Закрытый доступ, или Кто поднимет шлагбаум
Подмосковье. Три километра от МКАД. Дорогу, соединяющую две части деревни – старую и новую (коттеджную), перегородил шлагбаум. По одну его сторону (на новеньком асфальте) – машина реанимации, по другую (на пыльной грунтовке) – рыдающая женщина, вызвавшая скорую сыну.
Ее дом – в двадцати метрах от закрытого шлагбаума. Где взять ключ, никто не знает. Терять драгоценные минуты на объезд нет времени, поэтому медики бегут к умирающему пациенту с саквояжем в руках, оставляя реанимационную аппаратуру в машине.
Вот такая история из жизни. Но разве ею сейчас кого-нибудь удивишь! В последние годы стало обычным делом без согласования с местными органами самоуправления устанавливать шлагбаумы, автоматические ворота и другие заградительные устройства на территориях дачных, садоводческих и огороднических организаций, а также в новостройках малой этажности. Нарушение градостроительных правил налицо, но бороться с нарушителями решаются немногие, потому что не знают как. Насколько законна бурная деятельность энтузиастов-шлагбаумостроителей и как не стать их жертвами, мы попросили ответить заместителя руководителя аппарата Комитета ГД РФ по вопросам местного самоуправления, юриста Алексея Михайловича Панасюка:
Вертолет пока не нужен
– Однозначно ответить на этот вопрос не возьмусь. Каждый случай нужно рассматривать отдельно, а вариантов может быть множество. Одно дело, если власти устанавливают в населенном пункте шлагбаумы или какие-то ограничительные устройства, чтобы организовать рациональное, безопасное движение транспорта и людей,– это право властей и это законно. Другое дело, когда ограничивается доступ гражданина к его собственности в случае продажи частнику земли общего пользования (по которой проложена дорога). Он, конечно, имеет право распорядиться своей собственностью как хочет, даже разделить купленную землю на участки и в свою очередь продать в соответствии с назначением земли. Например, под строительство жилья.
Но его действия будут незаконными, если орган местного самоуправления, отчуждая землю, наложил на продаваемый участок какие-то обременения. О них его должны были предупредить, например: «Здесь будет проложен электрокабель, здесь – газ, а там – центральная канализация, и доступ к таким-то домам должен быть открыт».
Покупатель, уже заранее зная об обременениях, либо отказывается от сделки, либо обязуется выполнять условия. Но это в идеале! Бывает по-разному. К примеру, у меня есть дом, а меня к нему кто-то не пропускает. В подобной ситуации как раз предусматривается механизм защиты владельца, которому не дают возможности распорядиться своим имуществом. Можно сослаться в этом случае и на Гражданский кодекс. Вы можете сломать или срезать, разобрать заграждение – закон будет на вашей стороне.
Прокуратура разберется
– Но ведь это – открытая война с теми, кто считает дорогу своей собственностью…
– Можете вызвать милицию, представителя органа местного самоуправления. Не надо ждать, когда шлагбаум преградит вам дорогу. Как только начинается возведение шлагбаума, сразу обратитесь в прокуратуру. Ведь вы не знаете, почему так смело и, как вам кажется, незаконно, действуют те, кто его установил. Собственники ли они, получили ли на это согласие местного органа управления, или это ничем не прикрытое рейдерство? Поэтому рекомендую обращаться в прокуратуру с требованием разобраться, еще до начала, как вы сказали, «войны». Вы не обязаны никак подкреплять свои претензии ссылками на законодательство, так как это не исковое заявление. У человека есть свидетельство, в котором указано, где находится участок и дом, а ему перекрыли к нему доступ и, по сути, вымогают деньги.
Органы прокуратуры имеют право запросить любую информацию, а затем выдать ее в ответе заявителю: кто устанавливает шлагбаум, кому принадлежит земля, а кому – дорога, и так далее. Если вмешательства прокурора будет недостаточно и придется подавать исковое заявление в суд, то полученная от прокурора информация будет базовой. По крайней мере, это ускорит дело. Юрист, который займется им, уже будет знать, кому этот участок принадлежит, и сможет потребовать у владельца или рейдера нужную ему дополнительную информацию. Хотя уверен: как только вопрос возьмет под контроль прокуратура, всякие действия рейдеров тут же будут прекращены.
По такому же принципу должны строиться отношения и с органами местного самоуправления. И тогда будет понятно: какое отношение к этой дороге имеет сельское поселение; каким решением земля отведена конкретным лицам и можно ли обжаловать его в прокуратуре (например, в связи с тем, что не был объявлен и проведен в установленном порядке аукцион по продаже), или подать в суд на незаконное коммерческое партнерство.
Пилите, Шура!
– Но человеку нужно немедленно пропустить к дому машину саночистки или скорой помощи. Возможность пожара тоже нельзя сбрасывать со счетов. Прокурору же, чтобы разобраться и дать ответ, потребуется время.
– Для скорой помощи, пожарной машины и другого спецтранспорта, а также милиции запоров не существует. В случае отказа их пропустить предусмотрены наказания вплоть до уголовной ответственности. Что касается проезда личного транспорта к домовладению, то и здесь – ваша правда. Я уже сказал, что можно взломать преграду самостоятельно или в присутствии милиции – не имеет значения. Например, в Москве многие автовладельцы «столбят» места, выбранные ими возле дома для парковки. По заявлению жильцов приезжают представители управляющих компаний с «болгарками» и столбики спиливают. На следующий день все повторяется. Но, в конечном счете, у управляющей компании шансов на победу больше.
Документик, пожалуйста!
– Но обычно дело не ограничивается обустройством дороги и установкой автоматических ворот, аппетиты растут. Кто-то из тех же дельцов, например, торгует предметами ландшафтного дизайна. Не зная, куда пристроить эти гипсовые «произведения» , он устанавливает их по обе стороны дороги – и требует: плати! Не хочешь – ворота будут на замке и для тебя и для гостей. Нельзя ли пойти на хитрость: заплатить, чтобы потом вернуть свои же деньги?
– Если сумма требуется небольшая и у вас есть возможность ее уплатить, с учетом дальнейшего разбирательства в суде, конечно сделать это можно. Надо потребовать выдачи оформленного надлежащим образом расходно-приходного ордера и заверенной копии документа, подтверждающих право собственности на дорогу. Однако и это еще не снимает вопроса, кому принадлежит земля и дорога, на каком основании, и какие ограничения-обременения указаны новому собственнику.
Но во всех случаях, чтобы решительно отстаивать свое владельческое право, следует помнить, что законодательство исходит из разумности. Поэтому вы не найдете закона, в котором было бы, например, написано, что можно взять в аренду или купить в многоэтажном доме лифтовый холл и не выпускать вас из лифта. Такая ситуация очень напоминает ту, которую мы с вами рассмотрели. Поэтому кому бы земля, на которой построена дорога, ни принадлежала, доступ к вашей собственности должен быть обеспечен, например сервитутом.