РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ГКПИ 03-962 от 2003-09-29
ОБ ОСТАВЛЕНИИ БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗАЯВЛЕНИЯ О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 03.08.1996 N 937 И ПРИКАЗА МВД РФ ОТ 09.10.2002 N 971ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 29 сентября 2003 г. N ГКПИ 03-962
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в составе:
председательствующего — судьи Романенкова Н.С.,
при секретаре Баенском А.А.,
с участием прокурора Гончаровой Н.Ю.
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению
Кротовой Зои Степановны о признании не действующими Таблицы для определения
размера субсидии (в процентах от средней стоимости строительства или
приобретения жилья на момент получения субсидии) — Приложение к Положению о
предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение
жилья, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N
937; Приложения N 1 к Порядку предоставления вынужденным переселенцам
безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденному
Приказом МВД России от 9 октября 2002 г. N 971, в части расчета размера
предоставляемой субсидии по формуле: Р = С х Н х П, и возмещении морального
вреда,
установил:
Кротова З.С. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о
признании не действующими: Таблицы для определения размера субсидии (в
процентах от средней стоимости строительства или приобретения жилья на момент
получения субсидии) — Приложение к Положению о предоставлении гражданам
Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной
субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденному Постановлением
Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N 937; Приложения N 1 к Порядку
предоставления вынужденным переселенцам безвозмездной субсидии на
строительство или приобретение жилья, утвержденному Приказом МВД России от 9
октября 2002 г. N 971, в части расчета размера предоставляемой субсидии по
формуле: Р = С х Н х П, и возмещении морального вреда.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативных правовых актов не
соответствуют действующему законодательству и нарушают ее права как
вынужденного переселенца на получение безвозмездной субсидии в объеме,
достаточном на строительство или приобретение жилья, и ставят в неравное
положение относительно иных получателей субсидий.
Заявитель Кротова З.С. извещена о времени и месте судебного заседания, в суд
не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.
Представители заинтересованных лиц: Правительства РФ — Орлов М.С., МВД России
— Иванов С.В., Левин А.И., Минюста России — Обушенко Л.А. — возражали против
удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые
положения нормативных правовых актов не противоречат действующему
законодательству, изданы компетентными органами государственной власти и не
нарушают права граждан.
Выслушав объяснения представителей заинтересованных лиц: Правительства РФ —
Орлова М.С., МВД России — Иванова С.В., Левина А.И., Минюста России —
Обушенко Л.А., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора
Генеральной прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., полагавшей, что заявление не
подлежит удовлетворению, Верховный Суд Российской Федерации не находит
оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса РФ ненормативный акт государственного
органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных
законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым
актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина
или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937
утверждено Положение о предоставлении гражданам Российской Федерации,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на
строительство или приобретение жилья (в ред. Постановлений Правительства РФ
от 04.12.1998 N 1431, от 20.08.2001 N 594, от 08.08.2003 N 475, с изм.,
внесенными Постановлениями Правительства РФ от 27.11.2000 N 891, от
07.06.2001 N 449).
Размер субсидии, предоставляемой вынужденным переселенцам, составляет от 5 до
70 процентов средней рыночной стоимости (на момент выдачи свидетельства)
строительства жилья или приобретения квартиры или индивидуального жилого
дома.
В соответствии с пунктом 8 Положения размер субсидии определяется в
зависимости от отношения месячного дохода на одного члена семьи к
установленному минимальному размеру оплаты труда гражданина, получающего
субсидию, и времени ожидания после постановки на учет по улучшению жилищных
условий в соответствии с прилагаемой Таблицей.
В Приложении к Положению о предоставлении гражданам Российской Федерации,
нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной субсидии на
строительство или приобретение жилья приведена следующая Таблица для
определения размера субсидии (в процентах от средней стоимости строительства
или приобретения жилья на момент получения субсидии).
—————————T—————————————¬
¦Отношение месячного дохода¦ Время ожидания после постановки ¦
¦на одного члена семьи к ¦ на учет по улучшению жилищных ¦
¦установленному минималь- ¦ условий (полных лет) ¦
¦ному размеру оплаты труда +—T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—T—+
¦ ¦ 0¦ 1¦ 2¦ 3¦ 4¦ 5¦ 6¦ 7¦ 8¦ 9¦10¦11¦12¦
¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦ ¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 4 и менее ¦64¦66¦68¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 5 ¦60¦62¦64¦66¦68¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 6 ¦56¦58¦60¦62¦64¦66¦68¦70¦70¦70¦70¦70¦70¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 7 ¦52¦54¦56¦58¦60¦62¦64¦66¦68¦70¦70¦70¦70¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 8 ¦48¦50¦52¦54¦56¦58¦60¦62¦64¦66¦68¦70¦70¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 9 ¦44¦46¦48¦50¦52¦54¦56¦58¦60¦62¦64¦66¦68¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 10 ¦40¦42¦44¦46¦48¦50¦52¦54¦56¦58¦60¦62¦64¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 11 ¦36¦38¦40¦42¦44¦46¦48¦50¦52¦54¦56¦58¦60¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 12 ¦32¦34¦36¦38¦40¦42¦44¦46¦48¦50¦52¦54¦56¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 13 ¦28¦30¦32¦34¦36¦38¦40¦42¦44¦46¦48¦50¦52¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 14 ¦24¦26¦28¦30¦32¦34¦36¦38¦40¦42¦44¦46¦48¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 15 ¦20¦22¦24¦26¦28¦30¦32¦34¦36¦38¦40¦42¦44¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 16 ¦16¦18¦20¦22¦24¦26¦28¦30¦32¦34¦36¦38¦40¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 17 ¦12¦14¦16¦18¦20¦22¦24¦26¦28¦30¦32¦34¦36¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 18 ¦ 8¦10¦12¦14¦16¦18¦20¦22¦24¦26¦28¦30¦32¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 19 ¦ 5¦ 6¦ 8¦10¦12¦14¦16¦18¦20¦22¦24¦26¦28¦
+—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+
¦ 20 и более ¦ 5¦ 5¦ 5¦ 6¦ 8¦10¦12¦14¦16¦18¦20¦22¦24¦
L—————————+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—+—
Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в
статьях 13, 16 предусматривает, что Правительство РФ в пределах своих
полномочий осуществляет регулирование в социально-экономической сфере,
обеспечивает проведение единой государственной социальной политики,
реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения,
обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики.
Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» определяет статус
вынужденных переселенцев, устанавливает экономические, социальные и правовые
гарантии защиты их прав и законных интересов на территории Российской
Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными
принципами и нормами международного права и международными договорами
Российской Федерации.
Так, в соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 4 настоящего Закона
федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах
своих полномочий предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в
улучшении жилищных условий, безвозмездные субсидии на строительство
(приобретение) жилья в соответствии с законодательством Российской
Федерации.
В силу абзаца 3 статьи 25 Закона Российской Федерации «Об основах федеральной
жилищной политики» условия получения гражданами компенсаций (субсидий) при
строительстве и покупке жилья регулируются Правительством Российской
Федерации.
Как пояснил в суде представитель Правительства РФ Орлов М.С., предоставление
субсидии является способом оказания помощи гражданам в покупке и
строительстве жилья со стороны государства. Законодательными актами,
определяющими статус вынужденных переселенцев, в жилищной сфере не
предусмотрена обязанность государства в предоставлении безвозмездной субсидии
на строительство или приобретение жилья в размере 100-процентной средней
рыночной стоимости жилья.
Правительство Российской Федерации, реализуя свои полномочия в сфере
регулирования условий получения вынужденными переселенцами безвозмездной
субсидии на строительство или приобретение жилья, установило, что размер
субсидии для данной категории граждан определяется в зависимости от
соотношения месячного дохода на одного члена семьи к установленному
минимальному размеру оплаты труда и времени ожидания после постановки на учет
по улучшению жилищных условий.
Доводы заявителя о несоответствии оспариваемых положений пункту 5.1
Постановления Конституционного Суда РФ от 19 июня 2002 г. N 11-П являются
несостоятельными.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 19 июня 2002 г. N 11-П по делу о
проверке конституционности ряда положений Закона Российской Федерации от 18
июня 1992 года «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию
радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакциях от 24
ноября 1995 года и от 12 февраля 2001 года), Федеральных законов от 12
февраля 2001 года «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской
Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», от 19 июня 2000 года «О
минимальном размере оплаты труда» и от 7 августа 2000 года «О порядке
установления размеров стипендий и социальных выплат в Российской Федерации» в
связи с запросами Верховного Суда Российской Федерации и Октябрьского
районного суда города Краснодара, жалобами граждан и общественных организаций
чернобыльцев пришел к выводу, что само по себе изменение способа определения
размеров иных видов денежных компенсаций, входящих в объем возмещения вреда
гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, и критерия
индексации сумм возмещения вреда — при соблюдении конституционных принципов —
не может рассматриваться как противоречащее Конституции Российской Федерации.
К такому выводу суд пришел исходя из того, что законодатель освободил
институт минимального размера оплаты труда от выполнения несвойственной ему
функции, как критерия исчисления и индексации сумм возмещения вреда
гражданам, пострадавшим в результате чернобыльской катастрофы.
Вместе с тем законодатель, учитывая различные социально-экономические
факторы, может минимальный размер оплаты труда использовать в качестве
универсальной единицы расчета, посредством которой в законодательно
установленном порядке исчисляются размеры социальных выплат, государственной
пошлины, ставок налогов и сборов, штрафов, платежей по гражданско-правовым
обязательствам и т.д.
Федеральным законом от 19 июня 2000 г. «О минимальном размере оплаты труда»
установлена дифференциация минимального размера оплаты труда в зависимости от
сферы применения и сроков в целях освобождения минимального размера оплаты
труда от выполнения несвойственной ему функции норматива при расчетах
платежей, не связанных с трудовыми отношениями.
При таких обстоятельствах использование минимального размера оплаты труда в
формуле для определения размера субсидии вынужденным переселенцам не
противоречит действующему законодательству.
Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 9 октября 2002
г. N 971 утвержден Порядок предоставления вынужденным переселенцам
безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья.
Настоящий Порядок разработан в соответствии с Постановлениями Правительства
Российской Федерации от 3 августа 1996 г. N 937 «О предоставлении гражданам
Российской Федерации, нуждающимся в улучшении жилищных условий, безвозмездной
субсидии на строительство или приобретение жилья», от 8 ноября 2000 г. N 845
«Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в
Российской Федерации» и устанавливает правила предоставления вынужденным
переселенцам безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья
за счет средств федерального бюджета.
Согласно Приложению N 1 к Порядку предоставления вынужденным переселенцам
безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья размер
предоставляемой субсидии определяется по формуле:
Р = С х Н х П, где
Р — размер предоставляемой субсидии (рублей);
С — средняя рыночная стоимость 1 кв. м общей площади жилья по субъекту
Российской Федерации, на территории которого выдано свидетельство (рублей/1
кв. м);
Н — социальная норма общей площади жилого помещения для расчета субсидии на
семью (кв. м);
П — соотношение количества полных лет ожидания после постановки на учет по
улучшению жилищных условий и отношение месячного дохода на одного члена семьи
к установленному минимуму заработной платы в процентах (согласно приложению к
Положению, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 03.08.96 N 937).
Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в подпункте 4 пункта
1 статьи 7 предусматривает, что федеральные органы исполнительной власти
предоставляют вынужденному переселенцу, нуждающемуся в улучшении жилищных
условий, безвозмездные субсидии на строительство (приобретение) жилья в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Расчет субсидии по формуле Р = С х Н х П, где П — соотношение количества
полных лет ожидания после постановки на учет по улучшению жилищных условий и
отношение месячного дохода на одного члена семьи к установленному минимуму
заработной платы соответствует норме, закрепленной в пункте 8 Положения о
предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение
жилья.
Как пояснили в суде представители МВД России Иванов С.В., Левин А.И., при
расчете субсидий применяется минимальный размер оплаты труда, в размере,
равном 100 рублям. Данный размер установлен статьей 4 Федерального закона «О
минимальном размере оплаты труда», в соответствии с которой обязательные
социальные выплаты, размер которых по законодательству Российской Федерации
определяется в зависимости от минимального размера оплаты труда, производятся
с 1 января 2001 г., исходя из базовой суммы, равной 100 рублям.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативных правовых актов не
противоречат федеральному законодательству, изданы компетентными органами
государственной власти и не нарушают гражданские права и охраняемые законом
интересы граждан, заявленные Кротовой З.С. требования о признании
недействующими нормативных правовых актов и компенсации морального вреда не
подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ,
Верховный Суд Российской Федерации
решил:
заявление Кротовой Зои Степановны о признании не действующими: Таблицы для
определения размера субсидии (в процентах от средней стоимости строительства
или приобретения жилья на момент получения субсидии) — Приложение к Положению
о предоставлении гражданам Российской Федерации, нуждающимся в улучшении
жилищных условий, безвозмездной субсидии на строительство или приобретение
жилья, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 3 августа 1996 г. N
937; Приложения N 1 к Порядку предоставления вынужденным переселенцам
безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья, утвержденному
Приказом МВД России от 9 октября 2002 г. N 971, в части расчета размера
предоставляемой субсидии по формуле: Р = С х Н х П, и возмещении морального
вреда — оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано, а прокурором, участвующим в деле, принесено
кассационное представление в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской
Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной
форме.