23:30:44
11 апреля 2021 г.

РЕШЕНИЕ МОСКОВСКОГО ГОРОДСКОГО СУДА №3-81/2001 от 2001-02-23

О ПРИЗНАНИИ ЧАСТИЧНО НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМ РАСПОРЯЖЕНИЯ МЭРА МОСКВЫ ОТ 26.05.1994 N 252-РММОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 23 февраля 2001 года
Дело N 3-81/2001
(Извлечение)
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-81/2001 по иску
Прокуратуры г. Москвы о признании противоречащим федеральному законодательству
распоряжения Мэра г. Москвы N 252-РМ от 26.05.94,
установила:
Прокурор г. Москвы обратился в суд с заявлением о признании противоречащими
федеральному законодательству пунктов 3.1, 3.1.1, 3.2.3, 3.3.2 распоряжения
Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ «О дополнительных мерах по защите граждан от
противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении
жилых помещений».
Представитель Мэра города Москвы возражал против удовлетворения заявления.
Судебная коллегия, выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, с
учетом заключения прокурора, полагавшего удовлетворить заявление, находит
заявление обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа
местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также
нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и
нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или
юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Распоряжением Мэра г. Москвы N 252-РМ от 26.05.94 утвержден перечень граждан,
требующих защиты городских властей при приватизации и отчуждении ими жилой
площади (группа риска), к которым отнесены одинокие и одиноко проживающие
граждане (женщины, достигшие 55 лет, мужчины — 60 лет), нетрудоспособные лица
(инвалиды 1 и 2 групп), граждане, не достигшие совершеннолетнего возраста и
лица, признанные в судебном порядке недееспособными или ограниченно
дееспособными.
Вышеуказанные положения должны быть признаны недействительными и не
порождающими правовых последствий по следующим основаниям.
1. Пункт 3.1 распоряжения предусматривает, что регистрация прав на недвижимое
имущество и сделок с ним производится Департаментом муниципального жилья
Правительства Москвы.
Данное положение противоречит ст. 131 ГК РФ, согласно которой право
собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих
прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной
регистрации в едином государственном реестре учреждениями юстиции.
В силу ст. 8 Федерального закона от 30.11.94 N 52-ФЗ «О введении в действие
части первой Гражданского кодекса РФ» до введения в действие закона о
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним применяется
действующий порядок регистрации недвижимого имущества и сделок с ним.
21 июля 1997 года принят Федеральный закон N 122-ФЗ «О государственной
регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Данный Закон введен
в действие с 31 января 1998 года.
Согласно ст. 9 п. 1 Федерального закона «О государственной регистрации прав
на недвижимое имущество и сделок с ним» государственная регистрация прав на
недвижимое имущество и сделок с ним проводится учреждением юстиции по
государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с п. 2 ст. 33 указанного Закона создание системы учреждений
юстиции по регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним
осуществляется субъектами РФ поэтапно с учетом их условий и завершается к 1
января 2000 года.
Таким образом, в силу указанных норм п. 3.1 оспариваемого положения должен
быть признан противоречащим федеральному законодательству, недействительным и
не порождающим правовых последствий с 1 января 2000 года.
Пунктом 3.1.1 распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ Департаменту
муниципального жилья предписано производить регистрацию договоров передачи
квартир (комнат), а также договоров по отчуждению жилых помещений в случае
невозможности личной явки граждан для подписания заявления, договора передачи
по приватизации жилья и для регистрации договоров отчуждения жилой площади по
доверенностям с учетом мнения общественных комиссий, в состав которых должны
быть включены представители органов соцзащиты и окружного медицинского
управления.
——————————————————————
примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется ввиду
пункт 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации.
——————————————————————
В соответствии с п. 1 ст. 1 ГК РФ граждане (физические лица) приобретают и
осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они
свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в
определении любых не противоречащих законодательству условий договора. При
этом гражданские права могут быть ограничены только на основании федерального
закона.
Согласно ст. 18 ГК РФ в содержание правоспособности входит право граждан на
совершение любых сделок не противоречащих закону и участие в обязательствах.
В силу основных положений гражданского законодательства сделки могут
совершаться лично или через представителя. Согласно п. 4 ст. 182 ГК РФ не
допускается совершение через представителя сделки, которая по своему
характеру может быть совершена только лично, а равно других сделок, указанных
в законе.
Из положений части 2 Гражданского кодекса РФ сделки по отчуждению жилых
помещений могут совершаться через представителя.
Гражданское законодательство, а также Закон РФ от 04.07.91 «О приватизации
жилищного фонда в РФ» (с последующими изменениями и дополнениями) не содержат
положений, ограничивающих право граждан на свободное волеизъявление, в том
числе тех из них, кто отнесен указанным распоряжением к «группе риска»,
мнением общественных комиссий.
Оспариваемое распоряжение по существу ограничивает правоспособность и
дееспособность граждан, достигших пенсионного возраста, нетрудоспособных
граждан, что недопустимо в силу ст. 22 ГК РФ, согласно которой никто не может
быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и в
порядке, установленных законом, а также ограничивает права законных
представителей несовершеннолетних и лиц, признанных в судебном порядке
недееспособными, попечителей ограниченно дееспособных. Условием для
совершения сделок с недвижимостью законными представителями
несовершеннолетних и лиц, признанных в судебном порядке недееспособными,
попечителями ограниченно дееспособных является получение предварительного
согласия органов опеки и попечительства (п. 2 ст. 37, п. 4 ст. 292 ГК РФ).
Таким образом, п. 3.1.1 противоречит вышеуказанным нормам федерального
законодательства, т.к. устанавливает дополнительное ограничение при
совершении сделок с жильем лицами, отнесенными к «группе риска», должен быть
признан недействительным и не порождающим правовых последствий с момента
издания распоряжения, т.е. с 26 мая 1994 года.
Пункт 3.2.3 предписывает Главному управлению внутренних дел Москвы обеспечить
тщательное рассмотрение всех поступающих от граждан заявлений о их выписке за
пределы города в связи с отчуждением ранее занимаемой жилой площади,
приостанавливать выписку таких граждан без предоставления ими
соответствующего разрешения на прописку по новому месту жительства.
Согласно ст. 1 Закона РФ от 25.06.93 N 5242-1 «О праве граждан РФ на свободу
передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ» гражданин РФ
имеет право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в
пределах РФ. Ограничение данного права допускается только на основании
закона.
В соответствии со ст. 3 данного Закона граждане РФ обязаны регистрироваться
по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. При этом регистрация
или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием
реализации прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, законами РФ,
Конституциями и законами республик в составе РФ.
Статья 8 Закона РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места
пребывания и жительства в пределах РФ» содержит исчерпывающий перечень
оснований ограничения прав граждан РФ выбирать место пребывания и
жительства.
Кроме того, ни указанный Закон, ни Правила регистрации и снятия граждан РФ с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах
РФ, утвержденные постановлением Правительства РФ от 17.07.95 N 713, не
содержат такого понятия как «приостановление» регистрации.
Из оспариваемого пункта распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ
следует, что выписка граждан не может быть произведена без разрешения на
прописку по новому месту жительства. Однако в соответствии со ст. 7 Закона РФ
«О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и
жительства в пределах РФ» и п. 31 Правил регистрации и снятия граждан РФ с
регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах
РФ снятие граждан с регистрационного учета в случае изменения места
жительства граждан производится органами регистрационного учета на основании
заявления гражданина о регистрации по новому месту жительства. При этом
указанные органы не разрешают, как следует из пункта 3.2.3 распоряжения, а в
любом случае регистрируют гражданина по новому месту жительства, т.к.
согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 02.02.98 N 4-П регистрация
является лишь предусмотренным федеральным законом способом учета граждан в
пределах Российской Федерации и носит уведомительный характер.
Следует также отметить, что правовой институт, как «прописка» и «выписка», в
настоящее время не применяется.
——————————————————————
примечание.
В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется ввиду
пункт 3.2.3 распоряжения Мэра Москвы от 26.05.1994 N 252-РМ.
——————————————————————
Таким образом п. 3.2.5;3 следует признать противоречащим федеральному
законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий со
дня издания распоряжения, т.е. с 26 мая 1994 года.
Пункт 3.3.2 обязывает Управление юстиции Москвы и Московскую городскую
нотариальную палату обеспечивать удостоверение сделок при отчуждении жилых
помещений, затрагивающих интересы несовершеннолетних и граждан, отнесенных к
«группе риска» только с согласия органов опеки и попечительства, а также
органов соцзащиты. Таким образом, данное положение предусматривает наличие
согласия органов опеки и попечительства и соцзащиты дееспособных одиноких и
одиноко проживающих граждан (женщин, достигших 55 лет, мужчин — 60 лет) и
нетрудоспособных лиц (инвалидов 1 и 2 групп), тем самым ограничивая указанных
граждан в право- и дееспособности, что противоречит ст. 22 ГК РФ аналогичная
норма содержалась и в ГК РСФСР 1964 г. — ст. 12).
Следовательно, данный пункт оспариваемого распоряжения должен быть признан
противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не
порождающим правовых последствий со дня его издания, т.е. с 26 мая 1994
года.
Руководствуясь ст. 191-197 ГПК РСФСР, судебная коллегия
решила:
Заявление Прокурора г. Москвы о признании противоречащим федеральному
законодательству распоряжения Мэра г. Москвы N 252-РМ от 26.05.94 —
удовлетворить.
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействительным и не
порождающим правовых последствий с 1 января 2000 года п. 3.1 распоряжения Мэра
Москвы от 26.05.94 N 252-РМ «О дополнительных мерах по защите граждан от
противоправных действий преступных сообществ при приватизации и отчуждении
жилых помещений».
Признать противоречащими федеральному законодательству, недействительными и
не порождающими правовых последствий с 26 мая 1994 года пункты 3.1.1, 3.2.3,
3.3.2 распоряжения Мэра Москвы от 26.05.94 N 252-РМ «О дополнительных мерах
по защите граждан от противоправных действий преступных сообществ при
приватизации и отчуждении жилых помещений».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение
10 дней.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация