РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ 01-8 от 2001-04-18
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 08.04.2000 N 315ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 18 апреля 2001 г. N ВКПИ 01-8
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда Российской Федерации —
генерал — майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре —
капитане юстиции Третьякове С.В.,
с участием военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры —
полковника юстиции Тумбасова А.А,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе
гражданина Лопуховского Олега Анатольевича о признании незаконным
Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000 года N 315
«О внесении изменений в Федеральную целевую программу «Государственные
жилищные сертификаты»,
установила:
заявитель Лопуховский обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным
требованием, сославшись на то, что оспариваемый им нормативный акт
противоречит закону и нарушает права граждан, поскольку ограничивает их в
возможности получения безвозмездной субсидии на приобретение жилья в виде
площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства, финансирование
которого было начато за счет средств федерального бюджета.
По мнению заявителя, после внесения изменений в Федеральную целевую программу
«Государственные жилищные сертификаты» владельцы сертификатов не могут
приобрести жилье на первичном или вторичном рынке и получить необходимый
банковский кредит, находящийся в прямой зависимости от средней зарплаты,
поскольку реальная цена жилья в 2 — 3 раза больше безвозмездной субсидии.
Заявитель утверждает, что указанная Программа с внесенными изменениями не
была опубликована, а было опубликовано только Постановление N 315. Заявитель
считает, что обжалуемый им нормативный акт нарушает права граждан на жилище и
нормы ч. 3 ст. 15, ст. ст. 17, 18 и 40 Конституции РФ, а потому должен быть
признан незаконным и недействующим.
Заявитель Лопуховский в судебное заседание не явился, но не возражал против
рассмотрения дела без его участия.
Представители Правительства Российской Федерации Овчаров П.И. и Химин Э.П. с
жалобой заявителя не согласились и просили об оставлении ее без
удовлетворения, пояснив при этом, что изменения, внесенные Постановлением
Правительства N 315 в Федеральную целевую программу «Государственные жилищные
сертификаты», никоим образом не ухудшили положение получателей сертификатов.
Наоборот, методика подсчета средней рыночной стоимости 1 кв. м общей площади
жилья для расчета размера субсидии стала более точной и приближенной к
средней рыночной стоимости жилья по субъектам Российской Федерации.
Изменения, внесенные в Программу, расширили круг ее участников. Программа
опубликована в Собрании законодательства Российской Федерации N 16 от
17.04.2000, статья 1708. Исключение второй формы безвозмездной субсидии в
виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства,
финансирование которого было начато за счет средств федерального бюджета,
также не ухудшило положение получателей сертификатов, так как указанная форма
оказалась практически нереализуемой и более дорогостоящей по сравнению с
первой.
Выслушав объяснения представителей Правительства Российской Федерации
Овчарова П.И. и Химина Э.П., исследовав материалы дела и заслушав заключение
военного прокурора Управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции
Тумбасова А.А., полагавшего необходимым жалобу Лопуховского О.А. оставить без
удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу
Лопуховского О.А. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение
жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от
органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской
Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором
федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ,
согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством
Российской Федерации.
Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»
утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20
января 1998 года.
Указом Президента Российской Федерации N 102 от 28.01.98 Федеральной целевой
программе «Государственные жилищные сертификаты» придан статус президентской
программы.
Решением Верховного Суда РФ от 2 апреля 1998 года N ГКПИ 98-66 гражданину
Черемных В.Б. было отказано в удовлетворении заявления о признании указанной
Федеральной целевой программы незаконной.
Правительство Российской Федерации 8 апреля 2000 года своим Постановлением N
315 внесло изменения в Постановление Правительства N 71, а Федеральную
целевую программу «Государственные жилищные сертификаты», утвержденную этим
Постановлением, изложило в новой редакции.
Вопреки утверждению заявителя, новая редакция Программы официально
опубликована в «Собрании законодательства РФ» от 17.04.2000, N 16, ст. 1708,
как и Постановление Правительства N 315 от 08.04.2000.
В связи с этим утверждение заявителя о нарушении Правительством РФ ч. 3 ст.
15 Конституции РФ является необоснованным.
Изменения, внесенные в Постановление Правительства РФ N 71 от 20 января 1998
года, обусловлены изданием Указа Президента Российской Федерации от 28 июня
1999 г. N 825 «Вопросы обеспечения жильем увольняемых со службы сотрудников
органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно —
исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также
граждан, уволенных со службы из указанных органов и учреждений».
После внесения соответствующих изменений помимо увольняемых (уволенных)
военнослужащих Программа распространяется и на сотрудников органов внутренних
дел, учреждений и органов уголовно — исполнительной системы Министерства
юстиции Российской Федерации, увольняемых со службы, граждан, уволенных со
службы из указанных органов и учреждений, а также членов их семей.
Вместе с тем, как правильно указывает заявитель, обжалуемое им Постановление
утвердило новую редакцию Программы, внося в нее существенные изменения, в
первую очередь касающиеся форм безвозмездных субсидий на приобретение жилья и
порядка расчета их размера.
Так, согласно ранее действующей редакции Программы, безвозмездная субсидия на
приобретение жилья по желанию граждан могла предоставляться в двух формах:
1) в виде денежной суммы, размещенной на банковском блокированном целевом
счете получателя субсидии, которая используется на оплату части стоимости
приобретения жилья (денежная форма — основная);
2) в виде площади жилья в завершенном объекте жилищного строительства,
финансирование которого было начато за счет средств федерального бюджета.
В прежней редакции Программы указывалось, что, прежде чем будет принято
решение о целесообразности и масштабах распространения второй формы
предоставления безвозмездных субсидий, она должна пройти апробацию в ходе
реализации пилотного проекта по отработке механизмов завершения строительства
жилых объектов, финансирование которых было начато за счет средств
федерального бюджета.
Действующая в настоящее время Программа, в своей новой редакции, не
предусматривает схемы выдачи государственных жилищных сертификатов,
подтверждающих право получения субсидии в виде площади жилья в завершенном
объекте жилищного строительства.
Оценивая указанные изменения, Военная коллегия не находит в них нарушений
законных прав граждан на получение жилищных сертификатов, поскольку
установление форм предоставления безвозмездной субсидии на приобретение жилья
(форм государственного жилищного сертификата) относится к порядку их выдачи,
право на установление которого в силу закона принадлежит Правительству РФ
(ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 года).
Более того, Программа в первоначальной своей редакции предусматривала
возможность отказа от использования второй формы предоставления безвозмездных
субсидий, что и было сделано в ее новой редакции.
Что же касается расчета размера предоставляемых гражданам безвозмездных
субсидий на приобретение жилья, то в новой редакции Программы он, как и
ранее, определяется социальной нормой площади жилого помещения для семей
разной численности, исходя из средней рыночной стоимости 1 кв. м общей
площади жилья на территории субъекта Российской Федерации, избранного
гражданином для постоянного проживания.
Вместе с тем в новой редакции Программы размер безвозмездных субсидий
ограничивается средней рыночной стоимостью 1 кв. м общей площади жилья по
соответствующему экономическому району, в г. г. Москве и Санкт — Петербурге —
в этих городах, а не в среднем по России, как ранее.
Вопреки утверждению заявителя, указанные изменения не нарушают прав граждан,
поскольку на их основании размер предоставляемых субсидий в настоящее время
становится наиболее приближенным к рыночным ценам в конкретном населенном
пункте, где владелец сертификата приобретает жилое помещение.
Ссылка заявителя на невозможность приобретения жилья на первичном или
вторичном рынке по жилищному сертификату в связи с изменениями, внесенными в
Программу, и невозможность в связи с этим получить необходимый банковский
кредит, находящийся в прямой зависимости от средней зарплаты владельца
сертификата, безосновательна.
Во-первых, как и ранее, в случае, если владелец сертификата по каким-либо
причинам не смог решить своей жилищной проблемы в установленные Программой
сроки и не воспользовался выделенной ему безвозмездной субсидией, он
сохраняет право на улучшение жилищных условий как стоящий в очереди на
получение государственного или муниципального жилья.
Во-вторых, граждане — участники Программы имеют право приобретать жилые
помещения как только за счет безвозмездной субсидии, так и с дополнительным
привлечением собственных средств или кредитных ресурсов. Невозможность
получения кредита либо отсутствие личных накоплений не может
свидетельствовать о нарушении Правительством обязательств перед определенной
категорией граждан по предоставлению государственного жилищного сертификата,
так как такое обязательство законом не установлено.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство
Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской
Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской
Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной
конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих», принимая соответствующее Постановление, было правомочно
изменять порядок выдачи сертификатов и вносить другие изменения в Программу
«Государственные жилищные сертификаты».
С учетом изложенного, а также ранее принятого Верховным Судом Российской
Федерации решения о признании Федеральной целевой программы «Государственные
жилищные сертификаты» законной Военная коллегия приходит к выводу о том, что
Правительство Российской Федерации, принимая Постановление N 315 от 8 апреля
2000 года, действовало в пределах своих полномочий и исключительной
компетенции, установленной законом.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 — 197 и 239.7 ГПК
РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Лопуховскому Олегу Анатольевичу в удовлетворении жалобы о признании
незаконным Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2000
года N 315 «О внесении изменений в Федеральную целевую программу
«Государственные жилищные сертификаты» отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК