Виртуальный технопарк на облаке вычислений
Опыт реализации проектов «Электронный округ» и «Электронный район Жулебино» в Центральном и Юго-Восточном округах одобрило правительство Москвы на своем заседании 6 апреля.
«Это лучшие наши достижения в этом направлении», – подчеркнул мэр Москвы Юрий Лужков. Однако обсуждение проектов применения информационных технологий на уровне округа и района вылилось в более глобальный разговор – об электронном будущем всей столицы.
Информационные технологии прочно входят в нашу жизнь. Они существенно улучшают управляемость территориями, отметил префект Центрального округа Алексей Александров. В префектуре ЦАО создан ситуационный центр, который дает объективную информацию по округу в режиме реального времени. На ее основе можно быстро и четко принять верные управленческие решения. Электронное пространство облегчает процесс общения жителей с чиновниками, получения различных государственных услуг.
Префект представил проект виртуального технопарка, существующего в Интернете. Предприятиям – участникам такого проекта надо только зарегистрироваться в системе, получить в свое распоряжение виртуальный офис, создать виртуальную выставку, после чего заключать реальные договоры и зарабатывать реальные деньги. Не надо платить аренду, тратиться на транспортные и рекламные расходы. Сейчас в проекте задействовано 40 предприятий, к концу года их будет более 100.
Центральный округ предложил создать на своей базе центр компетенции, который будет заниматься сбором, демонстрацией лучшего опыта в сфере информационных технологий, а также унификацией и созданием типовых решений городской целевой программы «Электронная Москва» под руководством управления информатизации мэрии.
Проект «Цифровой район Жулебино», по словам префекта ЮВАО Владимира Зотова, примечателен многими новациями, но прежде всего тем, что реализован при минимальных вложениях государства – 50 млн рублей было потрачено на создание мультисервисной сети жилищного фонда и только. Цифровые технологии – область, весьма привлекательная для бизнеса, а потому в дальнейшем информатизацию можно строить на основе частно-государственного партнерства.
Для жителей компактного нового микрорайона с почти 70-тысячным населением были внедрены информационные технологии в самые разные сферы жизни, включая строительство и ЖКХ, образование и здравоохранение, потребительский рынок и бытовое обслуживание.
Главная новинка – мультисервисная сеть жилищного фонда. Это современная автоматизированная коммуникационная система управления процессом передачи цифровых данных, в основе которой лежит оптоволоконная сеть – почти 20 тыс. км. Она охватывает 143 из 150 жилых домов Жулебино и является основой работы систем диспетчеризации, безопасности и экстренной связи района. Сеть имеет громадную пропускную способность, но пока ее возможности используются не более чем на 5% – резервы впечатляющие.
Вторая визитная карточка проекта – «умный дом», где с помощью современных цифровых технологий можно экономить до 30% тепла. Только за три месяца нынешнего года суммарная экономия по одному дому составила 65 800 рублей.
Префект Зеленограда Анатолий Смирнов заострил внимание на том, что большую популярность в мире приобретают так называемые облачные сервисы – предоставление конечным пользователям удаленного доступа к вычислительным ресурсам и предложениям с помощью мощных глобальных центров по обработке данных. Каждая префектура не должна создавать свои программно-аппаратные комплексы – это дополнительные время и деньги. Преимущества облачных вычислений очевидны – не надо вкладываться в инфраструктуру, платить приходится только за предоставляемые услуги – по аналогии с оплатой за жилищно-коммунальные услуги. Программы внедрения облачных технологий приняты в Евросоюзе, США, Японии, скоро они изменят подход к информационным технологиям и в нашей стране. На территории особой экономической зоны Зеленограда компания «ЦИСКО» уже проектирует и будет строить самый крупный в России дата-центр площадью более 13 тыс. кв. метров.
Первый заместитель мэра в правительстве Москвы Юрий Росляк поддержал идею создания центра компетенции на базе ЦАО, заметив, что по целому ряду проектов надо переходить на типовые решения. Важно с уровня района, муниципального образования, округа выстроить нормальную логическую связь со всеми городскими информационными ресурсами и другими базами данных по обслуживанию населения. Нужна также интеграция всех систем, которые сегодня разрабатываются на уровне районов и округов. Их потенциал можно использовать для решения разных, в том числе – коммерческих задач по оказанию услуг населению.