4. Порядок введения в действие нормативов Москвы
Порядок введения в действие нормативов определяется Правительством Москвы.
Статья 5. Контроль за исполнением Закона и ответственность за несоблюдение
нормативов Москвы
1. Контроль за соблюдением нормативов по сохранности и использованию
городского жилищного фонда независимо от его ведомственной принадлежности и
форм собственности возлагается на:
— Мосжилинспекцию;
— Городскую жилищно — конфликтную комиссию;
— административные комиссии;
— префектуры и районные управы в пределах предоставленных им полномочий.
2. Мосжилинспекция в пределах предоставленных ей полномочий:
— обеспечивает выявление и пресечение совместно с административными,
правоохранительными и судебными органами города Москвы фактов противоправного
использования (изменения назначения и/или переоборудования) жилых/нежилых
помещений в жилых домах, находящихся в собственности, владении (управлении)
или пользовании организаций и граждан;
— проводит регулярные освидетельствования (с периодичностью не реже одного
раза в 5 лет) и инспекционные обследования жилищного фонда и связанных с ним
инженерных систем. Должностные лица Мосжилинспекции при исполнении служебных
обязанностей имеют право входить по предъявлению служебного удостоверения в
жилые и нежилые помещения с согласия их собственников или пользователей, а
при его отсутствии — в порядке, установленном законодательством Российской
Федерации;
— рассматривает заявления, жалобы и обращения граждан и юридических лиц и
принимает предусмотренные действующим законодательством меры;
— привлекает к участию в освидетельствованиях, инспекционных обследованиях и
рассмотрениях заявлений, жалоб и обращений граждан и юридических лиц
полномочных представителей собственников, владельцев, управляющих,
нанимателей и арендаторов жилых и нежилых помещений в жилых домах,
представителей обслуживающих организаций, предприятий — поставщиков водо- и
энергоресурсов, представителей территориального общественного самоуправления,
правоохранительных органов и иных организаций, содействие которых необходимо
при проведении этих работ. Привлекаемые Мосжилинспекцией лица и их
представители обязаны обеспечить доступ в обследуемые помещения и создать
безопасные условия проведения освидетельствований и инспекционных
обследований;
— запрашивает от собственников, владельцев (управляющих), нанимателей и
арендаторов жилых и нежилых помещений в жилых домах, обслуживающих
организаций, предприятий — поставщиков водо-, энергоресурсов документацию и
другие данные, необходимые для освидетельствований, инспекционных
обследований и рассмотрения заявлений, жалоб и обращений граждан и
юридических лиц;
— составляет и выдает предписания, заключения и акты по результатам
инспекционной деятельности с указанием в них конкретных нарушений, сроков их
устранения, контролирует исполнение предписаний. Лица, получившие
предписания, заключения и акты, обязаны информировать Мосжилинспекцию о
завершении предусмотренных документами мероприятий в течение 5 суток после
истечения установленных сроков. Непредставление в установленные сроки
информации об исполнении мероприятий расценивается как неисполнение
предписания и влечет установленную настоящим Законом ответственность;
— направляет в межведомственные комиссии города Москвы, административных
округов и районов заключения по результатам освидетельствований и
инспекционных обследований помещений для рассмотрения вопросов о признании их
непригодными для проживания;
— применяет финансовые санкции в порядке и размерах, установленных
законодательством города Москвы;
— составляет протоколы о нарушениях, совершенных гражданами и должностными
лицами, с целью привлечения их к административной ответственности;
— направляет в суды иски о принудительном взыскании с неплательщиков
финансовых санкций по вопросам, связанным с обеспечением сохранности
жилищного фонда и нормального функционирования инженерных систем;
— предъявляет требования подрядным организациям об устранении дефектов или
повреждений, выявленных в период действия гарантийных обязательств;
— направляет представления об аннулировании или приостановке действия
лицензий при нарушениях правил производства работ, техники безопасности и
невыполнении предписаний Мосжилинспекции;
— запрашивает от организаций независимо от их организационно — правовой формы
информацию, необходимую для осуществления полномочий Мосжилинспекции;
— осуществляет контроль за разработкой, совершенствованием и изданием
ведомственных нормативных документов, связанных с использованием, содержанием
и ремонтом жилищного фонда;
— участвует в разработке нормативно — правовых документов, определяющих
порядок использования, ремонта и содержания жилищного фонда.
3. Нормативы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий в городе
Москве обязательны для исполнения в течение установленных сроков их действия
всеми субъектами жилищного фонда города, а именно:
— собственниками, владельцами (управляющими), нанимателями и арендаторами, а
также другими пользователями жилых и нежилых помещений в жилых строениях;
— лицами, осуществляющими техническое обслуживание и ремонт объектов
жилищного фонда города, а также предоставляющими коммунальные и прочие
эксплуатационно — технические услуги предприятиям, учреждениям и
организациям;
— органами управления городским хозяйством и органами государственного
контроля.
Несоблюдение субъектами жилищного фонда введенных в действие нормативов или
уклонение от их реализации влекут за собой ответственность в соответствии с
действующим законодательством.
4. Лица, осуществляющие по договорам с собственниками, владельцами
(управляющими) техническое обслуживание и ремонт объектов жилищного фонда, а
также предоставляющие коммунальные и иные эксплуатационно — технические
услуги, несут ответственность за несоблюдение условий договоров.
Статья 6. Городская жилищно — конфликтная комиссия
1. Городская жилищно — конфликтная комиссия (далее — Комиссия) создается
Правительством Москвы и действует на постоянной основе как специальный орган
досудебного рассмотрения споров по вопросам сохранности и эксплуатации
жилищного фонда.
Положение о Комиссии утверждается Правительством Москвы и не может
противоречить действующему законодательству.
2. Комиссия вправе рассматривать представления, жалобы, предложения,
ходатайства и прочие обращения по вопросам:
— о неправомерности действий и решений государственных жилищных инспекторов;
— о необоснованности размеров наложенных финансовых санкций;
— о принятии решений по фактам уклонения граждан, должностных лиц,
предприятий, организаций, учреждений городского и федерального подчинения от
выполнения предписаний Мосжилинспекции;
— об отказах от предоставления доступа в помещения и документации,
необходимой при инспекционном обследовании и освидетельствовании помещений в
жилищном фонде;
— о принятии решений по проведению оперативных и согласованных действий,
обеспечивающих скорейшее выполнение предписаний Мосжилинспекции в случаях,
когда промедление может иметь тяжелые последствия для горожан;
— о фактах задержки или уклонения от принятия мер по устранению причин и
последствий допущенных нарушений, а также по оплате финансовых санкций;
— о продлении сроков исполнения предписаний Мосжилинспекции;
— о привлечении к ответственности юридических, должностных лиц и граждан.
3. Комиссия вправе приглашать на свои заседания представителей органов
Главного управления внутренних дел города Москвы, Управления государственной
противопожарной службы ГУВД, Московского городского центра Госсанэпиднадзора,
других органов и организаций, а также независимых экспертов.
Приглашаемые Комиссией лица вправе участвовать в ее заседаниях лично или
направлять своих полномочных представителей.
4. В работе Комиссии должны обеспечиваться объективность и непредвзятость, а
также гласность принятых решений.
5. Комиссия вправе по рассматриваемым вопросам принять следующие решения:
— предупредить об ответственности за несоблюдение законодательства и
нормативных требований, действующих в городе Москве;
— направить представление в вышестоящую инстанцию для принятия
соответствующих мер дисциплинарного воздействия к должностному лицу;
— направить в административную комиссию материалы о привлечении к
ответственности должностных или физических лиц в соответствии с
законодательством об административных правонарушениях;
— рекомендовать Мосжилинспекции рассмотреть вопрос об изменении размера
финансовых санкций;
— рекомендовать Мосжилинспекции направить в судебные органы иск по факту
уклонения ответчика от уплаты финансовых санкций или непринятия им
необходимых мер по устранению допущенных нарушений.
6. Копии решений Комиссии выдаются заинтересованным сторонам в порядке,
установленном Положением о Комиссии.
7. Решения Комиссии могут быть обжалованы в порядке, установленном
законодательством.
Статья 7. Порядок разбирательства по жилищным спорам
1. Материалы, оформленные протоколами Комиссии, рассматриваются
административными комиссиями города Москвы, административных округов и
районов.
2. Административные комиссии в порядке контроля за исполнением настоящего
Закона осуществляют разбирательство по жилищным вопросам с приглашением всех
заинтересованных сторон и в пределах своих полномочий в соответствии с
законодательством.
3. Административные комиссии в 5-дневный срок информируют Комиссию о принятых
решениях.
Копии решений вручаются сторонам, участвующим в споре.
4. В случае невыполнения решения, принятого административной комиссией, в
установленный ею срок председатель соответствующей комиссии вправе
ходатайствовать перед Администрацией города Москвы о передаче ею материалов
по жилищному спору в органы Прокуратуры Москвы для возбуждения в
установленном порядке судебного дела о лишении гражданина или юридического
лица прав собственности на занимаемый объект в связи с систематическим
ущербом, причиняемым жилищному фонду.
Статья 8. Судебные иски Мосжилинспекции
1. В случаях, если противоправные действия пользователей жилищным фондом
препятствуют устранению нарушений, совершаются ими исключительно с намерением
причинить вред другому лицу (лицам), в том числе угрожают жизни и здоровью
граждан или их имуществу, разрушают или грозят разрушением жилищного фонда, а
также свидетельствуют о злоупотреблении правом в иных формах, Мосжилинспекция
по поручению органа местного самоуправления в защиту государственных и
общественных интересов обращается в суд с исками:
— о пресечении действий, нарушающих законные права отдельных граждан, а также
государственные и общественные интересы;
— об устранении ответчиком нарушений, ведущих к разрушению жилищного фонда
города;
— о восстановлении состояния жилищного фонда, существовавшего до совершения
нарушения;
— о возмещении ущерба, нанесенного жилищному фонду, проживающими в нем
гражданами.
2. Средства, полученные во исполнение судебного решения, являются
собственностью города Москвы, зачисляются на счет Мосжилинспекции как истца и
направляются ею как средства целевого финансирования на устранение
установленных судом нарушений.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
13 ноября 1996 года
N 30