01:15:27
25 ноября 2024 г.

Серьезные бирюльки, или Право на игру

РазноеВ Конвенции ООН о правах ребенка есть статья «Право на игру». На первый взгляд, звучит несколько странно. Разве кто-то запрещает детям играть?

Конечно, запрещает! Если не прямо, то косвенно – уж точно. Ведь нет страны на карте мира, где бы дети не страдали от дефицита мест для встреч, игр и прогулок. А поскольку ни собственных бюджетов, ни власти у них не имеется, они не могут влиять на принятие решений, которые бы обеспечивали им свободный доступ к игровым площадкам и другим сооружениям независимо от происхождения, класса, расы.

Дети играли всегда – на протяжении всей истории человечества и во всех культурах. Их даже настойчиво поощряли к этому, с тем чтобы они оставили взрослых в покое… Но игра слишком важна для физического и психического здоровья ребенка, для развития инициативы, взаимодействия, творчества и социализации, чтобы оставить ее только на усмотрение самих мальчишек и девчонок. В играх, особенно коллективных, дети оттачивают навыки коммуникации таким способом, который не могут заменить никакие уроки.

Игра – важное действо, которое дает ребенку понятие о том, как общаться с другими людьми, знакомит с правилами поведения в обществе, запретами и поощрениями, приемами разрешения конфликтов. Она позволяет ему приноровиться к тем социальным ролям, исполнения которых в будущем потребует от него взрослый мир. Недаром даже мы, мамы и папы, освоили новый вид обучения – деловые игры. Оказалось, что именно в игровом процессе происходит самое успешное и быстрое обучение нужным навыкам.

Одна из причин, почему появляются «трудные» дети даже в благополучных с социальной точки зрения семьях, – в том, что их просто не учили играть! Такое умение не приходит само собой. Играть необходимо научиться самим взрослым – чтобы потом научить ребенка.

В столичном Дворце детского (юношеского) творчества, а проще – во Дворце творчества на Воробьевых горах, – ученые и педагоги давно занимаются этой проблемой, привлекая для ее решения российский и зарубежный опыт формирования игровой культуры. Это крупнейшее государственное учреждение для дополнительного образования детей от шести до 18 лет. В его исследовательских лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях, творческих коллективах, группах развития, кружках для детей и родителей систематически занимается более 18 тысяч человек. Во дворце работают несколько сотен учебных групп и коллективов, причем обучение в большинстве из них бесплатное.

Развивать игровую культуру детей и взрослых – такую задачу выполняет комплексная программа «Праздники детства». К примеру, каждую осень проводится грандиозное действо – «Неделя игры и игрушки». Вся территория дворца на семь дней превращается в царство радостного общения. Тысячи маленьких москвичей с родителями приходят сюда, чтобы заняться серьезным и важным делом – научиться играть.

Елена Головань

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация