Сага о счетчиках
Жилищно-коммунальные расходы – эта тема в последние месяцы стала одной из центральных в нашей общественной жизни. Понятно, почему: ежегодный рост цен на этот раз, кажется, побил все рекорды – почти 25%! Многочисленные требования снизить их (в том числе идущие из самых высоких сфер власти) никаких существенных изменений не принесли.
Совет один: ставьте счетчики, платите по фактическим расходам. Но бывают странные ситуации, когда эти приборы не только не экономят деньги, но даже грабят нас.
Когда рыдает трубка
Рассказала знакомая журналистка – так что за точность ручаюсь. Тем более что произошло это не только с ней, но и еще с десятками (если не сотнями!) жителей района. Пока не называю его – обстоятельства выясняются. Пока лишь скажем – район новый, сплошь новостройки.
Трехкомнатная квартира, не так дорого, тихое место, приятный вид из окна – что еще надо? А тут еще ежемесячные расходы нормальные, по зарплате, хоть и поднимались, но по-божески – не выше трех тысяч, даже после последней январской радости и сумасшедшей нынешней зимы. Но вот беда: знакомая – человек творческий, рассеянный, так вышло, что за февраль потеряла квиток, пришла в ЕИРЦ, повинилась, попросила дубликат. То ли так сошлось, то ли за все надо платить – в данном случае за рассеянность, но именно этот приход преподнес ей сюрприз в виде новой квитанции: там стояла какая-то несусветная цифра – 17 тыс.! Да еще с какими-то сотнями. Она посмотрела на нее и улыбнулась. До первого апреля еще было далеко, но, наверное, скучная контора время от времени позволяла себе розыгрыши. Понимаем.
– Вы знаете, я живу в самой обычной квартире – без бассейна и даже без сауны. Может, такие у олигархов. Но с ними даже не знакома,?– самым серьезным тоном сказала она, не сомневаясь, что у бухгалтера тоже есть чувство юмора.
Но та только нахмурилась – судя по всему, это был не первый подобный разговор. Чего это они все такие веселые? Сейчас поставим на место.
– Забудьте о прежней квитанции. Там ошибка. У вас ведь есть счетчик, да? Так вот, показания были ошибочны. В ДЕЗе уточнили и выписали новый счет. Все вопросы к ним.
Вот те раз. Но прежде чем отправиться в дирекцию, решила проверить сама, благо делов-то пустяки – посмотреть показания. Прежние расходы помнила – 3–4 куба в месяц. Не могли же они увеличиться стократ! Разве что какая-то пожарная команда подключилась к ее трубам… Но нет, счетчик был на ее стороне – знакомые три куба. Ничего не понимая, пошла в дирекцию.
– Как же вы мне надоели, – встретила ее техник-смотритель. – Я сама живу в этом районе, у меня такие же проблемы. Тоже пришел такой же невероятный счет. Вы со мной хотите спорить? А мне с кем? Сняла с книжки все деньги, и тут же отключила счетчик от автоматизированной системы. А заодно вообще заклеила скотчем крышку. Не нужен он мне. Вдруг и на следующий месяц придет такая сумма? Теперь плачу по тарифам. Что и вам советую.
В это время ей кто-то позвонил. Моей знакомой показалось, что из трубки послышались рыдания.
Интим для бабушки
По сути – все ясно. Показания прибора снимали не сами жильцы, те поступали в некий районный компьютерный центр, там подсчитывался и расход, и цена. Ничья рука в расчеты не вмешивалась, все делалось в автоматизированном режиме, так что претензии и в самом деле предъявлять некому. Вором был компьютер, но у него нервы железные (или титановые – кто знает?), не переспоришь, не докажешь. Единственное, что остается – техник была права – спрятаться от него и забыть как страшный сон.
Моя знакомая еще не закончила рассказ, как я вспомнила похожую ситуацию – шести-семилетней давности. Ее героиней была одна пенсионерка, она тоже как-то получила невероятный счет, правда из другого ведомства?– телефонной станции. Вынула квитанцию из почтового ящика и чуть не села на лестницу. Там стояло: сорок пять тысяч руб.
Первая мысль, понятно, была такая: кто-то наговорил по межгороду, а счет прислали ей. Но у нее и родственников в других городах нет! Пошла на телефонный узел, а в ответ услышала: «Нет, это не межгород, это услуги…» И тут сказала слово, от которого морщинистое лицо старушки залилось алой краской.
– Девушка, да вы хоть посмотрите на меня, в моем-то возрасте… – только и смогла выговорить она.
Но та не подняла головы.
– Данные нам выдал компьютер. Может, вы и не звонили. Но телефон ваш. Ничего не знаем.
Ситуация, в которую попала старушка, тогда была не нова. Время от времени москвичи получали счета за телефонные разговоры, о которых ведать не ведали. Понятно, о чем речь шла речь: об интимном обслуживании по телефону, которое иногда именовали «разговорами только для взрослых».
Сын старой женщины решил распутать историю и обратился к юристу. Совет, который тот дал, пригоден и для нашего времени: счет придется оплатить, равнодушная телефонистка, увы, была права, никому ничего не докажешь. Но сразу после того, как внесете деньги, подавайте в суд на телефонный узел. И подсказал, как написать исковое заявление.
Короче, суд старушка выиграла. Он принял во внимание возраст истицы, приобщил добрые характеристики соседей (как будто они были нужны!), отмел напрочь чужое подключение, и в результате счел пенсионерку потерпевшей стороной, обязав телефонную станцию вернуть ей деньги.
Вот эту историю я и поведала рассеянной журналистке. Можно, конечно, предположить, что к ней приехали гости, и в ее отсутствие принимали ванну по десять раз на дню. Но получается, что такие же бессовестные родственники побывали еще у сотни семей? В общем, только суд, исходя из здравого смысла и предыдущих плат, мог восстановить истину. Обратиться туда я и посоветовала ей. Воспользуется или нет этой рекомендацией, не знаю. А что делать? Или раскошеливайся, или плачь в трубку. Другого выхода нет.
Тепловая вертикаль
А теперь – дабы не кинуть тень сомнения в целом на водосчетчики и не ввести в соблазн читателей заклеить скотчем крышку – мне хочется выступить все же в их защиту. Тем более что основания для этого, к сожалению, есть. Общедомовые приборы стоят почти во всех домах, квартирные – меньше чем у 10% москвичей. Зачем, кстати, приборы на дом? Кто ими пользуется? До сих пор для меня загадка. Я могу, конечно, закрывать кран, когда чищу зубы, но зачем, если сосед, чтобы охладить бутылку пива, наливает ванну? Что же касается квартирных – даже без всякой экономии, только по факту установки, они дают выгоду. Тарифы рассчитаны на 40–50 ведер воды человека в день, кто ж столько выпивает? Или выливает? Говорят – лестницы моют. В моем подъезде – раз в месяц. Это что – расход? Цифры явно взяты с потолка. Основная причина: дорога установка, четыре тысячи рублей, а то и больше. Но ведь окупаются уже через три-четыре месяца! Потом – сплошная экономия. Для убедительности приведу собственный пример (хотя цифры экономии называть не буду, они ничего не скажут, все зависит от количества жильцов) – плачу за коммунальные услуги раза в полтора меньше. Разница по нынешним резвым временам – в смысле цен на жилищно-коммунальные услуги – весьма ощутимая.
Полагаю, не надо ждать милостей от кого-то, позаботиться самим. Адреса фирм вам обязаны предоставить в ГУ ИСе или районной управе. А то – если чувствуете в себе талант слесаря – врезайте сами, тоже не бином Ньютона. Важно только, чтобы прибор был внесен в государственный реестр.
Что дальше? Никаких компьютеров! Вы платите, вы и диктуете, что для вас лучше. Снимайте показания сами и передавайте по телефону в ЕИРЦ. Проблем возникнуть не должно, там обязаны принять. Со временем, возможно, наладится и другая связь: по Интернету или с помощью эсэмэсок. В ТСЖ и ЖСК совсем просто – там свой бухгалтер, надо только договориться в правлении, когда приходить. Правда, приготовьтесь к тому, что время от времени вас будут проверять, хотя лично я считаю это ненужным: разве все мы не законопослушные люди?
Выгодно – слов нет. Но ведь могли бы сэкономить еще больше! Посмотрела свою квитанцию за март. Из почти трех тысяч чуть ли не полторы – за отопление. Понятно: начало весны было холодным. Но вот какая там оговорка: «по общедомовым приборам». Оттого и сумма большая. Квартирных-то теплосчетчиков нет. Были бы – следили за калориями, регулировали нагрев батарей, платили меньше.
Почему в других странах есть, а у нас нет? Говорят: старая однотрубная разводка, пресловутый вертикальный стояк, который проходит через все этажи. Если бы обеспечили индивидуальный вход в каждую квартиру, тогда и счетчики бы появились. Неубедительно. Во-первых, есть уже разработки, как и при такой схеме поставить приборы учета, а во-вторых, в новых-то домах уже новая система подачи тепла, там-то что мешает установить приборы? Ответ есть, но не скажу. Такие счетчики выгодны не только нам, жильцам, но и бюджету. Он ведь тоже заинтересован в экономии. Будь счетчики – люди не оставляли бы худыми рамы, утепляли бы двери, и уж, конечно, не выступали с протестами, когда при капремонте предлагали поставить наружные теплозащитные панели. Были и такие случаи. Не нужны, мол, они нам, вдруг загорятся? Ерунда это, конечно, пожарная безопасность панелей абсолютно надежная. Просто мы не знаем, сколько тратим, а значит, за что платим. А потому совершенно безразличны к теплопотерям.