РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ 01-22 от 2001-05-11
О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ ГОССТРОЯ РОССИИ ОТ 18.05.2000 N 48 И ОТ 30.08.2000 N 85ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 11 мая 2001 г. N ВКПИ 01-22
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в лице
судьи Верховного Суда РФ
генерал — лейтенанта юстиции Яськина В.А.,
при секретаре
старшем лейтенанте юстиции Безнасюке А.С.,
с участием заявителя
капитана 3 ранга Зубачева О.А.,
представителей ответчика Кобеца И.В.,
Овчарова П.И.
и помощника Главного военного прокурора
полковника юстиции Милованова В.В.,
рассмотрев жалобу Зубачева О.А. на Постановления Государственного комитета
Российской Федерации по строительству и жилищно — коммунальному комплексу
(далее Госстрой) от 18 мая 2000 года N 48 и от 30 августа 2000 года N 85,
установила:
18 мая 2000 года Госстрой принял Постановление N 48, которым утвердил
«Временную методику определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей
площади жилья по Российской Федерации, экономическим районам и субъектам
Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на
приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные
субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета» (далее
«Временная методика»).
30 августа 2000 года Госстрой издал Постановление N 85 «О средней рыночной
стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2000 года для расчета
размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых помещений всеми
категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды предоставляются за
счет средств федерального бюджета» (далее «Постановление N 85»).
Зубачев О.А. обратился в Верховный Суд РФ с просьбой признать незаконным
Постановление N 85 в части установления средней рыночной стоимости 1 кв.
метра жилья по г. Санкт — Петербургу. В судебном заседании он расширил
требования, ходатайствуя признать незаконными Постановление N 85 в целом и
Временную методику. В обоснование своих требований он сослался на то, что эти
акты не прошли государственную регистрацию, противоречат постановлениям
Правительства РФ, а средняя рыночная стоимость 1 кв. метра жилья по г. Санкт
— Петербургу исчислена с арифметической ошибкой.
Представители Госстроя Кобец И.В. и Овчаров П.И. с требованиями заявителя не
согласились, утверждая при этом, что Временная методика и Постановление N 85
изданы Госстроем в пределах полномочий, предоставленных ему Правительством
РФ, и в соответствии с постановлениями Правительства РФ. Эти документы не
являются нормативными актами, что подтверждается письмом 1-го заместителя
Министра юстиции РФ, согласно которому Постановление N 85 в государственной
регистрации не нуждается, так как не содержит правовых норм.
Заслушав объяснения Зубачева О.А., Кобеца И.В. и Овчарова П.И., исследовав
письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Милованова В.В.,
полагавшего необходимым признать оспариваемые документы незаконными, как не
прошедшие государственную регистрацию, не опубликованные и противоречащие
Федеральной целевой программе «Жилищные сертификаты», Военная коллегия
находит, что требования заявителя подлежат удовлетворению по следующим
основаниям.
Право военнослужащих на получение государственного жилищного сертификата для
приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной
службы месте жительства предусмотрено пунктом 1 статьи 23 Закона РФ «О статусе
военнослужащих».
В соответствии с этим пунктом Постановлениями Правительства РФ от 20 января
1998 года N 71 утверждена, а от 8 апреля 2000 года N 315 принята новая
редакция Федеральной целевой программы «Государственные жилищные
сертификаты».
Пунктом 5 названной программы предусмотрено, что размер средней стоимости 1
кв. метра общей площади жилья определяется Госстроем по каждому субъекту
Российской Федерации в соответствии с утверждаемой в установленном порядке
методикой на основании данных, предоставляемых Государственным комитетом
Российской Федерации по статистке и органами исполнительной власти субъектов
РФ, и публикуется в средствах массовой информации.
Принятые Госстроем Временная методика содержит норму, в соответствии с
которой рассчитывается средняя рыночная стоимость 1 кв. метра общей площади,
а Постановление N 85 устанавливает конкретные размеры этой стоимости по
каждому субъекту Российской Федерации.
На основании данных Госстроя Министерство обороны РФ, другие министерства и
ведомства, где предусмотрена военная служба, Министерство внутренних дел РФ и
Министерство юстиции РФ рассчитывают размеры субсидии получателям
сертификатов.
Таким образом, оспариваемые нормативные акты затрагивают права человека и
гражданина, рассчитаны на неоднократное применение, распространяют свое
действие на неопределенный круг лиц и носят межведомственный характер, а
следовательно, вопреки мнению ответчика и Министерства юстиции РФ, являются
нормативно — правовыми актами.
Пунктом 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации установлено, что любые
нормативно — правовые акты, затрагивающие права и свободы человека и
гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для
всеобщего сведения.
В силу п. 10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 (в редакции Указов
Президента РФ от 16 мая 1997 г. N 490 и от 13 августа 1998 года N 963)
нормативные правовые акты, не прошедшие государственную регистрацию, а также
зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут
правовых последствий, как не вступившие в силу, не могут служить основанием
для регулирования соответствующих отношений и на них нельзя ссылаться при
разрешении споров.
Согласно п. 9 этого Указа нормативные правовые акты федеральных органов
исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в «Российской
газете», а также в Бюллетене нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти.
По сообщению представителей Госстроя, Временная методика на государственную
регистрацию не представлялась, а Постановление N 85 хотя и истребовалось
Министерством юстиции, но государственную регистрацию не прошло. Оба
оспариваемых акта официально в упомянутых изданиях не опубликовывались.
При таких обстоятельствах Временная методика и Постановление N 85 не могут
быть признаны законными.
С учетом признания оспариваемых актов в целом незаконными и недействующими с
момента принятия отпадает необходимость в разрешении вопроса о несоответствии
отдельных положений этих актов законодательству.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской
Федерации, руководствуясь ст. ст. 191 — 197, 204 и 239.7 ГПК РСФСР,
решила:
жалобу Зубачева Олега Анатольевича удовлетворить.
Признать незаконными и недействующими с момента их принятия «Временную
методику определения средней рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади
жилья по Российской Федерации, экономическим районам и общей площади жилья по
Российской Федерации для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на
приобретение жилых помещений всеми категориями граждан, которым указанные
субсидии и ссуды предоставляются за счет средств федерального бюджета»,
утвержденную Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по
строительству и жилищно — коммунальному комплексу от 18 мая 2000 года N 48, и
Постановление этого же Комитета от 30 августа 2000 года N 85 «О средней
рыночной стоимости 1 кв. метра общей площади жилья на IV квартал 2000 года
для расчета размера безвозмездных субсидий и ссуд на приобретение жилых
помещений всеми категориями граждан, которым указанные субсидии и ссуды
предоставляются за счет средств федерального бюджета».
Решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня вынесения
решения в окончательной форме, то есть с 14 мая 2001 года.
Судья Верховного Суда РФ
В.А.ЯСЬКИН