10:49:01
23 ноября 2024 г.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ №5-Г01-66 от 2001-06-08

О ЗАКОННОСТИ И ОБОСНОВАННОСТИ РЕШЕНИЯ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА ОТ 30.03.2001 N 3-10-2001ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 8 июня 2001 года
Дело N 5-Г01-66
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в открытом судебном заседании 8 июня 2001 г. по кассационным
жалобам Правительства г. Москвы и Комитета по делам миграции Правительства г.
Москвы на решение Московского городского суда от 30 марта 2001 г. дело по
заявлению О., В., Г., И., М., А., П., Е., Р., С., Т. о признании частично
недействительными постановления Правительства г. Москвы и распоряжений
Премьера Правительства г. Москвы.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г., объяснения
представителей Правительства г. Москвы, М. (доверенность от 19.10.2000 N
4-14-14293) и П. (доверенность от 14.09.2000 N 4-14-12781), руководителя
Комитета по делам миграции Правительства г. Москвы С., объяснения
заявительницы О., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации
установила:
жители дома N 3 по ул. Домостроительной (пос. Востряково), обратились в суд с
заявлением о признании недействительными пунктов 1, 2.5, 5 постановления
Правительства Москвы N 609 от 11 июля 1995 г. «О развитии Центра временного
размещения беженцев и вынужденных переселенцев на территории микрорайона
Востряково Западного административного округа», абзаца 2 преамбулы и пп. 1 и
2 распоряжения Премьера Правительства Москвы N 191-РП от 01.03.96 «О
первоочередных мероприятиях по созданию миграционного центра «Востряково»
Департамента труда и занятости», пп. 2 и 3 распоряжения Премьера
Правительства Москвы N 88-РП от 30 января 1997 г. «О реализации жилой площади
корп. 4, 9 по Изваринской ул.», ссылаясь на то, что содержание этих актов
противоречит федеральному законодательству и нарушают их права, так как на их
основании производится принудительное выселение заявителей с занимаемой ими
жилой площади.
Решением Московского городского суда от 4 ноября 1999 г. требования
заявителей были удовлетворены частично: был признан частично недействительным
п. 2 постановления Премьера Правительства Москвы от 30.01.97 N 88-РП «О
реализации жилой площади корп. 4, 9 по Изваринской ул., Внуково (Западный
АО)», в части указания о частичном отселении жителей дома N 3 по ул.
Домостроительной за счет переданной площади во Внуково, Изваринская ул.,
корп. 4, 9; в остальной части требования заявителей были оставлены без
удовлетворения.
Определением Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда
Российской Федерации от 6 июня 2000 г. это решение было отменено в части
отказа в удовлетворении жалобы заявителей, и дело в этой части направлено на
новое рассмотрение.
——————————————————————
примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду
пункты 1, 2.5, 5 постановления Правительства Москвы от 11.07.1995 N 609.
——————————————————————
Решением Московского городского суда от 30 марта 2001 г. требования
заявителей были удовлетворены полностью: суд признал недействительными пункты
1, 2, 5,5 постановления Правительства Москвы N 609 от 11.07.95 «О развитии
Центра временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на
территории микрорайона Востряково Западного административного округа»,
преамбулу и пункты 1 и 2 распоряжения Премьера Правительства Москвы N 191-РП
от 01.03.96 «О первоочередных мероприятиях по созданию миграционного Центра
«Востряково» Департамента труда и занятости», пункты 2 и 3 распоряжения
Премьера Правительства Москвы N 88-РП от 30.01.97 «О реализации жилой площади
корп. 4, 9 по Изваринской ул., Внуково (Западный АО)».
В кассационных жалобах Правительства г. Москвы и Комитета по делам миграции
Правительства г. Москвы поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с
нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного
Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.
В оспариваемых заявителями правовых актах Правительства Москвы указано, что
жилой микрорайон «Востряково» находится в санитарно-защитной зоне завода
ДСК-3, в связи с чем его жители подлежат отселению, а в микрорайоне
«Востряково» должен быть создан Центр временного размещения беженцев и
вынужденных переселенцев.
Суд правильно указал в решении на то, что в соответствии со ст. 8 ЖК РСФСР
периодически, в сроки, устанавливаемые Советом Министров РСФСР, производится
обследование состояния жилых домов государственного и общественного жилищного
фонда. Непригодные для проживания жилые дома и жилые помещения переоборудуются
для использования в других целях либо такие дома сносятся по решению Совета
Министров автономной республики, исполнительного комитета краевого,
областного Совета народных депутатов, Совета народных депутатов автономной
области, автономного округа, исполнительного комитета Московского и
Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Проведение обследования состояния домов и жилых помещений, а также признание
их непригодными для проживания производятся в порядке, определяемом Советом
Министров РСФСР.
Порядок отнесения жилых домов и жилых помещений к категории непригодных для
постоянного проживания установлен Положением по оценке непригодности жилых
домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для
постоянного проживания, утвержденным приказом Министра жилищно-коммунального
хозяйства РСФСР от 5 ноября 1985 г. N 529, согласно которому рассмотрение
вопросов о непригодности жилых домов и жилых помещений для постоянного
проживания возлагается на междуведомственные комиссии исполкомов районных
(городских, районных в городах) Советов народных депутатов.
В соответствии с этим Положением расположенные в пределах санитарно-защитных
зон жилые дома могут быть отнесены к категории непригодных для постоянного
проживания с учетом санитарных требований.
При этом междуведомственными комиссиями, назначаемыми в установленном законом
порядке, производится подготовка акта о признании жилого дома или жилого
помещения непригодным для постоянного проживания.
Комиссия обязана уточнить на основании соответствующего нормативного
документа, наличие условий, дающих основание признавать жилые дома
непригодными для постоянного проживания, а также относить их к следующим
группам по качественным признакам:
пригодные для постоянного проживания;
непригодные для постоянного проживания на момент обследования, которые могут
быть приведены в пригодное для постоянного проживания состояние при
капитальном ремонте, модернизации или реконструкции, что подтверждается
технико-экономическими обоснованиями;
непригодные, дефекты которых не могут быть устранены технически или их
устранение экономически нецелесообразно.
В результате работы комиссии оформляется акт об отнесении здания или жилого
помещения к категории непригодного для постоянного проживания.
Решение о признании жилого дома или жилого помещения непригодным для
постоянного проживания независимо от его ведомственной принадлежности
выносится исполкомом районного, городского, районного в городе Совета
народных депутатов.
При рассмотрении дела суд установил, что в установленном жилищным
законодательством порядке решения о признании жилых домов в пос. Востряково
непригодными для проживания не принималось. Из этого суд сделал правильный
вывод о незаконности оспариваемых актов, поскольку они предусматривают
принудительное выселение жильцов из домов, жилое предназначение которых после
выселения должно сохраниться. Выселение граждан из жилых помещений по таким
основаниям жилищным законодательством не предусмотрено.
Довод жалобы Правительства г. Москвы о том, что решением Мосгорисполкома от
11 июля 1989 г. N 1343 «Об отселении жильцов из жилых строений в пос.
Востряково, попадающих в санитарно-защитную зону Востряковского завода
железобетонных конструкций Домостроительного комбината N 3 ПСО «Мосстрой»
Мосстройкомитета» дома заявителей были признаны непригодными для постоянного
проживания, был судом рассмотрен и обоснованно признан несостоятельным.
Данным решением Мосгорисполкома было предусмотрено создание
санитарно-защитной зоны в пос. Востряково, но необходимого для расселения
домов решения о признании жилых домов в пос. Востряково непригодными для
проживания в нем нет.
В решении суда как на юридически значимое для данного дела обстоятельство
правильно указано на то, что санитарно-защитная зона Востряковского ЖБИ и
базы производственно-технической комплектации ДСК N 3 была определена в
соответствии с решением Мосгорисполкома от 05.11.87 N 2632 и от 27.12.88 N
2853. Пересмотр и обоснование достаточности СЗЗ согласно требованиям
Санитарных правил и норм на момент принятия решения об отселении жителей
микрорайона не производился. Из материалов дела усматривается, что
Востряковским заводом ЖБК и ОАО ДСК-3 выполнены профилактические работы,
которые привели к снижению неблагоприятных выбросов в атмосферу. По сообщению
заместителя главного государственного санитарного врача г. Москвы N 3-15/81 от
15.03.2001 наблюдается снижение валового выброса загрязняющих веществ.
Установка шумозащитного экрана возле дома заявителей вдоль МКАД привела к
снижению уровня шума в жилой зоне, и дальнейшее его сооружение приведет к
значительному снижению уровня шума. В этом сообщении также указано, что, хотя
уровни звука от автотранспорта на территории жилой застройки и превышают
допустимые величины, такие превышения уровней шума от городского транспорта
являются незначительными и характерны для территории жилой застройки в г.
Москве.
Аналогичные выводы относительно загрязнения атмосферного воздуха и уровня
шума в данном микрорайоне содержатся и в заключении Московского
научно-исследовательского института гигиены им. Ф.Ф. Эрисмана, не доверять
которому у суда оснований не было, поскольку его выводы не опровергнуты и
соответствует материалам дела.
Довод кассационных жалоб Правительства г. Москвы и Комитета по делам миграции
о том, что экологическая обстановка в пределах микрорайона предполагает
возможность временного проживания в указанных жилых домах, которые являются
непригодными для постоянного проживания.
Этот довод также правильно признан судом необоснованным. Федеральное жилищное
законодательство не допускает возможности временного проживания граждан в
жилых домах, признанных в установленном законом порядке непригодными для
проживания в них граждан.
В соответствии со ст. 91 ЖК РСФСР граждане выселяются из жилых домов
государственного и общественного жилищного фонда с предоставлением другого
благоустроенного жилого помещения, если:
1) дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу;
2) дом (жилое помещение) грозит обвалом;
3) дом (жилое помещение) подлежит переоборудованию в нежилой.
Предусмотренных законом оснований для расселения домов заявителей не
имеется.
Неубедительными являются и ссылки кассационных жалоб на то, что оспариваемые
пункты постановления и распоряжений Правительства, касающиеся создания Центра
временного размещения беженцев и вынужденных переселенцев на всей территории
микрорайона Востряково, а также переселения жителей из жилых домов по ул.
Матросова, не нарушают права заявителей. Создание Центра временного
размещения беженцев и вынужденных переселенцев связано с незаконным
переселением жителей из всех жилых домов данного микрорайона в связи с
нахождением их в санитарно-защитной зоне. При этом оснований для переселения
заявителей является по основанию признания непригодным для проживания не
отдельного жилого дома, в котором они проживают, а всех жилых домов
микрорайона в связи с нахождением их в неблагоприятных экологических
условиях, отсутствуют.
Решение суда является законным, оснований для его отмены по доводам
кассационных жалоб не имеется.
На основании п. 1 ст. 305, ст. 306, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по
гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,
определила:
решение Московского городского суда от 30 марта 2001 г. оставить без
изменения, кассационные жалобы Правительства г. Москвы и Комитета по делам
миграции Правительства г. Москвы — без удовлетворения.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация