13:39:53
16 ноября 2024 г.

«В небеса шарахаем железобетон», что, оказывается, себе дороже

Кто станет оспаривать, что за последние годы наши города заметно похорошели: разве сравнить прежние микрорайоны с их серыми, плоскими фасадами домов с нынешними новостройками, где возводятся здания, многие из которых поистине «с лица необщим выраженьем». Конечно, мы еще недостаточно строим, о чем свидетельствуют долгие очереди к заветным квартирам, и качество сдаваемого жилья традиционно оставляет желать лучшего. Но только ли к этому сводятся проблемы отечественного домостроения? Каким хотелось бы видеть наше жилье в не очень далеком будущем? Вот что думает об этом профессор Московского архитектурного института Вячеслав ГЛАЗЫЧЕВ.

Прыжок в неизвестность
Неожиданный прыжок от жестких строительных норм и правил (СНиПов) к относительно свободному проектированию был для архитекторов-жилищников затяжным, и предшествовало ему долгое свободное падение – в неведомое. Легко вообразить, какую растерянность испытали те из них, кто сам живал в тесных выгородках коммуналок, вынеся из их стен представления о привычном, а потому «нормальном» образе жизни советского человека. Эти обуженные представления большинство из архитекторов и воплощали в своих проектах, тем более что те были подкреплены столь же обуженными СНиПами. Если вам предписывалось спланировать прихожую длиной 1,2 м, соблюсти предельно заниженный коэффициент жилой и общей площади, то в этих рамках и сам Леонардо да Винчи ничего бы не смог предложить. И подобный отрицательный опыт нарабатывался десятилетиями авторами коммунпроектов в разных советских, а после российских городах. И как вживание в свободу, так и освоение свободного проектирования потребовало от профессионалов совершенно другого опыта, который тоже накапливается многими годами. И вот только теперь, когда тысячи архитекторов и дизайнеров поработали, создавая проекты квартир «под конкретного клиента», каждый раз соотнося кубатуру с образом жизни не абстрактного квартиросъемщика, а вполне определенного заказчика с его индивидуальными запросами, можно сказать, что такой опыт стал набирать силу.
И выясняется, что квартирная площадь, необходимая для жизни, отнюдь не сводится к количеству квадратных метров, и выложенная за них крупная сумма – еще не залог будущего комфорта. Это прежде существовало такое «парадное» определение – «дома улучшенной планировки». «Улучшение» же в целом и сводилось к увеличенному метражу. И по-прежнему искусство архитектора и в более просторных стенах, по сути, оставалось невостребованным.
Мера представления о том, как следует обустроить быт, у нашего человека была «протянута по шнурку». Добытая за две цены финская или немецкая «стенка» примыкала к стене, позднее, в перестроечную пору, появились раздвижные шкафы, белые или зеркальные, которые «лепились» к торцевой стене. И этим, в основном, наши возможности исчерпывались. Теперь, когда выбор мебели несоизмеримо вырос, обнаружилось, что сам жилец без совета профессионала уже не может обойтись – отсюда и возросший спрос на работу дизайнера, которая, конечно, не ограничивается только выбором и расстановкой новой мебели.
А поскольку «новые песни придумала жизнь», то оказалось, что при планировке квартир следует считаться со стилем жизни их владельцев. Есть, что называется, открытые дома, где всегда тьма гостей, и населяют их не «гуляки праздные», а люди творчества, люди публичные, для кого живое общение и вне официальных стен – часть их повседневного бытия. В их квартирах необходимо планировать или очень большую гостиную, или особо выделять столовую, отличающуюся от обычной площади, предназначенной «для приема пищи».
Зато для человека, ведущего замкнутый образ жизни, такая планировка вовсе некстати. И единую схему, как это было прежде, заложить на все случаи жизни невозможно. Схема, принятая ныне, по которой квартира «подстраивается» под человека со всеми особенностями его быта и бытия, абсолютно верна: вы покупаете «коробку», метраж, и в этом метраже обустраиваете свой мир. Вот в чем преимущества свободной планировки.
Однако и она не всегда предоставляет ту «безбрежную» свободу творчества, на какую рассчитывает архитектор, принимая в работу «пустую коробку». Казалось бы, почти нет несущих столбов, монолитных перекрытий – делай все, что подсказывает тебе творческая фантазия. Но в процессе планировки уже выношенного проекта квартиры выясняется: несущий столб так режет пространство гостиной, что в нее и стол не впишется. Впрочем, виноват не столб, а все то же отсутствие опыта у архитектора, не умеющего работать с живым меняющимся пространством и неожиданно для себя обнаружившего, что проектирование «вокруг столба» — это особое искусство. Как, впрочем, и проектирование самого прозаического помещения в квартире – санузла. Выкраивался он по самому минимуму: ванна укороченная – 70 см, а то и сидячая. А если санузел совмещенный, то рядом втискивался унитаз. Экое неудобство! Потом согласились, что такое соседство – плод рационального решения, но… при условии, что в квартире существует второй, гостевой санузел. А уж понятие «ванная комната» в представлении проектировщиков не столь и давних лет – нечто противоположное тому, чем она должна быть: вместо комнаты – узкий, в длину ванной, пенал. Мы и забыли, что для нее необходима просторная площадь, особым образом обставленная, с большим зеркалом и – что уж вовсе невообразимо при современной отечественной архитектуре – естественное освещение. Даже в элитных, очень дорогих домах я его не встречал. А ведь без окна комната, по сути, не существует, а служит лишь своего рода отсеком. Еще более мог бы оживить обстановку ванной комнаты потолочный свет, когда сквозь стекло видятся зелень, облака…
Все изменилось в жизни нашего соотечественника. Если раньше почти каждый представитель мужской части населения имел две пары брюк и один пиджак да свитер как избыточный предмет личного гардероба, то ныне все мы, включая сюда, разумеется, и женскую половину, обрастаем вещами, при этом не волнуясь, что нас обвинят в «вещизме».И получается, что сегодня гардеробная – это в квартире самая нужная комната.
Конечно, к приходу гостей можно спешно рассовать по скрытым от глаз местам «поработившие» нас вещи, но после они снова выползут на поверхность. Пока же, к сожалению, гардеробная комната – принадлежность только самых дорогих, элитных квартир. Хотя эти «мелочи» – предмет не столько экономических, сколько сугубо профессиональных забот проектировщика, которого «этому не учили».

Продолжение следует

Эмилий Архитектор

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация