04:15:01
22 ноября 2024 г.

РЕШЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №ВКПИ04-42 от 2004-05-20

ОБ ОТКАЗЕ В УДОВЛЕТВОРЕНИИ ЖАЛОБЫ О ПРИЗНАНИИ НЕЗАКОННЫМИ И НЕДЕЙСТВУЮЩИМИ ПУНКТА 24 «ПРИМЕРНЫХ ПРАВИЛ УЧЕТА ГРАЖДАН, НУЖДАЮЩИХСЯ В УЛУЧШЕНИИ ЖИЛИЩНЫХ УСЛОВИЙ, И ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В РСФСР», УТВЕРЖДЕННОГО ПОСТАНОВЛЕНИЕМ СОВМИНА РСФСР ОТ 31.07.ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
от 20 мая 2004 г. N ВКПИ04-42
Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации в лице
председательствующего по делу — судьи
Верховного Суда Российской Федерации
генерал-лейтенанта юстиции Пархомчука Ю.В.,
при судебном секретаре майоре Пилипчуке А.А.,
с участием представителя ответчика
от Правительства Российской Федерации Тараскина В.И.,
военного прокурора управления
Главной военной прокуратуры
полковника Белоусова Е.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению М. о
признании незаконными и недействующими пункта 24 «Примерных правил учета
граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых
помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31
июля 1984 года N 335, а также пункта 19 «Положения о льготах для
военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской службы в
отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от
17 февраля 1981 года N 193,
установил:
М. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с вышеуказанным заявлением
и считает, что обжалованные им пункты указанных «Примерных правил…» и
«Положения о льготах…», в которых предусмотрено первоочередное, но не менее
чем в трехмесячный срок со дня прибытия к месту жительства, обеспечение
перечисленных в указанных нормативных актах категорий военнослужащих жилой
площадью, что препятствует реализации его права как участника боевых действий
на первоочередное получение жилого помещения в г. Сызрани, где он в
установленном порядке был поставлен на учет как нуждающийся в улучшении
жилищных условий после увольнения его в 1994 году с действительной военной
службы в запас с выслугой свыше 10-ти лет.
Заявитель считает, что п. 24 «Примерных правил…» и п. 19 «Положения о
льготах…» не соответствуют ст. 115 Конституции РФ, ст. 15 Федерального
закона «О статусе военнослужащих» N 76-ФЗ от 27 мая 1998 г., ст. 36 Жилищного
кодекса РСФСР, а также пп. 3 п. 1 ст. 16 Федерального закона «О ветеранах».
В связи с этим М. просит признать указанные пункты обжалуемых им нормативных
актов незаконными и недействующими с 11 февраля 1993 года, т.е. со дня
опубликования Закона РФ от 22.01.93 N 4338-1 «О статусе военнослужащих».
Судебное заседание проводилось без участия М., который в письменном заявлении
просил суд рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Правительства РФ Тараскин В.И., действовавший на основании
поручения Правительства РФ N 2655п-ШО от 23 апреля 2004 года и доверенности N
38 от 20 мая 2004 г., против доводов заявителя возражал и просил суд
требования М. оставить без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя ответчика и
заключение прокурора, полагавшего жалобу М. признать необоснованной и не
подлежащей удовлетворению, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит
требования заявителя не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Оспариваемые заявителем пункты «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР»,
утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N
335, а также «Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц,
уволенных с воинской службы в отставку, и их семей», утвержденного
Постановлением Совета Министров СССР от 17 февраля 1981 года N 193,
предусматривают обеспечение жилой площадью военнослужащих сверхсрочной
службы, прапорщиков, мичманов и лиц офицерского состава Вооруженных Сил,
уволенных в запас или отставку по состоянию здоровья, возрасту или по
сокращению штатов, в первую очередь. При этом указанными нормативными актами
предусмотрено также, что обеспечение жилой площадью военнослужащих
сверхсрочной службы, прапорщиков и мичманов в указанном порядке производится
при условии, если они находились на действительной военной службе не менее 20
календарных лет.
В соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации, на которую
ссылается заявитель в обоснование своих требований, Правительство РФ на
основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных
законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и
распоряжения, обеспечивает их исполнение.
В рамках указанной конституционной нормы и ст. 13 Закона РФ «Об основах
федеральной жилищной политики» Правительством Российской Федерации
Постановлением N 1054 от 6 сентября 1998 года утверждены «Правила учета
военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных
с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел,
нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в
избранном постоянном месте жительства». Пункт 8 указанных «Правил»
устанавливает, что граждане, уволенные с военной службы, имеют право на
получение жилых помещений или улучшение жилищных условий на льготных
основаниях в соответствии с Законом «О статусе военнослужащих» и иными
нормативными правовыми актами.
Согласно ст. 33 ЖК РСФСР жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим
на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности,
исходя из времени принятия их на учет и включения в списки на получение жилых
помещений. Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное
предоставление жилых помещений, включаются в отдельные списки.
В соответствии с п. п. 13 и 14 ст. 15 Федерального закона «О статусе
военнослужащих» N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года военнослужащие, проходящие
военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых
составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной
службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списков
очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту
военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим
Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными актами, а
военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и
более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста
пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с
организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места
жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное
место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми
помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных
жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых
средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников
финансирования.
Подпунктом 3 пункта 1 статьи 16 Федерального закона «О ветеранах» от 12
января 1995 года N 5-ФЗ предусмотрено, что ветераны боевых действий,
нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное
бесплатное предоставление жилых помещений в домах государственного и
муниципального жилищных фондов.
Анализ приведенных норм свидетельствует, что ветераны боевых действий
обладают равными правами на получение жилья на льготных условиях. Вопреки
утверждению заявителя оспариваемые им правовые нормы не находятся в
противоречии с положениями Федерального закона «О статусе военнослужащих»,
Жилищного кодекса РСФСР и Федерального закона «О ветеранах».
При этом предоставление жилых помещений в соответствии с Федеральным законом
«О ветеранах» обуславливает отдельный механизм реализации права ветеранов
боевых действий на получение жилья в первую очередь, чему не препятствуют
оспариваемые заявителем пункты «Примерных правил учета граждан, нуждающихся в
улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР», а также
«Положения о льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с
воинской службы в отставку, и их семей».
Согласно исследованному в суде распоряжению Администрации г. Сызрани от 16
января 2003 г. N 46р М. восстановлен в очереди на улучшение жилищных условий
по первоначальной дате постановки на учет с 20 июля 1994 года по общему
списку за N 1105а и по списку первоочередников за N 52а как участник боевых
действий в Афганистане.
Придя к выводу, что оспариваемые заявителем нормы не противоречат
Федеральному закону «О статусе военнослужащих» об определении льготной
категории граждан, которым жилье предоставляется в трехмесячный срок, а также
нормам Жилищного кодекса РСФСР о составлении отдельных списков из лиц,
обладающих равными льготами на предоставление жилых помещений, Верховный Суд
РФ находит утверждение М. о том, что упомянутые нормы якобы препятствуют в
реализации его права как участника боевых действий на первоочередное
получение жилого помещения, необоснованным, в связи с чем его жалоба
удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь требованиями ст. ст. 194, 195 — 198, 199, 252 — 253 ГПК РФ,
Верховный Суд РФ
решил:
в удовлетворении жалобы М. о признании незаконными и недействующими пункта 24
«Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и
предоставления жилых помещений в РСФСР», утвержденных Постановлением Совета
Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335, а также пункта 19 «Положения о
льготах для военнослужащих, военнообязанных и лиц, уволенных с воинской
службы в отставку, и их семей», утвержденного Постановлением Совета Министров
СССР от 17 февраля 1981 года N 193, отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Кассационную коллегию
Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня принятия
судом решения в окончательной форме.
Председательствующий по делу
Ю.В.ПАРХОМЧУК

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация