ПИСЬМО УПРАВЛЕНИЯ МНС РФ ПО Г. МОСКВЕ №03-12/34620 от 2000-08-03
О БУХГАЛТЕРСКОМ УЧЕТЕВопрос: Правомерно ли отнесение на себестоимость продукции (работ, услуг)
затрат по найму жилого помещения при командировках сотрудников компании за
рубеж на основании выдаваемых туристическим агентством счетов — фактур и
ваучеров?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 3 августа 2000 г. N 03-12/34620
В соответствии с подпунктом «и» пункта 2 Положения о составе затрат по
производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в
себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых
результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденного
постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 N 552 (с учетом
изменений и дополнений), в себестоимость продукции включаются фактические
затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, включая
расходы по оформлению заграничных паспортов и других выездных документов.
Основным документом, регулирующим порядок направления работника в
командировку за пределы Российской Федерации и расчетов по командировкам,
являются Правила об условиях труда советских работников за границей,
утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 25.12.74 N 365.
В соответствии с пунктами 71, 72, 74 вышеуказанных Правил командированному за
рубеж работнику возмещаются следующие расходы: по проезду (в том числе по
проезду на вокзал, в аэропорт, на пристань, а также с вокзала, из аэропорта,
с пристани), провозу багажа (до 30 кг); по найму жилого помещения; на
получение заграничного паспорта и виз, за прописку паспорта; комиссионные,
удержанные при обмене чека в банке на иностранную валюту; суточные.
При этом вышеуказанные расходы возмещаются работникам только при условии их
документального подтверждения (счетами, квитанциями, проездными билетами и
т.д.). Не требуют подтверждения только расходы, связанные с получением
загранпаспортов и виз, а также с пропиской паспорта.
Согласно Федеральному закону от 21.11.96 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»
(далее — Закон) все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны
оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными
учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 Закона первичные учетные документы
принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащейся в альбомах
унифицированных форм первичной учетной документации, а документы, форма
которых не предусмотрена в этих альбомах, должны содержать следующие
обязательные реквизиты: а) наименование документа; б) дату составления
документа; в) наименование организации, от имени которой составлен документ;
г) содержание хозяйственной операции; д) измерители хозяйственной операции в
натуральном и денежном выражении; е) наименование должностей лиц,
ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее
оформления; ж) личные подписи указанных лиц.
Документы, которыми оформляются хозяйственные операции с денежными
средствами, подписываются руководителем организации и главным бухгалтером или
уполномоченными ими на то лицами.
Таким образом, в случае если форма ваучера, выданного туристическим
агентством, отвечает вышеуказанным требованиям по оформлению принимаемых к
учету документов, он может быть рассмотрен в качестве подтверждения расходов
организации по найму жилого помещения для размещения командированного
работника.
Заместитель
руководителя Управления
МНС России по г. Москве
Ю.А. Мавашев