ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ №460-ПП от 2002-06-18
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
Г. МОСКВЫ ОТ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВПРАВИТЕЛЬСТВО МОСКВЫ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июня 2002 г. N 460-ПП
О ПОВЫШЕНИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ
Г. МОСКВЫ ОТ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ
С 1992 года в городе реализуется принятая Правительством Москвы Концепция санитарной очистки г. Москвы от твердых
бытовых отходов до 2010 года. Выполняется программа развития технической базы переработки и обезвреживания твердых
бытовых отходов. За этот период решены вопросы обеспечения городского хозяйства контейнерами для сбора ТБО,
обновлен городской парк мусоровозов, введены в эксплуатацию четыре мусороперегрузочные станции, первая очередь
мусоросжигательного завода N 2, две мусоросортировочные станции. В стадии строительства вторая очередь
мусоросжигательного завода N 2, мусоросжигательный завод N 4, мусороперегрузочные станции в Южном и Юго —
Восточном административных округах. Начаты работы по реконструкции полигонов «Икша», «Хметьево» и
мусоросжигательного завода N 3. Дал положительные результаты эксперимент по внедрению селективного (раздельного)
сбора твердых бытовых отходов в домовладениях Юго — Западного административного округа. Принятые меры позволяют
обеспечить прием и переработку на городских объектах значительной части (38%) твердых бытовых отходов,
образующихся в жилом секторе города.
Однако изменившиеся общественно — экономические условия требуют не только корректировки стратегии в области
санитарной очистки города от твердых бытовых отходов, но и разработки единой концепции обращения с отходами
производства и потребления города Москвы.
В целях определения единой городской политики в развитии отрасли санитарной очистки города Москвы и в
соответствии с рекомендациями экспертов Экономической комиссии Евросоюза (проект ТАСИС ERUS 9803 «Поддержка
Правительства Москвы в области теплоснабжения и управления твердыми бытовыми отходами») Правительство Москвы
постановляет:
1. Одобрить представленные Комплексом городского хозяйства Правительства Москвы Основные направления развития
системы санитарной очистки города Москвы от твердых бытовых отходов на 2002-2010 годы (далее — Основные
направления) согласно приложению.
2. Руководителям департаментов, комитетов, управлений Правительства Москвы, префектам административных округов
при решении задач в области обращения с твердыми бытовыми отходами (далее — ТБО) руководствоваться Основными
направлениями.
3. Руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы обеспечить координацию мероприятий по
реализации Основных направлений.
4. Управлению жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы совместно с Департаментом
градостроительной политики, развития и реконструкции города в течение текущего года откорректировать программу
строительства объектов санитарной очистки города Москвы, утвержденную постановлением Правительства Москвы от
20.04.99 N 353 «О ходе строительства объектов санитарной очистки города», с учетом Основных направлений и внести
на рассмотрение Правительства Москвы в III квартале 2002 года.
5. Департаменту экономической политики и развития г. Москвы предусматривать в годовых инвестиционных программах
Правительства Москвы по заявкам городских инвесторов строительство объектов промышленной переработки и
захоронения твердых бытовых отходов в соответствии с Основными направлениями и в пределах лимитов капитальных
вложений, выделенных инвесторам.
6. Управлению жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы во втором полугодии 2002
года образовать в составе Управления Центр по координации потоков твердых бытовых отходов г. Москвы с возложением
на него следующих функций:
— разработка оптимальных схем потоков муниципальных ТБО на объекты промышленной переработки и полигоны Московской
области в соответствии с выделяемыми лимитами на размещение, утвержденными уполномоченными областными
организациями;
— координация деятельности организаций города Москвы, занятых в сфере обращения ТБО, с уполномоченными
организациями и органами Правительства Московской области;
— разработка предложений по формированию тарифной политики и нормативной базы обращения с ТБО;
— осуществление единой технической политики в области санитарной очистки города от ТБО;
— создание общегородской автоматизированной системы контроля и управления потоками отходов;
— создание благоприятных условий для привлечения инвестиций, направленных на реализацию проектов строительства и
реконструкции объектов санитарной очистки города.
7. Государственному унитарному предприятию города Москвы «Экотехпром» совместно с Департаментом
природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы при содействии Объединения административно —
технических инспекций Правительства Москвы осуществить в 2003 году паспортизацию образователей бытовых отходов с
целью формирования общегородского банка данных по источникам загрязнений и контролю за перемещением отходов.
8. Префектурам Западного и Северо — Западного административных округов в течение месяца представить в Управление
жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы предложения по размещению
быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения на земельных участках площадью 0,5-0,8 га в
административных округах в соответствии с Основными направлениями.
9. Префектурам административных округов (за исключением Центрального административного округа) в течение 2002
года представить в Управление жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы
предложения по размещению участков для приема и сортировки крупногабаритного мусора (КГМ) согласно п. 3.3
приложения к настоящему постановлению.
10. Государственному унитарному предприятию города Москвы «Экотехпром»:
10.1. В двухмесячный срок заказать в Москомархитектуре разработку в установленном порядке исходно —
разрешительной документации на размещение быстровозводимых мусороперегрузочных станций локального значения на
земельных участках, предложенных префектурами административных округов (п. 8).
10.2. По окончании разработки исходно — разрешительной документации (п. 10.1) оформлять в Москомземе в
установленном порядке земельно — правовые отношения.
11. Департаменту науки и промышленной политики Правительства Москвы, ОАО «Московский комитет по науке и
технологиям» по заявкам Управления жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы
включать в ежегодные планы финансирования работ по Программе НИОКР на 2002-2004 гг. работы по научно —
техническому сопровождению мероприятий по созданию общегородской автоматизированной системы управления потоками
отходов и внедрению системы селективного сбора ТБО в пределах лимитов финансирования по разделу «Жилищно —
коммунальное хозяйство».
12. Управлению жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы, Департаменту
природопользования и охраны окружающей среды Правительства Москвы, Департаменту науки и промышленной политики
Правительства Москвы с привлечением специализированных научно — исследовательских организаций и ведущих
производственных предприятий разработать и представить в Правительство Москвы во втором полугодии 2003 года
единую концепцию обращения с отходами производства и потребления города Москвы (включая брошенный и
разукомплектованный автотранспорт, отработанные аккумуляторные батареи, отходы полимерных материалов и др.).
13. Управлению жилищно — коммунального хозяйства и благоустройства Правительства Москвы в III квартале 2002 года
представить руководителю Комплекса городского хозяйства Правительства Москвы предложения о создании совместно с
Администрацией Московской области регионального Консультативного совета по управлению отходами производства и
потребления.
14. В связи с выходом настоящего постановления считать утратившим силу постановление Правительства Москвы от
05.05.92 N 239 «Об утверждении Концепции откорректированной схемы санитарной очистки г. Москвы от твердых бытовых
отходов».
15. Контроль за выполнением настоящего постановления возложить на первого заместителя Мэра Москвы в Правительстве
Москвы Аксенова П.Н.
О ходе выполнения настоящего постановления доложить Мэру Москвы в декабре 2002 года.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Приложение
к постановлению Правительства
Москвы
от 18 июня 2002 г. N 460-ПП
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ САНИТАРНОЙ ОЧИСТКИ ГОРОДА МОСКВЫ
ОТ ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ НА 2002-2010 ГОДЫ
—-T———————T—————————T———————————————————¬
¦N ¦Направление развития¦Мероприятия ¦Эффект от реализации ¦
¦п/п¦ ¦ +——————————T—————————+
¦ ¦ ¦ ¦экономический ¦экологический ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦ 1 ¦ 2 ¦ 3 ¦ 4 ¦ 5 ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦ ¦1. Сбор твердых бытовых отходов (ТБО) ¦
+—+———————T—————————T——————————T—————————+
¦1.1¦Модернизация ¦Внедрение евроконтейнеров ¦Повышение ¦Оптимизация процесса ¦
¦ ¦контейнерного парка ¦<*> с целью снижения ¦производительности ¦сжигания ТБО ¦
¦ ¦ ¦влажности ТБО, направляемых¦и снижение удельных затрат ¦на мусоросжигательных ¦
¦ ¦ ¦на сортировку, ¦на ~ 10% при сортировке, ¦заводах. Предотвращение ¦
¦ ¦ ¦брикетирование и сжигание. ¦брикетировании и сжигании ¦сброса загрязненного ¦
¦ ¦ ¦В 2002-2010 годах — 20000 ¦ТБО за счет снижения ¦фильтрата в окружающую ¦
¦ ¦ ¦контейнеров (охват 50% ¦их влажности в период ¦среду на ~ 310 т в год ¦
¦ ¦ ¦домовладений) ¦дождей и снегопадов. ¦(в т.ч. 150 т в год ¦
¦ ¦ ¦ ¦Экономический эффект ¦на проезжую часть улиц) ¦
¦ ¦ ¦ ¦~ 1 млн. руб./год ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦1.2¦Внедрение ¦Внедрение системы ¦Уменьшение объемов ¦Снижение валовых выбросов ¦
¦ ¦селективного сбора ¦селективного сбора ТБО ¦захоронения ТБО ¦вредных веществ в атмосферу¦
¦ ¦ценных компонентов ¦с целью: ¦на полигонах на 220 тыс. ¦от полигонов захоронения ¦
¦ ¦ТБО ¦- отбора и использования ¦т/год (от жилого сектора). ¦ТБО и автотранспорта: ¦
¦ ¦ ¦ в качестве вторичного ¦Снижение затрат ¦- от полигонов ~ 198 тонн ¦
¦ ¦ ¦ сырья ценных компонентов;¦на транспортировку ¦ в год; ¦
¦ ¦ ¦- снижения объемов отходов,¦и захоронение ТБО ¦- от автотранспорта ¦
¦ ¦ ¦ направляемых на ¦на ~ 66 млн. руб./год. ¦ ~ 105 тонн в год ¦
¦ ¦ ¦ захоронение к 2010 году: ¦Получение дополнительных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ~ на 5% от объема ТБО ¦доходов от реализации ¦ ¦
¦ ¦ ¦ жилого фонда (110-130 ¦вторсырья ~ 33 млн. руб./год.¦ ¦
¦ ¦ ¦ тыс. тонн в год) за ¦Экономия инвестиционных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ счет системы селектив- ¦средств на развитие ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ного сбора (охват 30% ¦полигонных мощностей ¦ ¦
¦ ¦ ¦ домовладений); ¦(~ 3 га в год) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ~ на 10% от общего объ-¦~ 33 млн. руб./год ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ема ТБО г. Москвы ¦(в т.ч. выкуп земли — ¦ ¦
¦ ¦ ¦ (450-500 тыс. тонн ¦~ 3 млн. руб./год). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ в год, в т.ч. 110-130 ¦Сокращение количества ¦ ¦
¦ ¦ ¦ тыс. т в год от жилого ¦собирающих мусоровозов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ фонда) за счет сети ¦на ~ 10 единиц ¦ ¦
¦ ¦ ¦ пунктов приема втор- ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ сырья от физических и ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦ юридических лиц ¦ ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦ ¦2. Транспортировка твердых бытовых отходов ¦
+—+———————T—————————T——————————T—————————+
¦2.1¦Внедрение ¦Внедрение среднетоннажных ¦Сокращение транспортных зат- ¦Снижение валовых выбросов ¦
¦ ¦перспективных ¦мусоровозов с целью ¦рат на ~ 1,8 млн. руб./год. ¦вредных веществ ¦
¦ ¦моделей собирающих ¦повышения эффективности ¦Сокращение количества ¦от автотранспорта ¦
¦ ¦мусоровозов с учетом¦транспортировки ТБО ¦малотоннажных мусоровозов ¦на ~ 30 т в год ¦
¦ ¦сокращения плеча ¦на городские объекты. ¦на ~ 60 единиц ¦ ¦
¦ ¦вывоза ТБО ¦Внедрение к 2010 г. ¦ ¦ ¦
¦ ¦до объектов ¦среднетоннажных мусоровозов¦ ¦ ¦
¦ ¦обезвреживания ¦в количестве 240 единиц ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(замена 300 малотоннажных) ¦ ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦2.2¦Расширение системы ¦Строительство к 2006 году ¦Сокращение транспортных зат- ¦Снижение валовых выбросов ¦
¦ ¦двухстадийного ¦5 быстровозводимых ¦рат на ~ 40 млн. руб./год. ¦вредных веществ ¦
¦ ¦вывоза ТБО ¦мусороперегрузочных станций¦Сокращение количества ¦от автотранспорта ¦
¦ ¦ ¦локального значения ¦собирающих мусоровозов ¦на ~ 68 тонн в год ¦
¦ ¦ ¦(размещение на площади ¦на ~ 70 единиц ¦ ¦
¦ ¦ ¦0,5-0,8 га) суммарной ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦производительностью 600 ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦тыс. тонн ТБО в год ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(на территории ЗАО, СЗАО) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и МПС эстакадного типа ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦на Остаповском проезде ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(100 тыс. тонн в год) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦с целью уменьшения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦потребности в собирающем ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦мусоровозном транспорте ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦и снижения транспортных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦затрат за счет сокращения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦среднего плеча вывоза ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦с 50 до 8 км. ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦Внедрение перспективных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦моделей большегрузных ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦мусоровозов ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(грузоподъемность 25-30 т, ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦объем кузова — 80 куб. м) ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦для вывоза ТБО от МПС ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦до полигонов захоронения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦с целью повышения ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦эффективности ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦транспортировки ТБО ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦(49 единиц к 2006 году) ¦ ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦ ¦3. Промышленная переработка твердых бытовых отходов ¦
+—+———————T—————————T——————————T—————————+
¦3.1¦Внедрение ¦Внедрение ¦Повышение эффективности ¦Снижение валовых выбросов ¦
¦ ¦производственных ¦на мусороперерабатывающих ¦переработки и уменьшение ¦вредных веществ: ¦
¦ ¦комплексов ¦предприятиях технологии ¦объемов захоронения ТБО ¦- от автотранспорта ¦
¦ ¦по сепарации ТБО ¦механизированной сепарации ¦на полигонах на 70 тыс. тонн ¦ на ~ 65 тонн/год; ¦
¦ ¦ ¦ТБО с выделением ценных ¦в год. ¦- от полигонов ~ 63 т в год¦
¦ ¦ ¦компонентов: ¦Снижение затрат ¦ (парниковые газы) ¦
¦ ¦ ¦- на ОЭЗ САО — в рамках ¦на транспортировку ¦ ¦
¦ ¦ ¦ реконструкции; ¦и захоронение ТБО ¦ ¦
¦ ¦ ¦- на МПК «Котляково» ЮАО — ¦на ~ 38 млн. руб./год. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ 2-я очередь строитель- ¦Получение дополнительных ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ства. ¦доходов от реализации ¦ ¦
¦ ¦ ¦Суммарная ¦вторсырья ~ 21 млн. руб./год.¦ ¦
¦ ¦ ¦производительность — ¦Экономия инвестиционных ¦ ¦
¦ ¦ ¦540 тыс. тонн ТБО в год. ¦средств на развитие ¦ ¦
¦ ¦ ¦Выделение 70 тыс. тонн ¦полигонных мощностей ¦ ¦
¦ ¦ ¦в год вторичного сырья ¦(~ 1 га в год) ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦~ 11 млн. руб./год ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦(в т.ч. выкуп земли ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦~ 1 млн. руб./год). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Сокращение количества ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦собирающих мусоровозов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦на ~ 65 единиц ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦3.2¦Развитие технической¦Завершение строительства ¦Уменьшение объемов ¦Снижение валовых выбросов ¦
¦ ¦базы и повышение ¦МСЗ N 2 и МСЗ N 4, ¦захоронения ТБО ¦вредных веществ: ¦
¦ ¦эффективности работы¦реконструкция МСЗ N 3 ¦на полигонах на 770 тыс. ¦- от автотранспорта ¦
¦ ¦заводов ¦с суммарной ¦т/год. ¦ на ~ 236 тонн/год; ¦
¦ ¦по термической ¦производительностью ¦Снижение затрат ¦- от полигонов ~ 693 тонны ¦
¦ ¦переработке ТБО ¦680 тыс. тонн ТБО в год ¦на транспортировку ¦ в год (парниковые газы). ¦
¦ ¦ ¦(в том числе участков ¦и захоронение ТБО ¦Сокращение валовых выбросов¦
¦ ¦ ¦предварительной сепарации ¦на ~ 139 млн. руб./год. ¦вредных веществ в атмосферу¦
¦ ¦ ¦ТБО перед сжиганием ¦Получение дополнительных ¦от сжигания природного ¦
¦ ¦ ¦суммарной ¦доходов от реализации ¦топлива на ТЭС, ¦
¦ ¦ ¦производительностью ¦вторсырья ¦соответствующих выработке ¦
¦ ¦ ¦550 тыс. тонн ТБО в год) ¦~ 9 млн. руб./год. ¦260 тыс. Гкал/год ¦
¦ ¦ ¦к 2006 году. ¦Экономия инвестиционных ¦теплоэнергии и 105 млн. ¦
¦ ¦ ¦Выделение 30 тыс. тонн ¦средств на развитие ¦кВтч/год электроэнергии: ¦
¦ ¦ ¦в год вторичного сырья. ¦полигонных мощностей ¦- угольных на ~ 2812 т/год;¦
¦ ¦ ¦Повышение коэффициента ¦(~ 10,5 га в год) ¦- мазутных на ~ 1278 т/год;¦
¦ ¦ ¦использования установленных¦~ 115 млн. руб./год, ¦- газовых на ~ 240 т/год. ¦
¦ ¦ ¦мощностей ¦в т.ч. выкуп земли ¦Снижение вредного ¦
¦ ¦ ¦мусоросжигательных заводов ¦~ 10 млн. руб./год. ¦воздействия золошлаковых ¦
¦ ¦ ¦с 0,6 до 0,7-0,75 ¦Сокращение количества ¦отходов на окружающую ¦
¦ ¦ ¦в 2006-2010 гг. (повышение ¦собирающих мусоровозов ¦среду. Сокращение выбросов ¦
¦ ¦ ¦суммарной ¦на ~ 70 единиц. ¦от автотранспорта (учтено ¦
¦ ¦ ¦производительности на 150 ¦Дополнительный доход ¦ранее) ¦
¦ ¦ ¦тыс. т/год равносильно ¦от реализации избыточной ¦ ¦
¦ ¦ ¦строительству нового ¦тепло- и электроэнергии ¦ ¦
¦ ¦ ¦завода). Использование ¦~ 26 млн. руб. в год. ¦ ¦
¦ ¦ ¦энергетического потенциала ¦Исключение затрат на вывоз ¦ ¦
¦ ¦ ¦ТБО для выработки тепла ¦и захоронение золы и шлака ¦ ¦
¦ ¦ ¦и электроэнергии ¦за счет их переработки ¦ ¦
¦ ¦ ¦(260 тыс. Гкал/год и 105 ¦~ 40 млн. руб./год (учтено ¦ ¦
¦ ¦ ¦млн. кВтч/год). ¦ранее). ¦ ¦
¦ ¦ ¦Внедрение технологии ¦Дополнительный доход ¦ ¦
¦ ¦ ¦переработки золошлаковых ¦от реализации строительных ¦ ¦
¦ ¦ ¦отходов мусоросжигательных ¦материалов и изделий ¦ ¦
¦ ¦ ¦заводов в материалы ¦~ 1 млн. руб./год ¦ ¦
¦ ¦ ¦и изделия для дорожного ¦ ¦ ¦
¦ ¦ ¦строительства ¦ ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦3.3¦Создание производств¦Создание и развитие ¦Снижение затрат ¦Снижение валовых выбросов ¦
¦ ¦по промышленной ¦производственных участков ¦на транспортировку ¦вредных веществ: ¦
¦ ¦переработке ¦по приему и сортировке КГМ.¦и захоронение КГМ ¦- от автотранспорта ¦
¦ ¦крупногабаритного ¦К 2010 году прием ¦на ~ 104 млн. руб./год. ¦ на ~ 168 тонн/год; ¦
¦ ¦мусора (КГМ) ¦и переработка 50% ¦Сокращение инвестиционных ¦- от полигонов на ~18 тонн ¦
¦ ¦ ¦ежегодного объема ¦затрат на строительство ¦ в год (парниковые газы) ¦
¦ ¦ ¦образования КГМ в г. Москве¦полигонов на ~ 6,6 млн. ¦ ¦
¦ ¦ ¦(7-10 участков площадью ¦руб./год (в т.ч. выкуп земли ¦ ¦
¦ ¦ ¦0,5-0,6 га каждый) ¦~ 0,6 млн. руб./год). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Дополнительный доход ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦от реализации вторсырья ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦~ 10 млн. руб./год. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Сокращение собирающих ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦мусоровозов ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦на ~ 72 единицы ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦ ¦4. Захоронение твердых бытовых отходов ¦
+—+———————T—————————T——————————T—————————+
¦4.1¦Создание новых ¦Отвод земельных участков ¦Сокращение транспортных ¦Сокращение валовых выбросов¦
¦ ¦полигонов ¦и строительство двух ¦затрат на вывоз ТБО ¦вредных веществ ¦
¦ ¦для захоронения ТБО ¦полигонов для захоронения ¦от городских объектов ¦от автотранспорта ¦
¦ ¦г. Москвы в Южном ¦ТБО г. Москвы с суммарной ¦санитарной очистки ¦на ~ 131 т/год ¦
¦ ¦и Западном секторах ¦производительностью ¦суммарной ¦ ¦
¦ ¦Московской области ¦1 млн. т в год и ресурсом ¦производительностью ¦ ¦
¦ ¦ ¦на 8-10 лет с целью ¦960 тыс. т/год, ¦ ¦
¦ ¦ ¦сокращения плеча вывоза ¦расположенных в Южном и ¦ ¦
¦ ¦ ¦с 80-100 км до 40-50 км ¦Западном секторах г. Москвы, ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦~ 77 млн. руб./год ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦4.2¦Переработка влажной ¦Производство технического ¦Уменьшение объемов ¦Сокращение валовых выбросов¦
¦ ¦органической фракции¦грунта методом полевого ¦захоронения ТБО ¦вредных веществ в атмосферу¦
¦ ¦ТБО в технический ¦компостирования влажной ¦на ~ 300 тыс. тонн в год. ¦от полигонов на ~ 270 т/год¦
¦ ¦грунт ¦органической фракции ТБО ¦Сокращение инвестиционных ¦ ¦
¦ ¦ ¦на полигонах (замещение ¦затрат на развитие ¦ ¦
¦ ¦ ¦природного грунта ¦полигонных мощностей ¦ ¦
¦ ¦ ¦для послойной пересыпки ТБО¦(~ 4 га/год) на ~ 44 млн. ¦ ¦
¦ ¦ ¦и рекультивации) ¦руб./год (в т.ч. выкуп ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦земли ~ 4 млн. руб./год). ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦Дополнительный доход от ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦замещения природного грунта ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦для послойной пересыпки ТБО ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦и рекультивации 8 млн. ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦руб./год ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦4.3¦Создание ¦Создание систем сбора ¦Доход от экономии тепло- ¦Снижение парникового ¦
¦ ¦на полигонах ¦и использование биогаза ¦и электроэнергии ¦эффекта в ~ 7,5 раза ¦
¦ ¦для захоронения ТБО ¦для выработки тепло- и ¦на собственные нужды — ¦ ¦
¦ ¦систем сбора ¦электроэнергии на полигонах¦компенсация ¦ ¦
¦ ¦и утилизации биогаза¦ ¦эксплуатационных затрат на ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦сбор и утилизацию биогаза ¦ ¦
+—+———————+—————————+——————————+—————————+
¦ ¦5. Система управления санитарной очисткой города ¦
+—+———————T—————————T——————————T—————————+
¦5.1¦Совершенствование ¦Создание центра ¦Снижение затрат ¦Сокращение валовых выбросов¦
¦ ¦управления потоками ¦по координации потоков ТБО ¦на санитарную очистку ¦вредных веществ ¦
¦ ¦ТБО г. Москвы ¦г. Москвы ¦г. Москвы за счет ¦от автотранспорта ¦
+—+———————+—————————+оптимизации схем сбора, ¦на ~ 25 т/год ¦
¦5.2¦Автоматизация ¦Создание городской ¦транспортировки ¦ ¦
¦ ¦управления ¦автоматизированной системы ¦и обезвреживания ¦ ¦
¦ ¦санитарной очисткой ¦контроля и управления ¦оперативного контроля, ¦ ¦
¦ ¦г. Москвы ¦потоками ТБО ¦учета и управления потоками ¦ ¦
¦ ¦ ¦ ¦ТБО на ~ 10-15 млн. руб./год ¦ ¦
L—+———————+—————————+——————————+—————————-
———————————
<*> Евроконтейнер — оцинкованный контейнер для сбора ТБО, изготовленный из штампованной листовой стали с
подпруженной плотно закрывающейся и легко открывающейся крышкой. Срок службы — до 15 лет.