18:59:14
5 октября 2024 г.

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ 02-77 от 2002-11-14

О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМ АБЗАЦА ВТОРОГО ПУНКТА 28 ИНСТРУКЦИИ, УТВЕРЖДЕННОЙ ПРИКАЗОМ МИНИСТРА ОБОРОНЫ РФ ОТ 15.02.2000 N 80ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 14 ноября 2002 г. N ВКПИ 02-77
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре Аистовой Н.В.,
с участием старшего
военного прокурора
Управления Главной
военной прокуратуры
полковника юстиции Осипова В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Рудина
А.Ю. о признании незаконным абзаца второго пункта 28 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации,
утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля
2000 г. N 80,
установила:
Рудин обратился в Верховный Суд с требованием о признании незаконным абзаца
второго пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в
Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра
обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80, согласно которому
военнослужащие, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий,
направленные в установленном порядке к новому месту военной службы из одной
воинской части в другую, дислоцированную в том же гарнизоне, подлежат
включению в списки очередников на улучшение жилищных условий со времени
принятия их на учет и включения в указанные списки по предыдущему месту
военной службы в этом гарнизоне.
В жалобе указывается, что в результате применения обжалуемого положения
Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах
Российской Федерации нарушаются его жилищные права, что выразилось в
перенесении очередности заявителя на улучшение жилищных условий на более
поздние сроки.
Заявитель Рудин А.Ю. и его представитель Ващук С.Р. в судебном заседании свои
требования поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.
Представитель Министерства обороны РФ Максимов И.Н. требования заявителя не
признал, считая, что оспариваемый абзац второй пункта 28 Инструкции о порядке
обеспечения жилыми помещениями в Вооруженные Силах Российской Федерации,
утвержденной Приказом МО РФ от 15 февраля 2000 г. N 80, не противоречит
действующему законодательству.
Заслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя Министерства
обороны РФ, исследовав представленные доказательства и выслушав заключение
прокурора, считавшего необходимым жалобу заявителя удовлетворить в полном
объеме, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации считает, что
жалоба Рудина А.Ю. подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право
на жилище.
Согласно ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство
гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений.
Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной
политики», порядок и условия предоставления жилого помещения по договору
найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы
государственной власти и управления Российской Федерации в соответствии с
существующей очередью на улучшение жилищных условий.
Таким образом, под правом на жилище российское законодательство понимает не
только необходимое жизненное благо и невозможность его произвольного лишения,
но и гарантированные государством права граждан на неукоснительное соблюдение
в отношении них единых оснований, условий и порядка обеспечения жильем.
В соответствии со ст. 33 ЖК РСФСР и п. 29 Инструкции о порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации учет
военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставление им
жилых помещений осуществляется в порядке очередности, исходя из времени
принятия их на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Военнослужащие, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение
жилых помещений, одновременно включаются в отдельные списки.
В соответствии со ст. 30 ЖК РСФСР и п. 26 названной Инструкции учет
военнослужащих, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется
жилищными комиссиями воинских частей и довольствующими КЭЧ районов по спискам
очередников на улучшение жилищных условий.
Из изложенного следует, что учет военнослужащих, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, осуществляется в воинских частях, в которых они проходят
военную службу, исходя из времени включения их в списки военнослужащих,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, конкретной воинской части.
Какого-либо иного порядка учета военнослужащих, нуждающихся в улучшении
жилищных условий, законодательство Российской Федерации не предусматривает.
Не содержит иного порядка учета и нормативный правовой акт субъекта
Российской Федерации — Положение о порядке постановки на учет граждан,
нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилья в г. Москве,
утвержденное Постановлением Правительства г. Москвы «О порядке постановки на
учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления
жилья в г. Москве» от 13 мая 1997 г. N 356.
При таких данных следует признать не соответствующим действующему
законодательству включение военнослужащих, переведенных из одной воинской
части в другую, дислоцированную в одном гарнизоне, в списки нуждающихся в
улучшении жилищных условий со времени принятия их на учет по прежнему месту
военной службы в этом гарнизоне.
Более того, оспариваемая Рудиным норма со всей очевидностью нарушает законные
права и интересы военнослужащих, состоящих на учете нуждающихся в улучшении
жилищных условий в воинской части, в которую в пределах одного гарнизона
переводятся военнослужащие, принятые на соответствующий учет в другой
воинской части.
В результате применения абзаца 2 пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения
жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации военнослужащим,
состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в воинской части,
в которую направляются военнослужащие из других воинских частей одного
гарнизона, переносится очередность на получение жилищных условий.
Вместе с тем ст. 34 ЖК РСФСР содержит исчерпывающие основания для перенесения
очередности на получение жилых помещений и не предусматривает возможности
наступления названных последствий для граждан (военнослужащих), состоящих на
учете нуждающихся в улучшении жилищных условий по месту работы (службы), в
случае поступления в эту же организацию (воинскую часть) гражданина,
направленного в установленном порядке к указанному месту работы (службы) в
пределах одного населенного пункта (гарнизона).
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 — 197, 239.7 ГПК РСФСР,
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
жалобу Рудина Александра Юрьевича удовлетворить.
Признать незаконным (недействующим) с момента опубликования абзац второй
пункта 28 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных
Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской
Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80.
Настоящее решение может быть обжаловано и опротестовано в Кассационную
коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его
вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация