Главное богатство – квартира
За те десять лет, как в столице работает схема по предоставлению квартир выпускникам сиротских учреждений по договорам безвозмездного пользования, ГУП «Моссоцгарантия» было заключено более 4256 договоров.
В целях защиты жилищных прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, их социальной поддержки и адаптации, было утверждено постановление правительства Москвы № 797 от 31.08.1999 «О мерах по социальной поддержке и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – выпускников детских домов и школ-интернатов». Данным постановлением, помимо мероприятий по социальной адаптации детей в обществе, утвержден порядок предоставления жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей в Москве. Сейчас деятельность осуществляется в соответствии с постановлением правительства № 854-ПП от 02.10.2007. Жилые помещения предоставляются в виде отдельной благоустроенной квартиры по договору безвозмездного пользования сроком на пять лет. После истечения этого срока квартира переоформляется на ребенка по договору социального найма. Так, договор не допускает обмен, приватизацию с последующим отчуждением жилого помещения или ухудшение жилищных условий, так как в предыдущие годы были нередки случаи обмана и злоупотребления доверием сирот со стороны криминальных элементов и недобропорядочных лиц, в результате чего дети, утратившие постоянное место жительства, бродяжничали, попрошайничали и совершали правонарушения.
И как результат, с 2000 года, т. е. с момента предоставления правительством Москвы квартир ГУП «Моссоцгарантия» по договорам безвозмездного пользования, ни один выпускник не потерял жилье и не оказался на улице. О том, как сегодня живется тем, кто получил жилье от города, мы узнали у самих выпускников, которые побывали в прошлом году на новогоднем балу, проводимом ГУП «Моссоцгарантия».
Светлана М., 18 лет, выпускница школы-интерната № 4:
– Мечта иметь свой дом сбылась! Я получила однокомнатную квартиру в Южном округе сразу после того, как закончила учебу в интернате. Сегодня воспитываю годовалую дочь Ульяну. Нахожусь в декретном отпуске. Меня и мою небольшую семью курируют социальные работники центра социального обслуживания «Нагатинский Затон». Так положено по законодательству нашего города. Знаете, их помощь мне очень пригодилась. К примеру, когда стала жить сама, то, честно говоря, не знала, как заполнять платежки за свет, телефон и квартиру. А в центре помогли во всем этом разобраться. Находясь в интернате, даже не задумывалась над всей этой «бухгалтерией».
Лев К., студент Московской медицинской академии имени И.М. Сеченова, 22 года:
– Полтора года живу в квартире, предоставленной по договору безвозмездного пользования. Квартиру получил в Северном округе столицы. Это жилье – за выездом. Там до меня обитала одинокая старушка, но она умерла, и квартира перешла мне. Я въехал в отремонтированную квартиру, правда, с мебелью поначалу возникла проблема. Друзья надоумили обратиться за помощью в благотворительные фонды. Хорошо, что в Москве их довольно много. Когда я поступил в медицинский, то жил какое-то время в общежитии. Поэтому ждал момента, когда все-таки получу ключи от квартиры. Я слышал от ребят, закончивших нашу же школу-интернат № 15, о том, что среди их знакомых были те, кто в свое время получал жилье от города, а потом продавал его за копейки. Многие из них сегодня бомжуют. Так что с юности впитал, что квартира – мое будущее, и ее никому и ни при каких обстоятельствах нельзя бездумно продавать. Думаю, что буду свою «однушку» обменивать на «двушку» лишь в том случае, если обзаведусь семьей и у нас будут дети. А в ближайшие годы мне нужно положить все силы, чтобы окончить академию и стать хорошим кардиологом.
Влада П., менеджер, 23 года:
– С получением квартиры у меня была целая эпопея. Поскольку родители, которых лишили родительских прав, имели большую квартиру, то жилье мне сначала не хотели предоставлять. Поэтому снимала комнату, училась в институте и подрабатывала, чтобы ее оплатить. Лишь после обращения к Уполномоченному по правам ребенка в городе Москве Алексею Голованю моя просьба о предоставлении жилья была удовлетворена. Сейчас живу в однокомнатной квартире в районе станции метро «Речной вокзал». Уже приобрела необходимую на первое время мебель. В детском доме № 39, который расположен в Подмосковье, но был, так скажем, приписан к Центральному округу столицы, нас учили, как вести домашнее хозяйство. Мы жили в комнатах по четыре человека. Были у нас и кухни, и игровые комнаты, и всевозможная бытовая техника, включая телевизоры и стиральные машины. Надо отдать должное нашим педагогам и воспитателям, которые дарили нам тепло своей души, но при этом не забывали рассказывать о том, как нужно готовить пищу, как ходить в магазин, как оплачивать коммунальные услуги. Сегодня много слышу от своих знакомых, что у них есть долги по коммунальным платежам. Свой же бюджет я рассчитываю, откладывая определенные средства на оплату всех услуг.
Ирина К., 18 лет:
– В прошлом году получила однокомнатную квартиру за выездом в районе Бирюлево Восточное. Родителей лишили родительских прав, когда я была совсем маленькой. Воспитывала меня бабушка. Но случилось так, что ее подвело здоровье, и меня сначала поместили в приют, а потом – в детский дом. А два года назад поступила в педагогический колледж, но вовремя поняла, что быть учителем – не мое призвание. Хочу поступать в этом году в медицинский институт. Занимаюсь с репетиторами. Большую помощь в этом оказывает тетя – единственный родной человек, который у меня остался. Когда я въехала в квартиру, на кухне были лишь плита и холодильник. Покупала все сама, кое-что из утвари подарили. Знаете, пока квартира оформлена по договору безвозмездного пользования, есть некая неуверенность в том, что со мной продлят договор, или через пять лет оформят договор социального найма. Но я буду очень стараться правильно и разумно вести свое хозяйство, чтобы не наделать долгов. Хочу, чтобы квартира в будущем стала моей. Ведь, судя по рыночным ценам, самой мне ее никогда не купить.