Каждый, право, имеет… обязанность
В Юго-Восточном округе уже не первый год работает межрайонный центр «Дети улиц». Задача специалистов центра – социальных педагогов, юристов, психологов – прививать подросткам правовую грамотность. Они приходят в школы и колледжи, чтобы рассказать ребятам об их правах и обязанностях, закрепленных законодательством.
Такие мероприятия называются по-разному: «Декада правовых знаний», «Без прав нет обязанностей, без обязанностей нет прав»… Но суть у них одна: сделать подростков более защищенными в нашем мире, вооружив их элементарными юридическими знаниями. По своей форме занятие со слушателями может быть лекцией с демонстрацией тематического фильма (например, «Петровка, 38 – детям»), тренинг, на котором ребятам предложат заполнить анкету или изобразить на бумаге свое видение той или иной проблемы. Кстати, многие рисунки сотрудники центра бережно хранят. Вот один из них – белый ангел держит в руках свод законов, воплощающий те самые права и обязанности, а неподалеку пакостный чертенок всячески пытается сбить людей с пути истинного. Так незатейливо, но емко юный автор выразил свой взгляд: соблюдение обязанностей и знание прав ведет к свету, а их незнание и нарушение – к самым плачевным последствиям…
Рассказывает начальник сектора ювенальных технологий центра «Дети улиц» Елена Козлова:
– Наши занятия нацелены прежде всего на группу риска – тех, кто состоит на внутришкольном учете, в комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав, отделах по делам несовершеннолетних ОВД. Работаем с подростками, попавшими в трудную жизненную ситуацию.
Необходимо, чтобы все ребята отдавали себе отчет в том, что, например, перепрыгнуть через турникет в метро – это не шалость, а правонарушение, влекущее за собой административную ответственность в виде штрафа. Что перейти дорогу в неположенном месте – это не пустяк. Такой поступок и опасен для жизни, и опять-таки является административным правонарушением. Мы объясняем, что в 14 лет в жизни подростка многое меняется. Он получает паспорт (а вместе с ним и, например, возможность самостоятельно обращаться в суд), и он уже не тот ребенок, которого лишь пожурят за предосудительный поступок и, в крайнем случае, вызовут в школу родителей. С 14 лет подросток привлекается к уголовной ответственности за совершение ряда преступлений, на которые может пойти в том числе и из банальной юношеской бравады. Кому-то кажется, что отнять у слабого мобильник – это показатель собственной «крутости». А ведь за такие преступления как, например, кража, разбой, грабеж, угон транспортного средства, можно уже и отправиться в колонию. Все это мы и объясняем нашим слушателям.
Речь на занятиях идет не только о «преступлениях и наказаниях». Ребятам рассказывают о гарантированных законом правах и обязанностях. И для большинства подростков разнообразие их прав становится настоящим откровением. Например, многие и не подозревали, что согласно семейному законодательству, имеют право жить и воспитываться в семье, право на имя, отчество и фамилию, право знать своих родителей. Ребята бывают удивлены, осознав, что есть страны, где все эти, казалось бы, совершенно обыденные и естественные вещи не закреплены на законодательном уровне. Много нового узнают подростки и о своих обязанностях – вроде бы банальных и всем известных, но в то же время, как выясняется, четко прописанных в законе.
Говорит юрист центра «Дети улиц» Роман Карзубов:
– Важно объяснить ребятам, что во многих случаях существует тесная взаимосвязь прав и обязанностей. Одно вытекает из другого, и наоборот. Например, ты имеешь право учиться. Но это же является и твоей обязанностью: ты должен получить определенный уровень образования. Или другой пример: имеешь законное право на отсрочку от армии, если поступил в высшее учебное заведение. Но обязан ежегодно подтверждать это право, принося в военкомат справку из своего вуза. Не выполнил свою обязанность? Тебя лишат права на отсрочку.
Конечно, подобные правовые уроки в школах и колледжах проходят регулярно и без участия «Детей улиц». Ребятам рассказывают о правах и обязанностях во время уроков обществоведения и граждановедения. Но, согласитесь, одно не исключает другого. Те ребята, которые невнимательно выслушают учителя, могут совсем иначе воспринять неформальное занятие. Информация подается в доступной форме, без намека на нравоучение. И подростки обычно с интересом слушают гостей, пытаются примерить ситуацию на себя, задают вопросы: а что мне будет в этом случае, а как быть в этом?.. Много вопросов бывает на тему службы в армии, ношения оружия, о трудовых правах.
Акции центра «Дети улиц» во многом направлены на профилактику правонарушений несовершеннолетних, эта работа продолжается во время проведения окружных, районных мероприятий. В то же время специалисты Центра не считают, что все полученные с их помощью знания ребята должны непременно использовать. Достаточно, чтобы информация осела в головах, закрепилась и, если возникнет необходимость, вовремя всплыла и помогла в сложной ситуации. Тогда количество правонарушений снизится, а сами ребята будут чувствовать себя увереннее в непростой период взросления.