ЗАКОН ГОРОДА МОСКВЫ №21 от 2004-04-07
О МОНИТОРИНГЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ7 апреля 2004 года N 21
——————————————————————
ЗАКОН
ГОРОДА МОСКВЫ
О МОНИТОРИНГЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ
ЖИЛЫХ ДОМОВ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРОДА МОСКВЫ
Настоящий Закон устанавливает основные требования к порядку проведения на
территории города Москвы мониторинга технического состояния жилых домов в
целях обеспечения безопасности граждан и сохранности жилищного фонда,
регулирует правоотношения в области мониторинга технического состояния жилых
домов и реализации его результатов.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
Для целей настоящего Закона используются следующие основные понятия:
1) мониторинг технического состояния жилых домов (далее — мониторинг) —
система наблюдения за техническим состоянием жилых домов, в рамках которой
осуществляется сбор, систематизация и анализ информации о техническом
состоянии жилых домов;
2) уполномоченный орган — орган исполнительной власти города Москвы,
уполномоченный Правительством Москвы на управление городской системой
мониторинга;
3) специализированная организация — организация, проводящая мониторинг жилых
домов для определения их эксплуатационного ресурса;
4) городская система мониторинга — совокупность материально-технических
средств, информационных ресурсов, уполномоченного органа и специализированных
организаций по проведению мониторинга;
5) особый режим мониторинга — проведение мониторинга жилого дома,
находящегося в предаварийном состоянии;
6) предаварийное состояние — состояние, при котором несущие конструкции
жилого дома подверглись деформации, не угрожающей безопасности постоянного
проживания в нем граждан, но требующей для своего устранения проведения
капитального ремонта;
7) информация о результатах мониторинга — совокупность данных о техническом
состоянии жилых домов на территории города Москвы;
8) объект мониторинга — жилой дом, основные конструктивные элементы жилого
дома, влияющие на его прочностные и эксплуатационные характеристики,
инженерные системы, обеспечивающие тепло-, водо-, энергоснабжение, а также
инженерное оборудование жилого дома, подлежащие мониторингу независимо от
формы собственности;
9) эксплуатационный ресурс объекта мониторинга — прогнозируемый показатель,
отражающий остаточный срок эксплуатации жилого дома до капитального ремонта;
10) техническое состояние жилого дома — совокупность свойств жилого дома и
его элементов, подверженная изменению в процессе ремонта, эксплуатации и
характеризуемая в определенный момент времени признаками, установленными
технической документацией на этот дом и его элементы.
Статья 2. Правовое регулирование мониторинга
Правовое регулирование мониторинга осуществляется федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также настоящим
Законом и иными правовыми актами города Москвы.
Статья 3. Основные принципы и задачи мониторинга
1. Основные принципы мониторинга:
1) законность получения информации о техническом состоянии жилого фонда;
2) непрерывность наблюдения за техническим состоянием жилых домов;
3) открытость доступа к результатам проведения мониторинга.
2. Задачи мониторинга:
1) предотвращение возникновения аварийных ситуаций в жилых домах на
территории города Москвы;
2) анализ соответствия нормативным требованиям мероприятий по техническому
обслуживанию, ремонту и подготовке жилых домов к сезонной эксплуатации;
3) обеспечение эффективности использования бюджетных средств, направляемых на
содержание, техническое обслуживание и ремонт жилых домов;
4) определение эксплуатационного ресурса объектов мониторинга и предельных
сроков проведения капитального ремонта жилых домов;
5) учет влияния на эксплуатационный ресурс объектов мониторинга качества
работ, выполняемых в течение гарантийных периодов после завершения
строительства, реконструкции и капитального ремонта жилых домов;
6) анализ полученной в ходе мониторинга информации;
7) оценка эффективности и полноты реализации законов и других нормативных
правовых актов в сфере содержания и ремонта жилых домов;
8) объединение информационных потоков, формируемых различными органами,
участвующими в проведении мониторинга.
Статья 4. Городская система мониторинга
1. Городская система мониторинга функционирует в соответствии с определенными
настоящим Законом и иными правовыми актами города Москвы принципами
организации и проведения мониторинга, обеспечивая полноту, сопоставимость,
своевременность и достоверность информации о техническом состоянии жилых
домов на территории города Москвы.
2. Основной задачей городской системы мониторинга является формирование
городского банка данных технического состояния жилых домов, содержащего на
бумажных и электронных носителях информацию о результатах мониторинга.
Городской банк данных технического состояния жилых домов является
информационным ресурсом города Москвы.
3. Информационное взаимодействие в рамках городской системы мониторинга, а
также ее взаимодействие с иными информационными системами или базами данных
осуществляется на основании правовых актов города Москвы.
4. Компонентами городского банка данных технического состояния жилых домов
являются:
1) результаты обследований технического состояния жилых домов, проводимых в
соответствии с законодательством города Москвы;
2) информация о дефектах конструктивных элементов жилых домов, их инженерных
систем, а также инженерного оборудования жилых домов, выявленных при
проведении ежегодных (сезонных) технических осмотров жилых домов;
3) данные о составе и качестве работ, выполненных в ходе подготовки жилых
домов к сезонной эксплуатации;
4) данные о нарушениях нормативов города Москвы по эксплуатации жилищного
фонда, выявленных при инспектировании жилых домов государственными
контрольными органами;
5) регистрируемая аварийными и диспетчерскими службами текущая информация об
аварийных ситуациях в жилых домах и заявках населения;
6) данные о качестве жилищно-коммунального обслуживания, полученные
государственными контрольными органами в соответствии с их компетенцией на
основании рассмотрения обращений граждан;
7) иная информация, характеризующая техническое состояние жилых домов.
5. Необоснованный отказ уполномоченного органа в предоставлении информации об
эксплуатационных характеристиках жилых домов их собственникам, законным
владельцам, пользователям или гражданам, в них проживающим, не допускается.
6. Информация о результатах мониторинга предназначена для формирования
ежегодных и перспективных планов и программ капитального ремонта жилищного
фонда города, оценки потребности в финансовых ресурсах на уровне города и
внутригородских муниципальных образований.
7. Информация о результатах мониторинга, содержащаяся в городском банке
данных технического состояния жилых домов, является официальной. Порядок
пользования сведениями, содержащимися в городском банке данных технического
состояния жилых домов, а также порядок их предоставления по запросам
заинтересованным физическим, юридическим лицам и государственным органам
определяется федеральным законодательством и законодательством города Москвы,
иными нормативными правовыми актами.
8. Порядок получения информации в ходе мониторинга жилых домов определяется в
соответствии с федеральным законодательством и законодательством города
Москвы, иными нормативными правовыми актами.
Глава 2. УПРАВЛЕНИЕ В ОБЛАСТИ МОНИТОРИНГА
Статья 5. Полномочия Московской городской Думы в области мониторинга
В соответствии со своей компетенцией Московская городская Дума:
1) принимает законы города Москвы, регулирующие правоотношения в области
мониторинга;
2) утверждает городские целевые программы в области мониторинга в
соответствии с законодательством города Москвы;
3) устанавливает административную ответственность граждан, должностных лиц,
организаций за нарушения законодательства в области мониторинга.
Статья 6. Полномочия Правительства Москвы в области мониторинга
В области мониторинга Правительство Москвы:
1) разрабатывает и реализует городскую политику в области обеспечения
сохранности жилищного фонда в соответствии с градостроительными нормами и
правилами города Москвы и Российской Федерации;
2) принимает постановления и распоряжения в области мониторинга в
соответствии с законодательством;
3) устанавливает перечень сведений (показателей), которые должны поступать в
городской банк данных технического состояния жилых домов, а также сроки и
порядок их предоставления;
4) обеспечивает разработку и реализацию городских целевых программ, а также
принимает городские целевые программы в области мониторинга;
5) обеспечивает использование городской системы мониторинга при разработке и
выполнении целевых программ капитального ремонта жилых домов;
6) определяет уполномоченный орган;
7) обеспечивает взаимодействие с федеральными органами, уполномоченными
осуществлять контроль (надзор) в области строительства и обеспечения
сохранности жилищного фонда.
Статья 7. Орган управления в области мониторинга
1. Управление в области мониторинга осуществляется уполномоченным органом.
2. В рамках своей компетенции уполномоченный орган:
1) осуществляет в области мониторинга комплексное управление и координирует
деятельность государственных органов и организаций;
2) разрабатывает проекты правовых актов города Москвы в области мониторинга;
3) организует проведение научных исследований в области мониторинга;
4) привлекает специализированные организации для проведения мониторинга;
5) организует и обеспечивает функционирование городской системы мониторинга;
6) обеспечивает своевременное информирование населения, организаций и органов
государственной власти о результатах мониторинга и принимаемых мерах по
обеспечению сохранности жилищного фонда.
3. Уполномоченный орган осуществляет возложенные на него функции во
взаимодействии с отраслевыми, функциональными и территориальными органами
исполнительной власти города Москвы, уполномоченными осуществлять политику в
области обеспечения сохранности жилищного фонда.
4. Решения уполномоченного органа, принятые по вопросам, отнесенным к его
компетенции, обязательны для всех юридических и физических лиц и могут быть
обжалованы в судебном порядке.
5. Ответственность уполномоченного органа и специализированных организаций за
качество проводимых исследований и выдаваемых рекомендаций устанавливается
законодательством.
Глава 3. ПРОВЕДЕНИЕ МОНИТОРИНГА
Статья 8. Порядок проведения мониторинга
1. Порядок проведения мониторинга на территории города Москвы устанавливается
настоящим Законом и принимаемыми в соответствии с ним иными правовыми актами
города Москвы.
2. Перечень мероприятий, необходимых для осуществления мониторинга, и сроки
их проведения устанавливаются Правительством Москвы.
3. В целях проведения на территории города Москвы единой политики в области
мониторинга разрабатываются и утверждаются в установленном законодательством
города Москвы порядке городские целевые программы.
4. Мероприятия в области мониторинга проводятся по инициативе уполномоченного
органа, органов исполнительной власти города Москвы, участвующих в реализации
городских жилищных программ, и на основании заявлений собственников,
владельцев жилых домов или обслуживающих указанные объекты организаций.
5. Информация о техническом состоянии жилых домов вносится в городской банк
данных технического состояния жилых домов по мере поступления.
6. Мониторинг осуществляется в соответствии с методическими указаниями,
утверждаемыми уполномоченным органом.
Статья 9. Особый режим мониторинга
1. Для объектов мониторинга, техническое состояние которых оценивается как
предаварийное, в целях обеспечения безопасности граждан незамедлительно
вводится особый режим мониторинга, предусматривающий:
1) принятие уполномоченным органом решения об организации постоянного
наблюдения на объекте с целью принятия экстренных мер по предотвращению
аварийных ситуаций;
2) официальное оформление согласия собственника, владельца, иного
пользователя объекта на установку специального диагностического оборудования
(при оформлении соответствующих гарантийных обязательств допускается
самостоятельная установка и обслуживание такого оборудования собственником,
владельцем, иным пользователем объекта);
3) назначение ответственными за проведение на объекте постоянного наблюдения
лиц, имеющих профессиональную подготовку, соответствующую установленным
квалификационным требованиям;
4) регулярную передачу в установленные Правительством Москвы сроки в
городскую систему мониторинга, органам местного самоуправления и
исполнительным органам государственной власти города Москвы обязательной
информации о ходе и результатах постоянного наблюдения за объектом.
2. Особый режим мониторинга на объекте продолжается до устранения
собственником, владельцем, обслуживающей жилой дом организацией причин,
послуживших основанием для его введения, проведения капитального ремонта или
отселения проживающих в жилом доме граждан.
3. На основании данных, полученных по результатам особого режима мониторинга
отдельно взятого жилого дома, свидетельствующих о возникновении аварийной
ситуации, угрожающей безопасности проживающих в нем граждан, указанный жилой
дом может быть признан аварийным по представлению уполномоченного органа в
порядке, предусмотренном правовыми актами города Москвы.
4. В случае несогласия собственника или иного законного владельца объекта
мониторинга с решением уполномоченного органа о введении особого режима
мониторинга спор разрешается в установленном законодательством порядке.
Статья 10. Особый режим мониторинга на особо ответственных, сложных и
уникальных объектах
При необходимости обеспечения безопасности объекта мониторинга и в целях
осуществления контроля за состоянием его несущих конструкций по решению
уполномоченного органа на объекте мониторинга устанавливается наблюдение за
деформациями конструкций средствами постоянного диагностического контроля.
Глава 4. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ,
ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ И ГРАЖДАН В ПРОВЕДЕНИИ МОНИТОРИНГА
Статья 11. Участие органов местного самоуправления в проведении мониторинга
Органы местного самоуправления при проведении мониторинга имеют право:
1) взаимодействовать с уполномоченным органом, в том числе при разработке
соответствующих разделов городских инвестиционных программ в жилищной сфере;
2) получать информацию из городского банка данных технического состояния
жилых домов;
3) содействовать выполнению городских программ в области мониторинга;
4) оказывать содействие уполномоченному органу, специализированным
организациям в области мониторинга;
5) информировать население об эксплуатационно-техническом состоянии жилых
домов и намечаемых мероприятиях по обеспечению их сохранности и
эксплуатационной надежности.
Статья 12. Права и обязанности граждан, их объединений, юридических лиц в
области мониторинга
1. Граждане, их объединения, а также юридические лица вправе знакомиться с
документами и материалами о результатах мониторинга в порядке, установленном
законодательством.
2. Граждане, их объединения и юридические лица обязаны незамедлительно
сообщать о фактах возникновения предаварийного состояния жилых домов, а также
об аварийных ситуациях уполномоченному органу, территориальным органам
исполнительной власти города Москвы и территориальным органам Министерства
Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и
ликвидации последствий стихийных бедствий.
3. Граждане, их объединения, юридические лица обязаны соблюдать требования по
проведению мониторинга, предусмотренные настоящим Законом и установленные в
соответствии с ним иными правовыми актами города Москвы.
Глава 5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ
НАСТОЯЩЕГО ЗАКОНА
Статья 13. Ответственность за несоблюдение требований настоящего Закона
Несоблюдение требований настоящего Закона влечет установленную
законодательством ответственность.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 14. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу через 10 дней после его официального
опубликования.
Мэр Москвы
Ю.М. Лужков
Москва, Московская городская Дума
7 апреля 2004 года
N 21