Серьезные бирюльки, или Право на игру
В Конвенции ООН о правах ребенка есть статья «Право на игру». На первый взгляд, звучит несколько странно. Разве кто-то запрещает детям играть?
Конечно, запрещает! Если не прямо, то косвенно – уж точно. Ведь нет страны на карте мира, где бы дети не страдали от дефицита мест для встреч, игр и прогулок. А поскольку ни собственных бюджетов, ни власти у них не имеется, они не могут влиять на принятие решений, которые бы обеспечивали им свободный доступ к игровым площадкам и другим сооружениям независимо от происхождения, класса, расы.
Дети играли всегда – на протяжении всей истории человечества и во всех культурах. Их даже настойчиво поощряли к этому, с тем чтобы они оставили взрослых в покое… Но игра слишком важна для физического и психического здоровья ребенка, для развития инициативы, взаимодействия, творчества и социализации, чтобы оставить ее только на усмотрение самих мальчишек и девчонок. В играх, особенно коллективных, дети оттачивают навыки коммуникации таким способом, который не могут заменить никакие уроки.
Игра – важное действо, которое дает ребенку понятие о том, как общаться с другими людьми, знакомит с правилами поведения в обществе, запретами и поощрениями, приемами разрешения конфликтов. Она позволяет ему приноровиться к тем социальным ролям, исполнения которых в будущем потребует от него взрослый мир. Недаром даже мы, мамы и папы, освоили новый вид обучения – деловые игры. Оказалось, что именно в игровом процессе происходит самое успешное и быстрое обучение нужным навыкам.
Одна из причин, почему появляются «трудные» дети даже в благополучных с социальной точки зрения семьях, – в том, что их просто не учили играть! Такое умение не приходит само собой. Играть необходимо научиться самим взрослым – чтобы потом научить ребенка.
В столичном Дворце детского (юношеского) творчества, а проще – во Дворце творчества на Воробьевых горах, – ученые и педагоги давно занимаются этой проблемой, привлекая для ее решения российский и зарубежный опыт формирования игровой культуры. Это крупнейшее государственное учреждение для дополнительного образования детей от шести до 18 лет. В его исследовательских лабораториях, студиях, художественных и технических мастерских, спортивных школах и секциях, творческих коллективах, группах развития, кружках для детей и родителей систематически занимается более 18 тысяч человек. Во дворце работают несколько сотен учебных групп и коллективов, причем обучение в большинстве из них бесплатное.
Развивать игровую культуру детей и взрослых – такую задачу выполняет комплексная программа «Праздники детства». К примеру, каждую осень проводится грандиозное действо – «Неделя игры и игрушки». Вся территория дворца на семь дней превращается в царство радостного общения. Тысячи маленьких москвичей с родителями приходят сюда, чтобы заняться серьезным и важным делом – научиться играть.