06:58:10
22 ноября 2024 г.

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ГКПИ 03-1247 от 2003-12-08

ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМ ПУНКТА 2 ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 07.12.1998 N 1444ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 8 декабря 2003 г. N ГКПИ 03-1247
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда РФ Романенкова Н.С.,
при секретаре Баенском А.А.,
с участием прокурора Масаловой Л.Ф.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
открытого акционерного общества энергетики и электрификации «Томскэнерго» о
признании недействующим абзаца 1 пункта 2 Постановления Правительства
Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 «Об основах ценообразования
в отношении электрической энергии, потребляемой населением»,
установил:
ОАО «Томскэнерго» обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с
заявлением о признании пункта 2 Постановления Правительства РФ от 7 декабря
1998 г. N 1444 недействующим, в части установления льготы для населения,
проживающего в сельских населенных пунктах, а также в городских населенных
пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными
электроплитами и электроотопительными установками, по оплате потребленной
электроэнергии.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта
являются незаконными, изданы с превышением полномочий Правительства РФ и
нарушают права и интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной
экономической деятельности, т.к. в результате их применения ОАО «Томскэнерго»
лишается права на часть прибыли от осуществления своей деятельности.
В суде представители ОАО «Томскэнерго» Крынин М.А., Мамон Л.А. поддержали
заявленные требования и пояснили, что абзацем 1 пункта 2 оспариваемого
Постановления Правительством РФ установлена льгота и механизм ее реализации
является незаконным, т.к. реализуется посредством перекрестного
субсидирования.
Представители заинтересованного лица Правительства РФ Королева Э.Б., Гребцов
П.В. возражали против удовлетворения заявления и пояснили суду, что в
соответствии с действующим законодательством Правительство РФ устанавливает
основы ценообразования на электрическую и тепловую энергию.
Установленный оспариваемым нормативным правовым актом понижающий коэффициент
0,7 служит выравниванию условий оплаты услуг населением и не нарушает права и
охраняемые законом интересы заявителя.
Выслушав объяснения представителей ОАО «Томскэнерго» Крынина М.А., Мамон
Л.А., заинтересованного лица Правительства РФ Королевой Э.Б., Гребцова П.В.,
исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной
прокуратуры РФ Масаловой Л.Ф., полагавшей, что заявление не подлежит
удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не
находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ
организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке
нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются ее права и
свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими
нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о
признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Правительство Российской Федерации 7 декабря 1998 г. издало Постановление N
1444 «Об основах ценообразования в отношении электрической энергии,
потребляемой населением» (в ред. Постановления Правительства РФ от 30.05.2000
N 418).
Абзацем 1 пункта 2 настоящего Постановления предусмотрено применение
понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в сельских
населенных пунктах, а также в городских населенных пунктах в домах,
оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и
электроотопительными установками.
Федеральный закон «О государственном регулировании тарифов на электрическую и
тепловую энергию в Российской Федерации» определяет экономические,
организационные и правовые основы государственного регулирования тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, ставок, по которым
осуществляются расчеты за электрическую энергию (мощность) и тепловую энергию
(мощность).
Согласно статье 5 настоящего Федерального закона в области государственного
регулирования тарифов Правительство Российской Федерации устанавливает основы
ценообразования на электрическую и тепловую энергию на территории Российской
Федерации.
Как пояснили в суде представители Правительства РФ Королева Э.Б., Гребцов
П.В., Правительство РФ в пределах полномочий, предоставленных ему законом в
сфере проведения ценовой политики, установило понижающий коэффициент 0,7 при
ценообразовании в отношении электрической энергии, потребляемой населением,
проживающим в сельских населенных пунктах, а также городских населенных
пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными
электроплитами и электроотопительными установками.
Доводы представителей АО «Томскэнерго» Крынина М.А., Мамон Л.А. о том, что
установленный понижающий коэффициент 0,7 является льготой, несостоятельны.
В силу статьи 253 ГПК РФ при рассмотрении дела о признании недействующим
нормативного правового акта полностью или в части суд должен установить, что
оспариваемый нормативный правовой акт противоречит федеральному закону либо
другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу.
Правительство Российской Федерации издает постановления на основе Конституции
РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов и нормативных
указов Президента РФ (статья 2 ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»).
С учетом изложенного ссылка представителей АО «Томскэнерго» на нормативные
документы федерального органа исполнительной власти ФЭК России не может
служить основанием для удовлетворения заявленных требований.
Более того, представители Правительства РФ Королева Э.Б., Гребцов П.В.
пояснили в судебном заседании, что нормативные акты ФЭК России
предусматривают установление тарифов на электрическую энергию, отпускаемую
населению, на экономически обоснованном уровне и применение понижающего
коэффициента 0,7, который не рассматривается как льготный тариф.
Указом Президента Российской Федерации от 28 апреля 1997 г. N 425 утверждена
Концепция реформы жилищно-коммунального хозяйства, которая предусматривает
осуществление контроля за установлением тарифов на жилищно-коммунальные
услуги для населения и других потребителей со стороны органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и не
лишает высший исполнительный орган государственной власти права устанавливать
основы ценообразования на электрическую энергию.
В соответствии со статьей 2 ФЗ «О государственном регулировании тарифов на
электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации» государственное
регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию (мощность)
осуществляется посредством установления экономически обоснованных тарифов
(цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их
предельных уровней.
Оспариваемым нормативным правовым актом Правительства РФ тарифы на
электрическую энергию не устанавливаются.
Установление тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется путем
их утверждения нормативно-правовыми актами уполномоченных органов
государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации.
Из объяснений представителя Правительства РФ Гребцова П.В. следует, что
применение понижающего коэффициента 0,7 для населения, проживающего в
сельских населенных пунктах, а также в городских пунктах в домах,
оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и
электроотопительными установками, не предполагает повышение тарифов на
электрическую и тепловую энергию для других потребителей (перекрестное
субсидирование).
Расходы энергоснабжающих организаций по применению понижающего коэффициента
0,7 подлежат компенсации путем выделения энергоснабжающим организациям
дополнительных источников финансирования (например, бюджетных средств) или за
счет поднятия тарифов для населения либо для всех потребителей.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта
соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции
высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают права и
охраняемые законом интересы юридических лиц в сфере предпринимательской и
иной экономической деятельности, заявление ОАО «Томскэнерго» не подлежит
удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ,
Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление открытого акционерного общества энергетики и электрификации
«Томскэнерго» о признании недействующим абзаца 1 пункта 2 Постановления
Правительства Российской Федерации от 7 декабря 1998 г. N 1444 «Об основах
ценообразования в отношении электрической энергии, потребляемой населением» —
оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, — принесено
кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской
Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной
форме.
——————————————————————

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация