23:30:44
11 апреля 2021 г.

Перейти из минора в мажор

РазноеБыло: Год семьи, Год равных возможностей… Нынешний – объявлен Годом бездомного человека. Однако не ищите это название в официальных документах, его дали различные организации – научные, общественные, религиозные, обеспокоенные судьбой таких людей. Насколько остра проблема? Что делается в Москве для этой категории граждан?

Краткость – сестра таланта

Сначала две истории. Сергей В., программист из Томска, его пригласила в Москву одна солидная фирма. Думал накопить денег, приобрести квартиру. Временно снимал жилье. Но вот – кризис, потерял работу. Жену и сына отправил к родным, сам снял угол в общаге. Надеялся выкарабкаться. Однако единственное место, которое смог найти, – расклейщик рекламы. Не хватило и на комнату… Надежды не теряет, но пока ночует где придется.

Николай К., когда-то неплохой комедийный актер, известен был и как спортсмен – занимал места в городских соревнованиях по боксу. Каким-то образом на него вышла братва, занимающаяся похищением людей… В кино видел, как это делается, в жизни – нет, решил понаблюдать. Но в тот же вечер группу задержали, бандиты выкрутились, свалив все на артиста. Получил семь лет. Вернулся в Москву больным, немощным человеком. За это время жена развелась с ним, а он решил не судиться за площадь. Жить стало негде. Поет в переходах метро.

Когда-то таких людей называли бичами. Еще раньше – гопниками. Пришло словечко из 1920-х, когда улицы кишели беспризорниками. Тогда их собирали в городских общежитиях пролетариата (сокращенно ГОП). А привычное ныне «бомж» появилось с начала 1990-х и взято из милицейских протоколов: чтобы не писать долго – без определенного места жительства – придумали сокращение.

В наше время изменился не только термин, другим стал социальный статус этих людей: из преступников они превратились просто в изгоев общества. Ведь до 1991-го в Уголовном кодексе СССР существовала статья 209 – бродяжничество. Теперь же «бездомные граждане» – просто юридический статус. Тревожно другое: их становится все больше! О бомжах уже говорят как о социальном явлении.

А началось с того, что предоставление жилья перестало быть обязанностью государства. Нет, право на жилище у гражданина осталось, он может рассчитывать на помощь при его покупке или даже бесплатное получение – об этом говорит статья 40 Конституции РФ. Но государственная обязанность в его предоставлении испарилась. Никакого обязательства насчет того, чтобы у человека непременно была крыша над головой. Это уже не забота государства. Так – во всем мире. Существует даже статистика: число бездомных в каждой стране (городе) составляет примерно 0,2–0,3 процента населения.

Пришли к этой цифре и мы. В Москве, по примерным подсчетам, до десяти тысяч людей, оставшихся без квартиры. Впрочем, называют и более впечатляющую цифру – проверить трудно.

Разведенные рыцари

Если говорить о причинах утраты жилья, то на первом месте – судимость. Раньше (по советским законам) осужденные автоматически выписывались из квартиры. Последующая прописка носила разрешительный характер – могли дать, могли – нет. При этом если человек до тюрьмы жил один, то площадь просто отнималась. Наказывали, получается, дважды.

Только в 1995 году Конституционный суд отменил это положение. Но далее вступили в силу другие законы – собственности. Вот когда сказалась приватизация! Если семья в отсутствие сидельца приватизировала квартиру либо совершила какую-либо сделку с ней, она могла и не принять бывшего своего члена. Каким бы близким он ни был…

Второе место занимают граждане, пострадавшие от квартирных мошенников. Пик афер пришелся на 1995–1996 годы. Расхожая схема: человек хотел поменять площадь на меньшую, чтобы получить разницу в деньгах. Риелтор обещал провернуть все в мгновение ока, только просил доверенность… Денег человек так и не видел, а «квартирой» оказывалась развалюха в деревне.

И наконец, третье место – семейные истории. К примеру, взрослые дети решили выставить за порог престарелых папу-маму. Или – развод. Чаще дети остаются с матерью. А что делать бывшему мужу? Вместе жить нельзя, и тогда он уходит… в никуда. Вот и говори после этого, что среди нынешних мужиков нет рыцарей! По статистике, среди бездомных 85 процентов мужчин, и четверть из них – разведенные рыцари.

Как это ни удивительно, бомжами становятся некогда респектабельные офисные работники. Известен пример директора одной небольшой фирмы. На работе и в голову никому не могло прийти, что их начальник обретается в общагах и ночлежках. Случилось так: ему надо было срочно вложить некую сумму в дело. Он продал квартиру, не сомневаясь – месяц поживет у приятеля, потом купит новую. Нужно ли говорить, что было дальше? Ни квартиры, ни денег.

У Трех Вокзалов, далее – везде

Площадь Трех Вокзалов да еще Курский вокзал – центровые места тех, у кого нет крыши над головой. Время от времени здесь появляются люди с красными повязками – социальный патруль (новая вариация на тему «дружинники»). Социальные работники, сотрудники Департамента соцзащиты, студенты вузов. Каждый день – десяток автобусов, а там еда, одежда. Предлагают довезти до ночлежки.

Бездомные же – по привычке – не доверяют. Боятся репрессий, наказания, а потому, завидев красную повязку, пытаются исчезнуть. Но бывает и другая реакция. Заранее предполагая недоброжелательство, они становятся агрессивными. В общем, непростая работа у патруля.

Из рассказа социального работника:

– Бомжи не знают своих прав. Самое частое нарушение – у них нет паспорта. Милиционер потребовал и не вернул: «Придешь за ним в отделение!» Не знают, что никто у них не вправе забирать документ, из их рук – пожалуйста. А если все же по каким-то причинам нет документа? Существует закон, согласно которому человеку в течение двух месяцев обязаны выдать паспорт. Но об этом тоже не знают. Окончательно смирились с тем, что выброшены из жизни.

Много делают некоммерческие негосударственные организации, общественные и религиозные. Среди последних не только православные, но и католические, мусульманские. Одна так и называется: «Курский вокзал – бездомные дети». Среди общественных – «Друзья на улице», «Накорми голодного». Важно, что они объединили усилия, работают сообща.

Инициатива принадлежит Институту экономики города. Это он создал общую социальную сеть «Если дома нет». Первая ее заповедь: увидел человека в беде – помоги немедленно. Там, где увидел, где застал его наедине с бедой. Если на улице, на вокзале, под платформой – там и окажи помощь.

В машинах, на которых приезжают волонтеры – горячая еда, бутерброды, молочные продукты, средства гигиены, хотя и ношенная, но чистая и теплая одежда, обувь. Зимой автобусы православного фонда «Милосердие» разъезжают по городу и собирают всех замерзающих. Попадаются, правда, не только бомжи, это понятно, но не бросают никого. В одном из автобусов – врач. Обращений к нему много – кто другой поможет? В обычную поликлинику без паспорта и карточки медицинского страхования не сунешься.

Проводят – и тоже на улицах – правовые беседы. Как и где получить документы, что для этого необходимо? Сообщают и о том, в каком месте и какие услуги они могут получить, иногородним помогают вернуться в родной город, соберут для этого нужные справки, посадят в поезд. Иной раз посодействуют в выезде за рубеж – среди бомжей встречаются иностранцы.

Каждая организация по-своему занимается еще изучением самого явления, ставя задачу: донести голос бездомных до всех горожан, до отцов города. Пасынки громадного мегаполиса должны быть услышанными, они сами должны рассказать о себе. Потому как забота о бездомных – без участия самих бездомных – какой в этом смысл? Принесет ли пользу? Как выяснилось, самая острая, самая больная проблема среди них – одиночество…

Среди бомжей распространяют анкеты, где они могут высказать свои пожелания, рассказать о трудностях, с которыми сталкиваются. Доступный туалет, где постирать вещи – порой и это неразрешимые ситуации. Потом анкеты передадут в городские структуры.

Все дороги ведут в Рим

Под грифом Института экономики города в ближайшее время должна выйти книга «Бездомность. Есть ли выход?». В ней анализируется ситуация, рассматриваются барьеры, которые мешают бомжам вернуться к нормальной жизни, говорится о зарубежном опыте. Как пример – рассказ о том, что недавно мэр Рима Джанни Алеманно принял делегацию бездомных, внимательно выслушал их, пообещал учесть пожелания. Основная мысль сборника: необходимо наладить диалог между людьми, оставшимися без крова, и властными структурами города, и всеми его обитателями.

Что касается Европы, там этой проблемой занимаются 70–80 лет, мы – меньше двух десятилетий. Надо догонять… Не все, понятно, решено и у них, но поучиться есть чему. Порой в больших городах Европы бездомных не выделишь среди других – никакого затрапеза, нормально одеты, разве что ночь проводят в «казенном доме».

Ассоциации бездомных (есть и такие) издают собственные газеты. Существует даже международная сеть уличных изданий, которая объединяет газеты, выходящие в странах Западной Европы, обеих Америках, в Австралии и Южной Африке. Горожане их охотно раскупают, и не только потому, что из них узнают о разных городских новостях, но еще и понимают: это не просто еще один печатный орган, а легальное и необидное подаяние. Ведь деньги от продажи идут на нужды людей, выброшенных из жизни. К тому же бездомные в качестве продавцов – один из элементов их социальной реабилитации.

В Москве пока (и это уже достижение!) создан информационный портал www.eslidomanet.ru, где различные добровольные организации обмениваются опытом. Здесь можно узнать о формах помощи бездомным, мероприятиях, в которых они участвуют, посмотреть видеоролики из их жизни. На сайте представлены даже творческие работы бродячих – в буквальном смысле – художников. Творчество – один из путей социализации таких людей, способ возвратить их к нормальной жизни. А еще возможность привлечь внимание горожан к судьбе их неблагополучных и обездоленных собратьев.

На портале в скором времени будут проводить ежемесячные онлайн-семинары для волонтеров, где каждый расскажет о своем опыте и получит необходимые советы и рекомендации. Пока же – обращение к москвичам: зайдите на этот сайт! Пусть он не оставит вас равнодушным.

Вернуться к нормальной жизни

Что делает город? В Департаменте соцзащиты есть отдел социальной помощи бездомным гражданам. Действует специальная программа, смысл которой – удовлетворить насущные потребности человека, обитающего на улице, – накормить, дать крышу над головой, помочь с документами и работой, подлечить.

На эти цели выделяются немалые бюджетные деньги. Вот – еда. В Москве есть пункты бесплатного питания – горячий обед из трех блюд. Предложат одежду. Здесь же можно привести себя в порядок, пройти санобработку. Это, к слову, не просто услуга, а обязательное условие для получения обеда. Для кого-то повинность, кому-то удовольствие. Некоторые приезжают ежедневно, чтобы принять душ. Есть круглосуточный телефон горячей линии: по срочному звонку к бездомному всегда выедут, помогут.

Первый дом ночного пребывания появился в столице в январе 1993-го (с начала приватизации!) – всего на 24 места. А теперь в разных округах их восемь, в общей сложности такие дома могут принять полторы тысячи постояльцев. Причем свободные места есть всегда. Принимают всех – москвичей, иногородних. Летом дома заполнены на 70 процентов, зимой – на 90.

Здесь можно переночевать, получить необходимую консультацию, пройти обследование в поликлинике – что, кстати, обязательно для каждого прибывшего. Врачи при необходимости окажут первую помощь, а если надо, направят в профилированное медицинское учреждение. Уже более восьми лет в городе открыт здравпункт именно для людей, оказавшихся на улице. Кроме того, в некоторых пунктах ухаживают за инвалидами и престарелыми – теми, кто не может обслужить себя сам.

И все же главная задача властей – социальная реабилитация, возвращение бездомных к нормальной общественной жизни. Так, самый крупный центр социальной адаптации «Люблино» имеет соглашения с рядом городских предприятий, где бездомным предоставляют квалифицированную работу. Днем они работают, на ночь спешат в центр. Уже через год (а по положению, это крайний срок пребывания в таком учреждении, хотя на практике бывает значительно больше) люди могут вполне обеспечить себя. И тогда покидают ночлежку, но живут уже не на улице, у них появляются средства снять квартиру. Не обязательно в Москве, можно и в Подмосковье, где аренда дешевле. Заработаешь больше – переберешься в столицу.

Рыба или удочка?

В Департаменте социальной защиты располагают сведениями о двух тысячах вакансий, которые могут предоставить людям с улицы. Здесь заметим: в самом департаменте не всегда одобрительно относятся к работе общественных организаций, волонтеров: вы даете рыбу, мы – удочку. Зачем бомжу работать, если его всегда подкормят в подъезде? Такая жалость вредна. Вроде бы резонно, но уместно ли вообще противопоставление? Стихийная, непрактичная, непосредственная душевная доброта – ее ведь тоже не хватает людям на улице, порой и она может быть той соломинкой, которая вытащит человека из трясины.

Реабилитация тех, кого судьба лишила угла… Сейчас они и в самом деле бесправны. Отметка в паспорте о местожительстве – все еще пропуск в нормальную жизнь. Нет отметки – человек беспомощен. Его не возьмут даже в армию – хотя бывает, он рвется туда, считая путем к спасению.

Много трудностей, несправедливости. Если сирота в детдоме может надеяться на квартиру, то мальчишка с улицы – никогда. Бездомный не может оформить пенсию, инвалидность¸ зарегистрировать брак, получить образование, ему даже не выдадут перевод от родных.

Вне правового поля… Но еще и вне сострадания. Одно из наших отличий от Европы: там отношение почтенной публики к бездомным не в пример гуманнее. У нас оно непримиримо. В лучшем случае – равнодушие, безразличие, но гораздо более частая реакция – презрение. Слово «бомж» стало уничижительной кличкой: раз бомж – непременно алкоголик, вор. Не потому ли сами бездомные не доверяют даже социальным работникам, которые хотят им помочь? Когда их забирают с улицы и предлагают ночлег, то ехать решаются лишь десять процентов из них. А потом, засомневавшись, сбегают прямо по дороге.

Бесприютный бедолага – в русской традиции – всегда мог рассчитывать на жалость, сочувствие, поддержку. Может, надо вспомнить старое русское присловье: «От тюрьмы и сумы…»? Не будем понимать его буквально, да и само оно – не о печальных реалиях, а о милости к падшим. Вернуть бы нам это чувство…

Исаак Глан

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация