А что будет после приватизации?
Чем ближе срок завершения приватизации жилья – 1 марта 2010 года, тем больше желающих подать документы на оформление собственности. Но стоит ли торопиться? Наши корреспонденты решили выяснить этот вопрос у жителей Южного округа, уже сделавших свой выбор, и у тех, кто с ними работает.
Оживление у «окошка»
Еще в сентябре мы побывали на Юге Москвы вместе с членами выездной коллегии столичного Департамента жилищной политики и жилищного фонда и смогли убедиться, что механизм сбора документов для приватизации здесь налажен и действует. К этой работе, кроме семи окружных приемных, привлечены 16 служб «одного окна» в районных управах. Причем сотрудники «окон» выступают не в роли простых статистов и сборщиков заявлений от москвичей, а ведут весь процесс оформления – до выдачи готовых свидетельств.
Сегодня в этих приемных заметное оживление. Еженедельно сюда по разным вопросам приходит около 1500 человек, из которых более 800 приватизируют жилье. Возле «окошка» окружной приемной, что на улице Болотниковской, небольшая очередь.
Вот шумная семья, состоящая из двух пар (одна явно пенсионного возраста, вторая – гораздо моложе) и мальчика-подростка. Они что-то обсуждают, громко спорят. Видно, что пожилые люди сомневаются. Пытаемся выяснить причину спора. Молодая женщина охотно начинает рассказывать, что они хотят разъехаться с родителями мужа, для этого нужно сначала продать квартиру, а потом купить две новые. «Мы бы еще жили и жили все вместе, пока сын подрастет, – вздыхает она. – Но тут такое дело – приватизацию скоро запретят. И что нам остается?» «Людочка, – обращается к невестке седовласая женщина, – надо же все взвесить!» «Мама, мы сегодня подписываем договор. Что я, зря бегала со всеми бумажками?» И свекровь сдается: «Да делайте что хотите».
О плюсах и минусах
Таких горожан, вынужденных оформить жилье в собственность, в столице большое количество. Кто-то планирует в будущем продать жилье, кто-то хочет поменять на большую площадь, а кто-то намеревается завещать или подарить квартиру родным и близким. Но многих из них терзает вопрос: а что будет после приватизации?
Как отмечает заместитель начальника Управления Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы в Южном округе Игорь Шабалдин, дальше бремя собственности ляжет на плечи москвичей. И об этом следует помнить всем, решившимся на приватизацию жилья. Пока налог на собственность не вызывает опасений у владельцев московской недвижимости. Однако, по оценкам экспертов, он может значительно увеличиться уже в ближайшие годы.
На одной из пресс-конференций заместитель руководителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Владимир Брыков привел в пример Францию, где налог на недвижимость составляет пять процентов от рыночной стоимости. Именно поэтому французов-собственников (да и других иностранцев) на порядок меньше, чем владельцев квартир в России. У них жилье предпочитают снимать. Как сложится у нас – покажет время.
Несомненно, если жилье останется в так называемой муниципальной собственности, то есть люди не пойдут его приватизировать, в нем сможет жить не одно поколение, но их свободы будут ограничены определенными рамками. Так что вот он, очевидный плюс приватизации: свобода распоряжаться имуществом. Тысячи семей уже успели ее почувствовать, продав приватизированные квартиры и приобретя на эти средства новое жилье, дачи, машины и прочее. Хотя минусов наберется предостаточно. Это не только налоги, но и бремя капитального ремонта собственной квартиры, дома.
Решились – не откладывайте
Время для раздумий остается все меньше. Если все-таки вы решились приватизировать квартиру, то не откладывайте этот момент на потом. Оформление договора передачи жилого помещения в собственность в порядке приватизации осуществляется в режиме «одного окна». Сроки на оформление договора передачи и его отправку в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии – не более 30 рабочих дней.
Стоит напомнить, что для подачи документов для приватизации жилого помещения в «одном окне» потребуются паспорта всех членов семьи, свидетельства о рождении (для несовершеннолетних детей) и ксерокопии этих документов. Необходима нотариальная доверенность на сотрудников жилищного управления, ее ксерокопия. В случае переезда в Москву из другого субъекта Российской Федерации после 1 июля 1991 года – выписка из домовой книги с прежнего места жительства, справка о замене паспорта и документ из регистрационного органа о неучастии в приватизации ранее. Сведения о зарегистрированных правах на жилые помещения, возникших до 31 января 1998 года, представляются из БТИ городов, областей и администраций соответствующих населенных пунктов, Ростехинвентаризации.
В случае предоставления сведений о неучастии в приватизации из других организаций (органов местного самоуправления – для сельской местности, отделов учета и распределения жилой площади) необходимо подтверждение полномочий на осуществление функций по регистрации и учету сделок с недвижимостью.
Если граждане были зарегистрированы по месту жительства в любом регионе РФ, кроме столицы, с января 1998 года и позже, справки о неучастии в приватизации предоставляются из подразделений федеральных регистрационных служб.
Для военнослужащих, в том числе граждан, уволенных с военной службы, выписка из личного дела с указанием периода прохождения службы, состава семьи и отражения регистрации воинской части по периодам службы заменяет выписку из домовой книги по предыдущим адресам и справку о неучастии в приватизации.
Кроме того, могут быть истребованы иные документы личного характера, в зависимости от конкретной ситуации. При оформлении приватизации жилого помещения в режиме «одного окна» документы из БТИ и отделов ГУ «ИС ЮАО» районов запрашиваются окружным жилуправлением и службами управ районов самостоятельно.