23:30:44
11 апреля 2021 г.

Если смотреть изнутри

ЖКХРеально ли в ближайшей перспективе перейти на оплату теплоресурсов по факту потребления? Об этом мы долго беседовали с сотрудником управления теплоснабжающей организации одного из подмосковных городов, работающим в этой отрасли полтора десятка лет. Разговор состоялся инкогнито – все же честь мундира, корпоративный интерес и прочее… Но нам-то важна суть.

Кому – вода, кому – убытки

Городская система теплоснабжения – довольно сложный организм. Это с десяток котельных, использующих газ для производства тепла и горячей воды. Одни – мелкие, с устаревшим оборудованием, другие – более крупные и современные, отапливающие большие современные микрорайоны. Сети, как всегда, изношены и постоянно преподносят сюрпризы в виде протечек и прорывов.

Система работает по замкнутой схеме. В Водоканале покупается вода, которая в котельных подогревается до нормативной температуры, затем поступает в сети и распределяется на обогрев и горячее водоснабжение. Циркулирует она по кругу, часть – забирает население в виде горячей воды, оставшаяся часть ресурсов, сделав круг по батареям, по трубам опять возвращается в котельную. Там происходит подпитка сети – добавляется ровно столько, сколько жители потратили на помывку посуды и себя любимых.

Вот тут и первая проблема учета. Теплоснабжающая организация может с точностью до литра определить количество горячей воды, потраченной населением, подсчитав, сколько расходует на подпитку. Однако, как ни крути, жители не укладываются в нормативные 135 литров в месяц на человека – по факту выходит литров 180. Перерасход ложится ей на убытки, ведь с жителей она соберет деньги строго по нормативу.

Причин этого перерасхода масса. Это естественные потери, протечки в сетях или подвалах домов, неисправная сантехника в квартирах и… множество незарегистрированных потребителей. Общедомовый счетчик горячей воды в этой ситуации более выгоден тепловикам. Часть перерасхода перекочует с их плеч на конкретный дом, и его собственникам придется либо переплачивать, либо своими силами разбираться с «лишними» жителями.

О ловле градусов

Перейдем к теплу. При проектировании жилых домов закладывается нормативная зимняя температура, на которую рассчитывается система теплоснабжения дома. В нашем регионе это – 28 градусов. С годами дом изнашивается, «сифонят» окна, наружные стены пропускают тепло, прибавьте к этому открытые чердаки, подъезды и окна на лестницах. Такой дом по-любому будет съедать куда больше тепла, чем новый. Нормативы потребления «градусов» как для старых, так и для новых домов одинаковы, и жители в них платят тоже одинаково. А будь в доме теплосчетчик, обитатели хрущевок вылетели бы в трубу из-за переплат.

И в этом случае общедомовый теплосчетчик больше выгоден тепловикам. Они вынуждены подавать в такие дома больше тепла, обеспечивая в квартирах нормативную температуру. Это их прямые убытки, которые при нынешней системе оплаты никак не компенсируются жителями.

Теперь о проблеме перетопов. Это когда за окном теплынь, а батареи жарят, люди открывают форточки, окна, выпуская драгоценный ресурс на улицу. Существует норматив «Строительная климатология», в нем есть таблицы, где указана средняя температура для каждого региона в период отопительного сезона. Для московского региона она составляет минус 3,1 градуса.

Взята она не с потолка, разработчики анализируют погодные данные за последние 50 лет, выводят средний показатель, на него и обязаны ориентироваться тепловики. Однако зимы в последнее время теплые, среднегодовая температура в Москве в последние 20 лет выросла с плюс 5 до плюс 7. И действующий норматив далек от реальности.

Итак, задача каждой котельной ловить градусы за окном и регулировать работу котлов так, чтобы при любой температуре в дома поступало тепло с нормативными 55 градусами. И тут многое зависит от начальника котельной и оборудования. Мы не говорим сейчас о Москве. Но теплоснабжающей организации подмосковного города не по силам приобрести в каждую котельную специальную регулирующую аппаратуру стоимостью в треть миллиона для ловли тех самых градусов, к тому же она быстро выходит из строя.

Значит, надеяться можно только на ловкость рук и профессионализм персонала. А персонал бывает разный. Кого-то заставляют заниматься регулировкой вручную. А, к примеру, начальник одной котельной не заморачивается расчетами. В холод запускает все четыре котла, чуть потеплеет, на глазок отключает один-другой. Но даже при плюсовой температуре он не может отключить все котлы, хоть один да должен работать – ведь в отопительный сезон тепло обязано подаваться в дома. Вот и изнывают жители от жары.

Моя твоя не понимай

Теперь перейдем к теме глобальной – возможен ли перерасчет за «теплую зиму», о котором сейчас модно говорить. Что сие означает? Все просто: чем теплее за окном, тем меньше тепла нужно для поддержания в квартирах нормативной температуры, тем меньше затрат на его производство (того же газа, электроэнергии). При этом население при любой температуре и при любых затратах поставщика платит одинаково – по тарифам. Где же справедливость?! Полученная тепловиками экономия поддается учету, взяли бы да и объявили населению: граждане, мы за счет теплой зимы сэкономили на газе и электричестве столько-то миллионов. А так как вы существенно переплатили, мы вам эти деньги обязаны вернуть.

Но увы… Наш собеседник уверил: ни одна теплоснабжающая организация на такое не пойдет. И дело не в жадности. Ей не на что будет трубы латать, оборудование менять, зарплату платить. Это понятно. Но разве потребитель, плательщик не заслуживает честного к себе отношения? Просто людям надо в этом случае сказать по-другому: да, мы вам должны. Но если вернем, то нам не на что будет дыры латать. И кроме как у вас, денег нам взять неоткуда! В ваших интересах позволить нам направить эти средства на инвестиции. На них мы поменяем столько-то километров труб, отремонтируем столько-то котельных. Более того, по результатам года отчитаемся перед вами, горожанами, в СМИ за каждую потраченную вашу копейку. И наши понятливые граждане, скорее всего, с этим бы согласились.

И это, пожалуй, самая больная тема: взаимоотношения поставщика-монополиста и потребителя. Нас поставщики в упор не видят, и мы их за это не жалуем. И никаких подвижек с их стороны в нашу сторону пока не видно…

В этой ситуации общедомовый счетчик – единственный способ для того, чтобы сделать оплату за тепло более-менее справедливой. С той лишь оговоркой, что пострадать от приборов учета рискуют жители старых домов.

Здоровый скепсис профессионала

Однако к теплосчетчикам мой собеседник относится скептически. Что делают коммерсанты: жалко платить деньги по тарифу, устанавливают на предприятии счетчик, вводят его в эксплуатацию, а он начинает показывать огромный расход. Платить придется больше. Коммерсант, недолго думая, вызывает специалистов: ану-ка, Вань, подкрути-ка там что-нибудь. И счетчик начинает врать. Коммерсант рад, тепловики в убытке. Таких случаев много.

Не факт, что счетчик будет абсолютно точен и в домах. К тому же его установка и дальнейшее обслуживание ляжет на плечи жителей.

Кстати, плоды изобретательности столичных Кулибиных в отношении квартирных водосчетчиков порой поражают. От стояка прокладывают трубы в обход счетчиков, делают отвод от полотенцесушителя, используют «капельный метод обмана», когда включают кран чуть-чуть, так, чтобы счетчик «не увидел», и за ночь набирают неучтенную ванну воды. Да и просто лукавят граждане, сообщая в ГУ ИС заниженные данные – поди поймай!

– Ох, не ворошили бы вы эту тему, – сказал в конце разговора мой собеседник. В советские времена тепло стоило копейки, и об этом вообще никто не задумывался. Сейчас коммунальные услуги бьют по карману, и все пытаются что-то считать. А людям-то главное, чтобы в квартирах батареи грели…

Лилия Позднякова

Похожие записи
Квартирное облако
Аналитика Аренда Градплан Дачная жизнь Дети Домашняя экономика Доступное жильё Доходные дома Загородная недвижимость Зарубежная недвижимость Интервью Исторические заметки Конфликты Купля-продажа Махинации Метры в сети Мой двор Молодая семья Моссоцгарантия Налоги Наследство Новости округов Новостройки Обустройство Одно окно Оплата Оценка Паспортизация Переселение Подмосковье Приватизация Прогнозы Реконструкция Рента Риелторы Сад Строительство Субсидии Транспорт Управление Цены Экология Электроэнергия Юмор Юрконсультация