23:30:44
11 апреля 2021 г.

Новоселья – примета столицы

Прошел год, и вновь собрался хозяйственно-экономический актив Департамента муниципального жилья и жилищной политики. Правительством Москвы департаменту поручена ответственнейшая роль – разработка и проведение жилищной реформы. Реализуется реформа при соблюдении главных принципов демократического общества – людям предоставляются равные возможности для приобретения жилья. В то же время государство поддерживает тех, кто социально не защищен. В результате тысячи семей москвичей ежегодно справляют новоселья.

Работа департамента имеет непосредственное отношение к обновлению города. Ведь в результате сноса старого, изношенного жилья высвобождается немало земель, на которых возводятся новые кварталы современных красивых зданий.

Развиваются и различные формы жилищного самоуправления в городе, льготное жилищное страхование, ипотечное кредитование, ликвидируются общежития. Делают первые шаги и другие программы: паспортизация жилья, предоставление квартир на условиях аренды. Не все, конечно, удается, но работа продолжается, и потому есть надежда, что многие проблемы будут со временем решены.

Обо всем этом в своем выступлении рассказал руководитель департамента Петр Сапрыкин.

Из доклада Петра Сапрыкина на собрании актива

Программа реализации жилой площади в 2001 году выполнена, и ее итогам, а также планам на будущий год было посвящено заседание правительства Москвы.

Департамент – заказчик и инвестор

В качестве заказчика-инвестора строительства муниципального жилья департамент старался создать задел на будущее. В частности, участвовал в разработке структуры и размещения жилищного строительства на 2002–2004 годы и далее – на этапах концепций, бизнес-планов, проектов планировок и застройки районов.

Особое внимание сегодня уделяется формированию себестоимости одного квадратного метра площади. Как достичь снижения этого показателя? Разрабатывать жилищные программы, ориентируясь на четкий анализ потребностей административных округов в определенном количестве и наборе квартир, а инвесторов подбирать на конкурсной основе. Именно так разрабатывалась программа 2002 года.

Будет ли «московская» ипотека?

В последнее время активизировалась деятельность КБ «Московское ипотечное агентство». Агентство вместе с Департаментом муниципального жилья разработало стандарты предоставления ипотечных кредитов кредитными организациями. Город решил увеличить уставный капитал агентства, готовится выпуск облигаций.

Для того, чтобы помочь очередникам, которые не собираются сложа руки ждать от города бесплатного жилья, департамент разработал проект постановления правительства Москвы «О предоставлении гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, городских ссуд». Эти материалы уже одобрил экспертный совет по развитию жилищной ипотеки в Москве.

Поскольку департамент – координатор Московской ипотечной программы, он будет участвовать в разработке федеральных законов, которые смогут закрыть прорехи в законодательстве, тормозящие развитие ипотечного кредитования.

Это проекты, вносящие изменения в Жилищный кодекс РСФСР (в части установления законных оснований для выселения неплательщиков в муниципальный резервный фонд), в законы «Об ипотеке (залоге недвижимости)», «О праве граждан РФ на свободу передвиженияѕ», «О государственной пошлине», проект закона «О строительных сберегательных кассах».

Также департамент займется разработкой информационно-аналитической системы формирования и развития механизмов ипотеки в жилищном строительстве. Она должна обеспечить информационное взаимодействие уполномоченных организаций – участников и КБ «МИА» и поднять на достойный уровень услуги, оказываемые потенциальным заемщикам.

Жилищники будут разрабатывать нормативно-правовую базу по развитию жилищно-строительных кооперативов в Москве, механизма ипотечного кредитования с частичной оплатой нового жилья за счет продажи уже имеющегося в собственности с помощью риэлторов, мер по выпуску облигаций КБ «Московское ипотечное агентство».

Куда деваться от проблем?

Проблемы, как известно, есть у всех, и жилищники – не исключение. Например, до сих пор не разработаны новые серии домов для очередников и «переселенцев». Надо добиваться, чтобы Москомархитектура завершила конкурс на разработку новых проектов домов социального назначения.

Очень медленно продвигается федеральная целевая программа «Государственные жилищные сертификаты», в которой пожелали участвовать 200 семей военнослужащих, уволенных в запас или отставку. Что мешает? Сертификатов Москве выделяется мало, кроме того, при расчете стоимости этой ценной бумаги применяется стоимость квадратного метра, которая не соответствует ценам московского рынка жилья. Все знают, что квартира обойдется дешевле, если вкладывать деньги на этапе строительства дома, но сертификат невозможно использовать при инвестировании строительства жилья.

Нужно менять порядок выпуска и погашения государственных жилищных сертификатов. И департамент вместе с российским правительством РФ будет над этим работать.

В Москве планируется эксперимент: построить дом, площадью не менее 6 тыс. кв. метров с использованием сертификатов для бывших военных.

Другая серьезная проблема, с которой сталкивается департамент, в том, что город по-прежнему не получает необходимых средств из федерального бюджета по некоторым направлениям жилищной реформы.

Например, срок реализации федеральной целевой программы по обеспечению жильем «чернобыльцев» – ликвидаторов установлен по 2000 год. За шесть лет (1995–2001 гг.) «из центра» профинансировано всего 6, 2 тыс. кв. метров жилья. А это лишь 11, 4 проц. от объема жилья, предоставленного городом чернобыльцам.

Юристы должны быть в курсе

Жилищное законодательство постоянно обновляется. А значит очень важно вовремя информировать суды, юристов управлений муниципального жилья административных округов о новых документах и, соответственно, – вырабатывать согласованные решения. Поэтому департамент постоянно организует встречи, консультации, семинары с московскими юристами.

Так, в 2001 году Департамент провел совещание с руководством Московского городского суда, судебного департамента Верховного суда Российской Федерации, совместное совещание – учебу юристов управлений муниципального жилья административных округов и судей межмуниципальных народных судов. Еженедельно проходят выездные совещания с юристами управлений муниципального жилья.

Сотрудники юридического отдела приняли участие в 358 заседаниях народных межмуниципальных судов, Мосгорсуда, Верховного суда РФ. Они составляли отзывы на иски, заключения на различные нормативные документы.

Добровольное страхование на новых условиях

В 2001 году москвичам были предложены новые условия страхования, гарантирующие существенное увеличение размера выплат пострадавшим от пожаров и аварий.

Практика показала, что за 2001 год средняя сумма возмещения ущерба по страховым выплатам возросла в 1,5 раза по сравнению с 2000 годом. Адресную финансовую помощь получили 9 тысяч московских семей. Причем некоторым из них – на сумму больше 100 тыс. рублей. Всего же, на 1 января по городской программе застраховано 850 тысяч жилых помещений.

Был расширен и перечень страховых случаев – обеспечена страховая защита от ураганов. Формируется резервно-предупредительный фонд, чьи средства централизованно расходуются на предупреждение страховых событий.

На сегодня подписаны генеральные соглашения с уполномоченными страховыми организациями по использованию этих средств, уже приобретено противопожарное оборудование, реконструируется пожарное депо.

Что нам делать с ТСЖ?

В 2001 году были решены вопросы финансирования работ по формированию кондоминиумов. Из бюджета города в 2001 году выделено 1, 8 млн. рублей. Создан Координационный совет при правительстве Москвы по развитию самоуправления в жилищной сфере и рабочая группа совета. Велась работа по созданию ГУП «Центр управления кондоминиумами и паспортизации жилищного фонда».

Однако город оказался не готов к формированию имущественно-земельных комплексов как объектов управления, чтобы потом передать их жителям Москвы. Имеются серьезные проблемы с определением границ земельных участков, их оформлением, учетом, определением в зданиях помещений, находящихся в общей собственности.

И хотя принятые летом Координационным советом решения позволили выстроить четкую схему взаимодействия всех участников процесса создания кондоминиума, реально работа началась только в августе-сентябре.

На последнем заседании Координационного совета, которое прошло в конце января, отмечено, что в городе в полной мере еще не создана система самоуправления жителей в жилищной сфере, а сама работа идет крайне медленно. Кондоминиумы формируются в отрыве от жилищно-коммунальной реформы, отсутствует законодательная инициатива по изменению федерального законодательства, которое ввело бы льготное налогообложение для объединения жителей с целью управления жилыми домами. Эти проблемы департамент будет решать в 2002 году.

Новостройки с паспортом

В прошлом году вышло постановление правительства Москвы (№ 574 от 19.06.2001) «О корректировке заданий целевой Комплексной программы паспортизации жилищного фонда Москвы» и теперь паспорта будут изготовляться за счет средств инвесторов при новом строительстве, и средств жителей домов в сложившейся застройке, которые заинтересованы в получении этого документа.

В сентябре проводился эксперимент в по паспортизации домов новостроек по адресам: ул. Шоссейная, вл. 12-14, кор. 1, ул. Волхонка-ЗИЛ, квартал 27-32, корп. 5.

Подготовлен проект документа, в котором расписаны этапы программы паспортизации. Первый предусматривает, что в 2002 году паспорта будут изготавливаться для квартир в домах-новостройках, если в инвестиционных контрактах прописаны обязанности инвесторов обеспечивать финансирование работ по паспортизации. Сегодня такая обязанность инвесторов имеется в 45 контрактах, поступивших в департамент на согласование с марта 2001 года.

На втором этапе (2003-2004 г.) предполагается начать выпуск паспортов в домах сложившейся застройки по желанию жителей и организаций.

До создания Центра управления кондоминиумами и паспортизации жилищного фонда эту работу будет вести МНИИТЭП.

Чиновнику надлежит стать «открытым» и чутким

В минувшем году руководство и сотрудники департамента дали более 160 интервью, на их основе было написано 100 статей, 46 раз выступали по радио и телевидению. О работе департамента можно узнать, зайдя на его сайт (housing.mos.ru), а по автоответчику (229-77-97) услышать ответы на наиболее типовые вопросы. Издан массовым тиражом сборник документов «Жилищная политика в городе Москве», во всех окружных управлениях прошли Дни открытых дверей.

И все же, к сожалению, москвичи очень мало знают о работе жилищников. Как показало социологическое исследование «Москвичи о качестве строительства и жилищных проблемах», 49 проц. опрошенных плохо информированы о планах строительства и реконструкции жилья, 34 проц. ничего не знают об ипотечном кредитовании.

При этом 68 проц. опрошенных узнают о решениях правительства из передач радио и телевидения, 42 проц. – через газеты и журналы, 23 проц. – от своих друзей и соседей, от представителей управ узнают о решениях правительства только 3 проц. жителей.

Учитывая это, департамент планирует организовать повышение квалификации сотрудников, обучение глав и советников районных управ по наиболее актуальным направлениям жилищной политики.

Запаланировано вместе с комитетами территориальных органов исполнительной власти и по телекоммуникациям и СМИ правительства Москвы провести семинары с главами и советниками райуправ. Они будут посвящены вопросам самоуправления в жилищном фонде и информационного обеспечения.

В 2001 году в адрес департамента поступило 31, 8 тыс. обращений, что на 7, 7 тысячи меньше, чем в 2000 году. Что говорить, бывала и волокита, и подготовленные ответы возвращались на доработку исполнителям. Сейчас в департаменте создана комиссия по рассмотрению жалоб, повторных и коллективных обращений москвичей.

Наводился порядок и в приеме населения. Так, по инициативе Управления муниципального жилья Юго-Восточного округа, начальники управлений принимают ежемесячно 30-40 человек непосредственно на местах – в группах жилищного обеспечения районов.

Статистика

* В 2001 году субсидиями на строительство и приобретение жилья воспользовались 1,65 тыс. семей очередников (на 11 проц. больше, чем в 2000 году). Они вложили 473, 7 млн. рублей собственных средств. Всего из бюджета на эти цели было выделено 650 млн. рублей.

* Отдельные квартиры получили 1488 семей инвалидов и ветеранов Великой Отечественной войны, 157 выпускников детских домов и детей-инвалидов, 98 семей участников ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, 66 семей бывших военных.

* За год расселено около 4,4 тыс. «коммуналок». Это на 800 квартир больше, чем в 2000 году. Отдельные квартиры предоставлены 2,1 тыс. семей «долгожителей квартир коммунального заселения».

* 20 тыс. кв. метров получили очередники предприятий и организаций по договорам социального найма. На условиях коммерческого найма, купли-продажи с рассрочкой платежа очередникам предприятий было предоставлено 30,1 тыс. кв. метров.

* Из пятиэтажек, ветхих и аварийных домов переселено 15,5 тыс. семей, (на 5,5 тыс. больше, чем в позапрошлом году).

* В прошлом году в собственность москвичей в результате приватизации передано около 54 тысяч жилых помещений.

*На 1 января 2002 года учтено 9467 инвестиционных договоров с москвичами, вкладывающими деньги в строительство жилья.

Доклад публикуется в изложении.

Говорят участники собрания

Сергей Киржаков, заместитель начальника Управления муниципального жилья Северо-Восточного округа:

Люди годами ждут новые жилища, но вот все готово к переезду, а дома не заселяются. Так было в Марьине, Южном Бутове. Люди смогли попасть в новые квартиры лишь через два месяца, а то и полгода после того, как зарегистрировались на новой площади. Формально дома вроде бы считаются сданными, но к заселению не готовы. До сих пор, например, нет акта о приеме в эксплуатацию дома по Новомарьинской улице, 32. Давно настало время сократить срок передачи домов муниципальным органам, сделать процедуру не в два этапа, как сейчас (сначала «акт о готовности дома», потом – «сдаче его в эксплуатацию»), а в один.

Несовершенным, не отвечающим вопросам переселения нам кажется и набор квартир, которые строятся за счет бюджета. Расклад такой (беру один из домов в Свиблове, но он типичен и для остальных): 1-комнатные – 18 проц., 2-комнатные – 27, 3-комнатные – 46, 4-комнатные – 9 проц. Но переселяются люди в основном, малосемейные, либо такие, которых надо расселять по разным квартирам. Поэтому соотношение должно быть прямо противоположным: в основном – «однушки» и «двушки».

Город нам не помощник

Вадим Желтков, главный юрисконсульт Управления муниципального жилья Центрального округа:

Трудности с переселением жителей центра диктуются самой спецификой его застройки. Дома хоть и признаны ветхими, аварийными, подлежащими сносу, тем не менее, стены имеют кирпичные, потолки высокие, у каждого свое лицо. Люди, естественно, хотели бы вернуться в свои прежние квартиры после того, как там будет сделан ремонт. Мы стараемся идти им навстречу, но иногда по ряду причин, в том числе и требований инвесторов, это невозможно. Результат – подача коллективных жалоб в судебные органы.

Как в таких случаях действовать юридической службе нашего управления? Тем более, если в соответствующем постановлении правительства о сносе того или иного строения говорится, что после окончания работ здание будет передано под «жилые цели»? Так было сказано, например, в отношении дома по Сивцеву Вражку, 14, стр.1. Между тем по закону переселение жильцов из муниципальной площади возможно по любому адресу, лишь бы это делалось в черте города. Думается, что этот момент должен быть отражен и в соответствующих документах правительства, связанных со сносом тех или иных строений.

Всем сестрам по «серьгам»?

Елена Бабина, начальник отдела Управления муниципального жилья Восточного округа.

Сейчас принята система, при которой размер жилищных субсидий определяется лишь временем ожидании семьи в очереди. Практика показала, что это правильный выбор. В результате в нашем округе субсидии получили 209 семей, вставших на очередь до 1991 года. Это почти 90 проц. всех очередников!

Вместе с тем, в существующей методике есть и ряд недостатков. Так, она уравняла возможности получения помощи, как жителей отдельных квартир, так и коммуналок, а также общежитий. Хотя, понятно, у последних категорий, как правило, материальные возможности куда скромнее. Этот вопрос надо как-то решить, от него будут зависеть темпы ликвидации квартир коммунального заселения.

Не доводить до суда

Юрий Круглецов, начальник юридического отдела Управления муниципального жилья Южного округа:

Из года в год возрастает количество дел по жилищным вопросам, связанных с переселением граждан. Только в прошлом году у нас их было более полутора тысяч. И в связи с этим возрастет роль правового обеспечения соответствующей программы, связанной с предоставлением гражданам новых жилищ вместо тех, которые они покидают. К сожалению, многие правовые вопросы в этой программе, а также соответствующие юридические нормы проработаны плохо.

Например. Дело к переезду, а семья вдруг чудесным образом «раздваивается», люди разводятся и требуют уже две квартиры. Необходимы какие-либо правовые действия, чтобы пресечь или во всяком случае не потакать таким злоупотреблениям. Численность семьи должна быть зафиксирована на определенную дату, после которой факторы изменения состава семей не должны приниматься во внимание.

Товарищества жильцов – ключ к реформе

Татьяна Лагунова, начальник отдела приватизации управления жилищным фондом Управления муниципального жилья Юго-Западного административного округа:

Ключевой момент жилищно-коммунальной реформы – создание условий для контроля со стороны граждан за деятельностью эксплуатационных организаций. Инструментом такого контроля должны стать товарищества жильцов. Но создание жилищного самоуправления в городе идет медленно. Чем это вызвано? Мне кажется, налицо – расхождение декларативных заявлений о необходимости создания таких товариществ с трудностями в реализации самой программы.

В районных управах (на которые ложится главная тяжесть по формированию ТСЖ и регистрации кондоминиумов) нет специалистов, которые занимались бы специально этими вопросами. Работа пущена, в сущности, на самотек. Ставит палки в колеса и Департамент государственного и муниципального имущества. Как только там узнают, что в доме создается какой-то орган жилищного самоуправления, который имеет право на управление нежилыми помещениями, то тут же продают это помещение, тем самым лишая дом внебюджетных источников заработка. По-прежнему отсутствует межевание территорий в жилых кварталах, а из-за этого нельзя сформировать кондоминиум, решить, какой же участок земли передать в распоряжение ТСЖ.

Жилье «за выбытием»

Елена Рылатко, заместитель начальника Управления муниципального жилья Юго-Восточного округа.

Один из резервов улучшения жилищных условий москвичей – предоставление им так называемых квартир «за выбытием», в том числе выморочных, хозяева которых ушли из жизни. В нашем округе в разные годы их насчитывалось от 230 до 290. Но на самом деле их больше! Дело в том, что брать на учет такие квартиры должны дирекции единого заказчика – у кого, как не у них, имеются все сведения о жильцах? Однако заинтересованы ли они в подаче таких сведений? К сожалению, далеко не всегда. Более того, нередки случаи, когда освободившиеся площади просто-напросто скрываются от нашего управления.

Причины разные. Иногда – просто личная выгода работников дирекций, которые сдают подобные квартиры, порой – вынужденная мера: надо же где-то поселить того же участкового, который имеет право на служебную площадь, но не получает ее. Но вот никаких рычагов влияния у жилищных управлений на ДЕЗы нет. Порой только большой опыт работников жилищных отделов помогает найти такие квартиры и вернуть их городу.

Каков же выход? Думается, он в том, чтобы часть работников дирекций, скажем, бухгалтера и паспортистки были выведены из их подчинения и переданы в распоряжение управлений муниципального жилья. Необходимость этого диктуется еще и тем, что с текущего года на наш департамент возложена функция контроля за поступлением платежей по социальному и коммерческому найму, а осуществлять ее без штата дополнительных работников весьма затруднительно.

Демократия – это равные возможности

Галина Хованская, депутат, председатель Комиссии по жилищной политике Мосгордумы:

Бесплатная приватизация когда-нибудь должна завершиться. Город, в конечном счете, не должен задаром раздавать свою собственность. Все это верно. Но проблема в том, как осуществить такой переход. Есть «жесткий» вариант – федеральный, и есть «мягкий» – московский. Чем обусловлен наш подход? Прежде всего, требованиями социальной справедливости. Дело в том, что люди, которые жили в общежитиях, крохотных коммунальных комнатушках либо не могли приватизировать свои метры, либо не имели (да и не имеют) для этого стимула. Некоторые ждут отдельных квартир по 20 лет. Разве справедливо будет лишать права оформить жилье затем в собственность? Для такой категории граждан необходимо сделать исключение.

Из резолюции собрания актива

Департаменту в текущем году предстоит:
* добиться строительства жилья для очередников, переселения и молодых семей в объеме не менее 500 тыс. кв. метров;
* усилить контроль над передачей инвесторами городской доли в требуемом наборе квартир для выполнения городских жилищных программ;

* подготовить предложения о формировании в бюджете 2003 года целевого бюджетного Жилищного фонда городских программ;

* разработать московскую целевую программу «Молодой семье -доступное жилье»;
* развивать жилищную ипотеку в Москве;
* обеспечить очередников жильем, в соответствии с приоритетами, утвержденными Мосгордумой, выполнить задания по переселению москвичей из пятиэтажек, ветхих и аварийных домов;
* принять участие в эксперименте по строительству целевым назначением жилого дома с использованием жилищных сертификатов для бывших военных;
* координировать работу городских структур по реализации целевой Комплексной программы паспортизации жилищного фонда Москвы;
* разработать и утвердить Концепцию добровольного страхования объектов общего имущества кондоминиумов, находящихся в управлении ТСЖ или организаций, привлеченных домовладельцами;
* разработать предложения по совершенствованию системы страхования жилых помещений в Москве;
* информировать население, суды по наиболее актуальным вопросам жилищной политики, обеспечить гласность в предоставлении очередникам жилья при переселении их из пятиэтажного, ветхого и аварийного жилья.

А.Э.

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация