ПОСТАНОВЛЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ №48 от 1998-05-13
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕФОРМЫ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫМОСКОВСКАЯ ГОРОДСКАЯ ДУМА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 мая 1998 г. N 48
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ
МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ РЕФОРМЫ
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
(в ред. постановления Московской городской Думы
от 24.12.2003 N 423)
В целях создания юридической базы для повышения уровня эксплуатации и
сохранности жилищного фонда города, качества предоставляемых услуг и учитывая
реальные финансовые возможности населения Московская городская Дума
постановляет:
1. Утвердить Программу первоочередных мероприятий по развитию реформы
жилищно-коммунального хозяйства города Москвы (приложение).
2. Образовать рабочую группу по дальнейшему совершенствованию Программы
первоочередных мероприятий по развитию реформы жилищно-коммунального
хозяйства города Москвы.
Включить в состав указанной группы депутатов: Антонова И.Е., Катаева Д.И.,
Лобок Г.В., Плотникова В.К., Хованскую Г.П., Широкова А.В.
——————————————————————
Пункт 3 снят с контроля в связи с выполнением (Постановление Московской
городской Думы от 24.03.1999 N 21).
——————————————————————
3. Просить Мэра Москвы направить в состав указанной группы своих
представителей.
4. Настоящее постановление вступает в силу с момента его принятия.
5. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на Председателя
Московской городской Думы.
Председатель
Московской городской Думы
В.М. Платонов
Приложение
к постановлению
Московской городской Думы
от 13 мая 1998 г. N 48
ПРОГРАММА
ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ
РЕФОРМЫ ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА
ГОРОДА МОСКВЫ
Основные цели реформы
Программа первоочередных мероприятий по развитию реформы
жилищно-коммунального хозяйства города Москвы разработана в соответствии с
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 года N 425 «О
реформе жилищно-коммунального хозяйства в Российской Федерации» с учетом
особенностей многомиллионного города, а также результатов проведенных в
1991-1997 годах преобразований, в целях создания юридической базы для
реформирования жилищно-коммунального хозяйства города Москвы.
Главным условием реформы является экономическая сбалансированность проводимых
мероприятий с реальными возможностями городского бюджета и доходами населения.
Жилищная реформа в городе Москве проводится с целью решения следующих задач:
1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами, а также создание
условий проживания, отвечающих стандартам качества.
2. Снижение расходов на эксплуатацию и ремонт жилищного фонда при
обязательном сохранении или повышении качества предоставляемых
жилищно-коммунальных услуг за счет внедрения ресурсосберегающих технологий и
реорганизации жизнеобеспечивающих структур.
3. Переход от бюджетного дотирования жилищно-коммунального хозяйства к оплате
в полном объеме эксплуатационно-ремонтных расходов и коммунальных услуг
населением-потребителем при условии обеспечения социальной защиты
малообеспеченных семей и сохранения жизненного уровня семей со средним
достатком, экономического стимулирования повышения качества обслуживания и
снижения издержек производства.
4. Сохранение и восстановление жилищного фонда.
1. Обеспечение доступности приобретения жилья москвичами
1.1. Начиная с 1998 года внедрить системное исчисление индекса доступности
жилья.
1.2. Продолжить в 1998 году реализацию мероприятий по снижению стоимости
строительства жилья в целях доведения стоимости одного квадратного метра до
размера, равного полутора среднемесячным зарплатам.
1.3. Для расширения возможности граждан в улучшении жилищных условий
продолжить размещение облигаций Московского государственного жилищного займа,
поддерживая объем его реализации по себестоимости строительства жилья на
уровне спроса населения в течение всего срока обращения облигаций (десять
лет).
1.4. В соответствии с действующим порядком предоставлять гражданам,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на
строительство или приобретение жилья за счет средств городского бюджета.
1.5. Для обеспечения доступности приобретения жилой площади в городе Москве
гражданами с уровнем дохода на члена семьи, превышающим прожиточный минимум,
разработать и внедрить в 1998 году механизм целевых накопительных вкладов и
привлечения денежных средств коммерческих банков в виде ипотечного
кредитования населения под приемлемые проценты и на длительный срок.
1.6. С целью перераспределения имеющегося жилищного фонда и получения
дополнительной площади на нужды города разработать порядок и экономические
стимулы для обмена квартир большей площади на меньшую с согласия граждан.
1.7. Для активного вовлечения средств жителей, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, продолжить формирование целевых накопительных жилищных
вкладов и предоставление кредитов.
2. Определение стандарта (норматива) условий проживания
2.1. Разработать стандарт (норматив) условий проживания для дифференциации
ставок оплаты жилья и услуг.
2.2. Не реже одного раза в пять лет представлять на рассмотрение Московской
городской Думе предложения по пересмотру действующих в городе Москве
стандартов и нормативов по эксплуатации жилищного фонда.
2.3. За счет средств городского бюджета провести паспортизацию жилищного и
нежилого фондов города, обеспечив доступность данной информации для населения
Москвы.
3. Разработка Программы капитального ремонта
жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства
3.1. Правительству Москвы в течение 1998 года разработать Программу
капитального ремонта жилищного фонда и объектов коммунального хозяйства.
3.2. Законодательно определить понятия капитального и других видов ремонта.
Ввести понятие задолженности города Москвы по финансированию капитального
ремонта. Зафиксировать обязательства города Москвы по погашению этой
задолженности.
3.3. Считать первоочередной задачей доведение объемов капитального ремонта,
реконструкции жилья и объектов коммунального хозяйства до уровня,
обеспечивающего сокращение доли жилья и объектов коммунального хозяйства,
нуждающихся в капитальном ремонте.
3.4. В планах социально-экономического развития и застройки районов
устанавливать очередность капитального ремонта (реконструкции, замены)
объектов жилищно-коммунального хозяйства с учетом прогнозов развития районов
и имеющихся средств.
3.5. Положение о конкурсах и о порядке приемки работ представить на
утверждение Московской городской Думе.
4. Демонополизация жилищно-коммунального хозяйства
4.1. Обеспечить начиная с 1998 года формирование городского и муниципального
заказов на обслуживание, ремонт и развитие объектов жилищно-коммунального
назначения на конкурсной основе.
4.2. Проводить демонополизацию жилищно-коммунального хозяйства в соответствии
с постановлениями Московской городской Думы от 20 сентября 1995 года N 61 «Об
утверждении и введении в действие Программы приватизации государственной и
муниципальной собственности в Москве», от 19 марта 1997 года N 20 «О Перечне
предприятий и организаций федеральной и городской собственности, подлежащих
приватизации в 1997 году» и постановлением Правительства Москвы от 17 января
1995 года N 34 «О мерах по совершенствованию управления городским хозяйством
в процессе приватизации».
4.3. Начиная с 1998 года приступить к поэтапной приватизации предприятий,
выполняющих работы по ремонту и эксплуатации жилищного фонда.
4.4. Расширить практику отбора подрядчиков для выполнения работ по содержанию
и ремонту жилищного фонда и его оборудования на конкурсной основе независимо
от хозяйственно-правового статуса подрядчика при наличии у него лицензии на
соответствующий вид работ. Довести долю жилищного фонда, обслуживаемого
предприятиями, отобранными на конкурсной основе, в 1998 году до 60 процентов,
в 1999 году — 100 процентов.
4.5. В положениях о конкурсах предусматривать участие в конкурсных комиссиях
и в приемке работ представителей районных Собраний, территориальных комитетов
общественного самоуправления, правлений жилищно-строительных кооперативов и
товариществ собственников жилья.
4.6. Положения о конкурсах представить на утверждение Московской городской
Думе.
4.7. Разработать законодательную инициативу о передаче жилищного фонда в
доверительное управление организациям (различных форм собственности) и
непосредственным собственникам — товариществам собственников жилья.
Начиная с 1998 года обеспечить постепенный переход на конкурсный отбор
частных компаний для управления жилищным фондом с тем, чтобы в 1998 году на
этих условиях работало не менее одной ДЕЗ в каждом административном округе.
Ввести лицензирование данного вида деятельности. Дальнейшее развитие этой
системы определить на основании проведенного эксперимента.
4.8. Обеспечить в результате реформы собственности в жилищном хозяйстве
формирование двух уровней конкурентных отношений:
— конкуренция в сфере управления недвижимостью за получение заказа от
собственника на управление жилищным фондом;
— конкуренция подрядных организаций за получение заказа на обслуживание
жилья.
5. Развитие договорных отношений между субъектами
собственности и субъектами хозяйствования
5.1. Проводить организационные мероприятия, стимулирующие создание
товариществ собственников жилья посредством предоставления налоговых льгот,
организации обучения. Осуществлять финансирование работ по содержанию и
ремонту жилищного фонда товариществ собственников жилья на равных условиях с
жилищным фондом, находящимся в собственности города. В первоочередном порядке
устанавливать в домах жилищных и жилищно-строительных кооперативов,
товариществ собственников жилья централизованные системы контроля
теплоэнергетических ресурсов, диагностики работоспособности инженерных систем
жилых домов.
5.2. Завершить в 1998 году разделение функций заказчика и подрядчика на
работах по эксплуатации жилищного фонда, а именно — передать в ДЕЗ расчеты за
жилищные и коммунальные услуги с населением и расположенными в жилищном фонде
организациями.
5.3. В 1998 году заключить договоры на оказание жилищных (эксплуатационных) и
коммунальных услуг между собственниками, владельцами, арендаторами,
нанимателями жилых помещений и управляющими жилищным фондом организациями и в
дальнейшем проводить эту работу постоянно.
5.4. Обеспечить в 1998 году и последующие годы обязательное заключение
договоров между службами заказчика и эксплуатационными подрядными
организациями с указанием конкретного перечня и объемов подлежащих выполнению
работ, санкций за невыполнение или ненадлежащее их выполнение.
5.5. Обеспечить заключение договоров с управляющими компаниями, победившими в
конкурсах на управление жилищным фондом, с указанием конкретного перечня и
объемов подлежащих выполнению работ, с указанием их ответственности за
ненадлежащее выполнение.
6. Регулирование деятельности локальных и естественных
монополий
6.1. Начиная с 1998 года управление ценообразованием предприятий естественных
монополий осуществлять через процедуры утверждения цен и тарифов с
использованием системы нормативов затрат материальных, энергетических,
финансовых и трудовых ресурсов. Разработанные ранее на основе усреднения
статистических показателей нормативы пересмотреть с учетом оценки влияния
новых условий хозяйствования, сокращения нерациональных затрат (в частности,
исключения затрат, не связанных с процессом производства и реализации
профильных услуг).
6.2. В первой половине 1998 года уточнить, с привлечением независимой
экспертизы, нормативы тепло-, водо- и газоснабжения для населения и дать
оценку научно-технической и экономической обоснованности объемов поставляемых
ресурсов.
6.3. Перейти на прямые расчеты за услуги теплоснабжения между
ресурсоснабжающими предприятиями и населением:
1998 год — территория, обслуживаемая одной ДЕЗ в каждом округе;
1999 год — 20% территории в каждом административном округе;
2000 год — 50% территории в каждом административном округе;
2001 год — 70% территории в каждом административном округе;
2002 год — 100% жилищного фонда, находящегося в собственности города или
являющегося частной собственностью.
6.4. Региональной энергетической комиссии и Межведомственной комиссии по
ценовой и тарифной политике:
— организовать проведение аудиторской проверки предприятий естественных
монополистов, обеспечивающих поставку коммунальных услуг (АО «Мосэнерго», МГП
«Мосводоканал», МГП «Мосгортепло», ГП «Мосгаз», АО «Московская городская
телефонная сеть»), в дальнейшем проводить такие проверки ежегодно;
— при установлении цен и тарифов на энергоресурсы, воду и услуги АО
«Московская городская телефонная сеть» обеспечить обоснованность
производственных затрат организаций-поставщиков и ежеквартально производить
регулирование расходов, исходя из нормативных затрат;
— с 1998 года установить две категории потребителей по уровню тарифов:
население, промышленность и приравненные к ней потребители с отменой льготных
цен и тарифов;
— не принимать решений о предоставлении отдельным категориям потребителей
льгот по оплате услуг тепло- и водоснабжения без указания источников их
финансирования.
6.5. Региональной энергетической комиссии:
— в 1998 году ввести дифференцированные тарифы на электроэнергию исходя из
нормы расхода энергии на одного человека или абонента;
— подготовить и направить до 1 июля 1998 года владельцам и нанимателям
квартир, имеющих двухтарифные электросчетчики, проекты договоров, позволяющих
оплачивать потребляемую энергию по дневному и ночному тарифу;
— в 1998 году подготовить предложения по изменению структуры тарифов на
тепловую энергию, предусмотрев выделение из тарифа затрат на содержание и
ремонт тепловых пунктов и внутриквартальных сетей.
6.6. Установку приборов учета в жилых домах и в тепловых пунктах
финансировать за счет средств владельцев этих объектов.
6.7. Постоянно проводить работы по внедрению ресурсосберегающих технологий. В
1998 году разработать и утвердить:
— программу модернизации центральных тепловых пунктов с целью сбережения
расхода воды, тепловой и электрической энергии и обеспечения учета их
расхода;
— программу создания эталонных микрорайонов с внедрением ресурсосберегающих
мероприятий и одновременной установкой приборов учета расхода и потребления
ресурсов;
— программу по реорганизации жизнеобеспечивающих отраслей городского
хозяйства;
— программу централизованной системы учета и контроля расхода
теплоэнергетических ресурсов и диагностики работоспособности инженерных
систем жилищного фонда.
Подготовить и утвердить в Московской городской Думе:
— закон о ресурсосбережении в городе Москве;
— порядок экономического стимулирования ресурсосбережения и механизм
кредитования ресурсосберегающих мероприятий.
6.8. Создавать условия для развития компаний по установке в домах систем
учета расхода теплоэнергетических ресурсов. На первом этапе обеспечить
государственную поддержку через льготные кредиты, займы, выделения бюджетных
средств на осуществление целевой программы установки централизованных систем
учета и контроля теплоэнергетических ресурсов в жилищном фонде.
6.9. Департаменту экономической политики и развития города Москвы начиная с
1998 года организовать мониторинг ставок, расценок и тарифов в
жилищно-коммунальной сфере и энергетике. Устанавливать и доводить до
населения Москвы через средства массовой информации предельные ставки,
расценки и тарифы для естественных монополий в жилищно-коммунальной сфере и
для организаций, выполняющих работы с использованием бюджетного
финансирования, а также на услуги АО «Московская городская телефонная сеть».
6.10. Возложить постоянный контроль за содержанием, ремонтом и сохранностью
жилищного фонда на городском уровне на Государственную жилищную инспекцию, на
ведомственном — на отделы в отраслевых департаментах, комитетах, управлениях,
на местном — на местные органы самоуправления, главу районной Управы.
6.11. В состав Региональной энергетической комиссии и Межведомственной
комиссии по ценовой и тарифной политике ввести представителей Московской
городской Думы, общества потребителей, организаций промышленников и
предпринимателей.
6.12. Департаменту науки и промышленной политики в течение 1998 года провести
конкурс научно-технических разработок на производство и внедрение новых
технологий, позволяющих осуществлять локальное обслуживание относительно
небольших групп потребителей (например, обеспечение проживающих в группе
многоквартирных домов теплом, электроэнергией и др.).
7. Совершенствование расчетов за жилищно-коммунальные услуги
7.1. Обеспечить самоокупаемость жилищного хозяйства посредством повышения
населению платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Повышать долю платежей населения в покрытии издержек на содержание и ремонт
жилищного фонда, по предоставлению коммунальных услуг пропорционально росту
доходов среднеобеспеченных слоев населения.
Прогнозируемые темпы роста доли платежей населения в процентах к нормативным
затратам на содержание и ремонт жилищного фонда и поставку коммунальных
услуг:
1998 год — 22% 2003 год — 59%
1999 год — 27% 2004 год — 72%
2000 год — 32% 2005 год — 83%
2001 год — 39% 2006 год — 95%
2002 год — 48% 2007 год — 100%
7.2. Ввести в 1998 году взимание повышенной платы (до размеров,
обеспечивающих компенсацию затрат) за жилищные услуги и отопление с граждан,
имеющих площадь жилых помещений, превышающую социальные нормы, исходя из
размеров «излишков» в расчете на одного человека с учетом установленных
законодательными актами прав граждан на дополнительную площадь и защиты
интересов семей, состоящих из инвалидов и пенсионеров.
7.3. Утвердить в 1998 году общие принципы расчетов с гражданами, являющимися
собственниками жилья и пользователями жилых помещений в общежитиях, четко
определив порядок финансирования расходов на содержание и ремонт жилищного
фонда в зависимости от вида жилья.
7.4. Добиться полного учета собственников, имеющих более одной отдельной
квартиры на семью, с целью осуществления ими полной оплаты издержек на
содержание жилья и коммунальные услуги.
7.5. Начиная с 1998 года производить дальнейшую дифференциацию ставок оплаты
жилищных и коммунальных услуг, предусмотрев целевую оплату расходов на
содержание лифтов, электроплит, систем дымоудаления с целью первоочередного
доведения платежей за данные услуги до их фактической стоимости.
7.6. Ввести в 1998 году страхование жилищного фонда, включая дома жилищных и
жилищно-строительных кооперативов, исходя из положений о системе страхования
в городе Москве жилых помещений.
7.7. Подготовить к 1 октября 1998 года предложения об упорядочении системы
предоставления гражданам льгот по оплате жилищно-коммунальных услуг.
7.8. При планировании ассигнований на капитальный ремонт и содержание
жилищного фонда учитывать нормативные сроки ремонта, структуру и состояние
жилищного фонда, численность жителей.
7.9. Разработать механизм возмещения расходов на содержание жилищного фонда
жилищных и жилищно-строительных кооперативов, домов товариществ собственников
жилья.
7.10. Бюджетные дотации на оплату жилищно-коммунальных услуг перечислять с
учетом имеющихся у граждан льгот на счета жилищных и жилищно-строительных
кооперативов, товариществ собственников жилья (в случае заключения
соответствующих договоров).
8. Организация социальной защиты населения
8.1. Изменить в 1998 году порядок предоставления гражданам (семьям) субсидий
на оплату жилищных и коммунальных услуг, установив, что семья (гражданин),
имеющая совокупный доход в расчете на каждого человека, не превышающий
установленный прожиточный минимум, не должна расходовать на оплату жилья и
коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов
потребления коммунальных услуг свыше 0,5 (половины) установленного
федеральным законом минимального размера оплаты труда в расчете на каждого
человека.
При этом величину субсидий определять по двум основаниям: от совокупного
дохода на одного человека, не превышающего прожиточный минимум, и как разницу
между принятыми на данный период размерами оплаты жилищно-коммунальных услуг
по социальной норме площади жилья и нормативам потребления коммунальных услуг
с учетом действующих льгот и предельно допустимыми собственными расходами
граждан на оплату жилищных и коммунальных услуг с учетом совокупного дохода
семьи, принимая максимальное значение субсидии.
8.2. Исключен. — Постановление Московской городской Думы от 24.12.2003 N
423.
8.3. Департаменту экономической политики и развития города Москвы начиная с
1998 года:
— проводить социальный мониторинг доходов и расходов населения города, оценку
платежеспособности граждан, предприятий и организаций;
— анализировать влияние тарифов на коммунальные услуги на финансовое
состояние предприятий города.
9. Совершенствование нормативно-правовой базы
в жилищно-коммунальном хозяйстве
9.1. Правительству Москвы в плановом порядке осуществить работу по разработке
и совершенствованию нормативно-правовой базы в жилищно-коммунальной сфере:
9.1.1. Не реже одного раза в год вносить в Московскую городскую Думу
предложения об изменениях и дополнениях настоящей Программы.
9.1.2. Сформировать условия для привлечения дополнительных источников
финансирования расходов на содержание, ремонт и реконструкцию жилищного фонда
путем эффективного использования собственности (жилых и нежилых помещений,
придомовой территории):
— разработать нормативы предоставления служебных нежилых помещений для
производственных и иных хозяйственных целей для предприятий и организаций,
занятых на работах в жилищном фонде, независимо от их
организационно-правового статуса;
— предоставить право руководителям районных Управ предоставлять предприятиям
жилищно-коммунального хозяйства независимо от их правового статуса служебные
нежилые помещения для производственных и иных хозяйственных целей на время
действия договора на выполнение работ по управлению или обслуживанию
жилищного фонда на условиях оплаты ими эксплуатационных и коммунальных услуг
без взимания арендной платы и без права выкупа.
10. Муниципализация ведомственного жилищного фонда
Разработать и предложить Правительству Российской Федерации соглашение,
предусматривающее, что в случае невыполнения ведомствами — владельцами жилья
нормативов по эксплуатации и ремонту жилищного фонда данный жилищный фонд с
встроенными нежилыми помещениями в установленном законом порядке отчуждается
в собственность города Москвы с соответствующими компенсациями городу Москве
(недвижимостью или ценными бумагами) необходимых расходов на приведение в
порядок данного жилищного фонда.
11. Расширение земельных прав товариществ собственников жилья,
жилищных и жилищно-строительных кооперативов
По представлению товариществ собственников жилья, жилищных и
жилищно-строительных кооперативов оформлять их права на долгосрочную аренду
придомовых и дворовых территорий, закрепленных за ними при строительстве,
предоставлять им фиксированную часть арендной платы, взимаемой с
расположенных на этой территории гаражей, а также право взимать плату за
стоянки автомашин.
При этом бремя доказательств непринадлежности территории к конкретному жилому
дому возложить на органы власти.