РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ 02-129 от 2003-02-06
ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ АБЗАЦЕВ 6 И 7 РАЗДЕЛА 2 ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ «ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЖИЛИЩНЫЕ СЕРТИФИКАТЫ»ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 6 февраля 2003 г. N ВКПИ 02-129
Именем Российской Федерации
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи
Верховного Суда Российской Федерации —
генерал-майора юстиции Хомчика В.В.,
при секретаре —
капитане юстиции Третьякове С.Б.,
с участием представителя ответчика Картуха Д.В.,
старшего военного прокурора
отдела Главной военной прокуратуры
подполковника юстиции Кривочкина М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
гражданина Ряполова Юрия Тимофеевича на Постановление Правительства РФ N 71
от 20 января 1998 года «О федеральной целевой программе «Государственные
жилищные сертификаты» (в редакции Постановлений Правительства РФ от
08.04.2000 N 315 и от 19.03.2002 N 168 с изм., внесенными Указом Президента
РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675,
от 21.06.2002 N 450),
установила:
Ряполов обратился в Верховный Суд РФ с жалобой, в которой оспаривает
положения Федеральной целевой программы «Государственные жилищные
сертификаты», касающиеся категорий военнослужащих и граждан, уволенных с
военной службы, имеющих право на получение безвозмездных субсидий за счет
средств федерального бюджета в целях приобретения жилья.
При этом заявитель указывает, что Программа, связывая право на получение
жилищного сертификата с основанием увольнения с военной службы, противоречит
п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих».
Категории военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, которые имеют
право на получение государственного жилищного сертификата, определены в
абзацах 6 и 7 раздела 2 Федеральной целевой программы «Государственные
жилищные сертификаты».
Таким образом, заявитель обжалует абзацы 6 и 7 раздела 2 Федеральной целевой
программы «Государственные жилищные сертификаты» в части установления
категорий военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, имеющих право
на получение жилищных сертификатов в зависимости от основания увольнения с
военной службы.
Заявитель в судебное заседание не прибыл.
Представитель Правительства Российской Федерации Картуха Д.В. возражал против
удовлетворения жалобы Ряполова, указав, что Постановление Правительства РФ от
20 января 1998 года N 71 издано в соответствии с п. 14 ст. 15 Федерального
закона «О статусе военнослужащих».
Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации Картуха
Д.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного
прокурора отдела Главной военной прокуратуры подполковника юстиции Кривочкина
М.А., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении его
требований, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу Ряполова Ю.Т.
не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»
от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ военнослужащие, проходящие военную службу по
контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и
более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми
помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на
получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) по последнему перед
увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в
соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Указанный порядок обеспечения жилыми помещениями распространяется и на
военнослужащих, увольняемых с военной службы по достижении ими предельного
возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы
которых составляет 10 лет и более.
Таким образом, военнослужащие, увольняемые по льготным основаниям (по
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию
здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями), не могут быть
исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений
по последнему перед увольнением месту военной службы.
Данная норма гарантирует определенным в ней категориям военнослужащих
обеспечение жилым помещением от Министерства обороны РФ или иного
федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом
предусмотрена военная служба, в общем порядке в соответствии с существующей
очередностью в воинской части, учреждении, организации.
Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что определенные
категории граждан могут улучшить свои жилищные условия не только путем
предоставления им жилья, но и путем получения безвозмездных субсидий за счет
средств федерального бюджета на его приобретение.
Такое право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение
жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от
органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской
Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором
федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15
Федерального закона «О статусе военнослужащих», согласно которому порядок
выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.
В соответствии с указанной нормой право на получение в последний год военной
службы жилищного сертификата имеют военнослужащие, общая продолжительность
военной службы которых составляет (в календарном исчислении) 10 лет и более,
увольняемые по достижении предельного возраста пребывания на военной службе,
состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и
признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий по избранному ими
постоянному месту жительства.
Только при наличии указанных условий (наличие выслуги лет на военной службе,
увольнение с военной службы по одному из перечисленных оснований и признание
нуждающимся в улучшении жилищных условий по избранному постоянному месту
жительства) военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного
жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после
увольнения с военной службы месте жительства.
В соответствии с данной нормой Закона Правительством РФ утверждена
Федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты»
(Постановление Правительства РФ от 20 января 1998 года N 71, в редакции
Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315 и от 19.03.2002 N 168 с
изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями
Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450).
Указом Президента РФ от 28 января 1998 года N 102 Федеральной целевой
программе «Государственные жилищные сертификаты» придан статус президентской
программы.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации Правительство РФ
на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Таким образом, Правительство Российской Федерации в рамках указанной
конституционной нормы и п. 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих», принимая соответствующее Постановление, действовало в
пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной
Законом.
Разделом 2 Программы установлено, что право на участие в программе
«Государственные жилищные сертификаты» имеют, в том числе, военнослужащие,
увольняемые с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы по
достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по
состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями,
общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10
и более лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении
жилищных условий.
Оспариваемые заявителем нормы Программы признаны не соответствующими
Федеральному закону от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» в части
слов «не имеющим жилых помещений для постоянного проживания на территории
Российской Федерации и за ее пределами и» определением Верховного Суда РФ от
22.08.2002 N КАС 02-380.
Таким образом, с учетом принятого Верховным Судом РФ решения оспариваемые
заявителем нормы Программы полностью соответствуют п. 14 ст. 15 Федерального
закона «О статусе военнослужащих», устанавливающей категории граждан, имеющих
право на получение сертификата.
Что же касается военнослужащих, общая продолжительность военной службы
которых составляет 20 лет и более, не обеспеченных жильем, которые в силу п.
13 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» не могут быть
исключены из очереди на получение жилья по последнему месту военной службы,
то эта категория граждан в случае их увольнения с военной службы по иным
основаниям правом на получение государственного жилищного сертификата не
обладает.
При таких данных Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным в
жалобе Ряполова основаниям Федеральная целевая программа «Государственные
жилищные сертификаты» признана быть не может.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 — 199, 252 и 253 ГПК
РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ
решила:
Ряполову Юрию Тимофеевичу в удовлетворении жалобы о признании незаконными
абзацев 6 и 7 раздела 2 Федеральной целевой программы «Государственные
жилищные сертификаты», утвержденной Постановлением Правительства РФ N 71 от
20 января 1998 года (в редакции Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000
N 315 и от 19.03.2002 N 168 с изм., внесенными Указом Президента РФ от
28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от
21.06.2002 N 450) в части определения категорий военнослужащих и граждан,
уволенных с военной службы, имеющих право на получение жилищных сертификатов
в зависимости от основания увольнения с военной службы, отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда
Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.ХОМЧИК