Сибирский цирюльник, который в основном стриг купюры
Жила-была дружная московская семья Н. Папа, мама и дочка. Дочка подросла и вышла замуж. И семья решила разъехаться. За помощью обратились в риэлторское агентство. «Операция» прошла удачно: дочка с мужем поехали в двухкомнатные апартаменты, пожилая родительская чета – в Чертаново, где их ждала большая однокомнатная квартира с балконом на первом этаже. Обе семьи отпраздновали новоселье и начали обустраивать гнезда. Но недели через две в чертановскую квартиру заявился непрошеный гость.Облик посетителя не внушал сомнений: алкоголик. «Кто вы?» – задал дикий вопрос пьяный визитер.
«Мы здесь живем, – опешили новые владельцы квартиры. – Это квартира наша». «Ни фига, эта хата моя! Я здесь много лет жил с матерью», – понес вздор гость. Правда, ни паспорта, ни документов на квартиру у него не оказалось.
Пожилые люди вызвали милицию, и наряд увез пьяного. Затем Н. отправились к директору фирмы, которая занималась разменом их прежней квартиры. И вот что выяснилось.
Две странности
Агент фирмы долго искал квартиру пожилой чете. Наконец попалось то, что надо. Правда, было несколько странно, что продавал квартиру немосквич. Назовем его Алик. Оказалось, он тоже имеет дело с недвижимостью. То есть выкупает квартиры, делает ремонт и продает дороже. В принципе, нормальный бизнес. Все документы в порядке. Бывшие хозяева выписаны и прописаны по новым адресам.
Фирма покупает чертановскую квартиру для Н. И тут обнаруживается еще одна небольшая странность: сваленные в углу вещи. Но Алик объяснил, что этот хлам просто не помещался в новом жилище старых хозяев (они переехали в комнату). Можно выбросить. Так Н. и сделали. А потом появился хозяин этих вещей…
…Директор риэлторской фирмы немедленно отправился в то самое отделение милиции, куда увезли пьяного. Оказалось, что тот устроил милиционерам концерт: кричал, что его обманули, кинули, отобрали квартиру, и он хочет написать заявление. Пока же его отправили проспаться. Наконец молодой человек (пусть он будет Федором) проспался. И рассказал свою историю.
Ангел из Сибири
Жили они вдвоем с мамой в Чертанове в однокомнатной квартире. Оба выпивали. Денег, естественно, вечно не хватало. Перебивались с хлеба на воду. И вот года три назад у них появился «добрый ангел». Алик приехал покорять столицу из Сибири. Поначалу ему жить было негде, и добрые пьянчуги приютили сибиряка у себя. Он давал им денег «на бутылку», платил за квартиру.
Вскоре Алик снял себе другой угол неподалеку от них, но навещать не забывал. Как, впрочем, и угощать: однажды, сидя за хорошо накрытым столом, начал уговаривать изменить их жизнь. Живете, мол, вместе и мучаетесь, как напьетесь, так ругаетесь, а то и деретесь. Не лучше ли вам разъехаться? А жилье можно найти недалеко друг от друга. Матери – комнату, сыну – отдельную квартиру! Чудеса, да и только.
Комната для матери нашлась быстро. Алик купил ее на свои деньги. Теперь надо заняться Федором. Старая квартира не была приватизирована. Алик приватизирует ее на Федю, и везет показывать ему новое жилище, которое обещает купить. Квартира, действительно, находится недалеко от материнского жилья. И даже с мебелью, живи хоть сейчас.
Следующий шаг – сбор документов на продажу прежней квартиры. Алик с Федором обходят РЭУ, милицию, БТИ. Того везде знают как злостного неплательщика, быстро оформляют документы в надежде на то, что Федор побыстрее отправится восвояси. Наконец, все документы собраны. Но для того, чтобы продать квартиру, надо из нее выписаться. И пока прописаться в комнату к матери.
А чтобы пьяницы были сговорчивее, Алик им устраивает три вечера гулянки. Мать дала согласие на временную прописку сына, и колесо завертелось.
Двойник
Пока пьяницы предавались алкоголическим радостям, Алик спешно подбирал человека, похожего на Федора, чтобы идти к нотариусу. Это не составляло особого труда: все алкаши похожи друг на друга, как родные братья: заплывшие глаза, распухшие черты лица, характерные синяки под глазами.
Алик сводил двойника с документами Федора к нотариусу и тот, удостоверившись в дееспособности продавца, благополучно подписал договор.
Что это был за договор? Согласно ему, квартира «продавалась» Алику, который сразу же пустил ее в оборот. Так эта квартира попала и в поле зрения фирмы, в которую обратились уже знакомые нам Н.
Стресс – верное средство от алкоголизма
Директор фирмы и оперативник обошли все инстанции, по которым ходили Алик с Федором. Заглянули и к нотариусу. Чиновники и нотариус подтвердили: да, эти люди приходили. Но протрезвевший Федор бубнил свое: не ходил к нотариусу, и все тут! Оперативник отнесся к этой информации скептически – алкоголики частенько пропивают вырученные деньги, а потом ходят по судам, требуя возврата жилища.
А директор фирмы Федору поверил, более того, взял документы, образцы почерка обманутого и повез их на графологическую экспертизу. Причем, негласную. Оказывается, если официально подтверждается, что подпись в договоре фальшивая, то автоматически будет возбуждено уголовное дело о мошенничестве и подделке документов. Естественно, при таком раскладе пострадают те, кто сейчас проживает в этой квартире. Тем не менее, руководителю нужно было узнать, кто же все-таки мошенник.
Экспертиза подтвердила очень большую вероятность фальсификации подписи. Директору стало ясно, что предприимчивый Алик всех обманул.
И фирме пришлось раскошелиться
– И чем глубже мы вникали в эту аферу, – говорит генеральный директор агентства недвижимости «ДЕРЖАВА» Антон Голышев, – тем яснее нам становилось, что Алик всех обвел вокруг пальца. Но что же нам делать?
Если мы заявляем о факте мошенничества, то возбуждается уголовное дело, на квартиру накладывается арест. Затем ищут мошенника, который и должен вернуть Федору деньги. То есть ту сумму, которая указана в договоре. А она взята из справки БТИ.
А что тогда произойдет с нашими клиентами – семьей Н.? Они окажутся на улице, без денег и квартиры. Конечно, фирме можно было от всего «откреститься», ведь мы действительно не виноваты! Документы были в порядке, нотариус удостоверял сделку, проверял дееспособность клиентов.
Естественно, что в любом суде мы бы доказали свою правоту. Но любой суд – пятно на репутации фирмы. Вместе с менеджером и агентом, которые занимались покупкой чертановской квартиры, мы решили купить Федору небольшую комнату. Тот, правда, начал было возмущаться, но, узнав, что ему придется нанимать дорогого адвоката, платить пошлину, какое-то время жить у мамы, – согласился. А чета Н., купившая квартиру алкоголиков, спокойно жила в ней, ничего не подозревая о нависающих тучах. Так должно быть всегда. Клиенты страдать не должны.
История эта случилась много лет назад. Но ведь она может повториться. Недавно к нам пришел человек продавать квартиру по доверенности, которая заверена нотариусом в Белгороде. Вроде хозяин живет там и работает, доверяет продать свою московскую квартиру. Мы позвонили в Белгород и выяснили – там такого нотариуса нет.
Мошенники очень изобретательны. Если им удается иной раз провести фирму, то «простого смертного» они уболтают без проблем. Поэтому всегда консультируйтесь со специалистами. После отмены лицензирования на рынке появится масса фирм-однодневок и каждая из них в мутной воде будет искать свою золотую рыбку.