Если смотреть изнутри
Реально ли в ближайшей перспективе перейти на оплату теплоресурсов по факту потребления? Об этом мы долго беседовали с сотрудником управления теплоснабжающей организации одного из подмосковных городов, работающим в этой отрасли полтора десятка лет. Разговор состоялся инкогнито – все же честь мундира, корпоративный интерес и прочее… Но нам-то важна суть.
Кому – вода, кому – убытки
Городская система теплоснабжения – довольно сложный организм. Это с десяток котельных, использующих газ для производства тепла и горячей воды. Одни – мелкие, с устаревшим оборудованием, другие – более крупные и современные, отапливающие большие современные микрорайоны. Сети, как всегда, изношены и постоянно преподносят сюрпризы в виде протечек и прорывов.
Система работает по замкнутой схеме. В Водоканале покупается вода, которая в котельных подогревается до нормативной температуры, затем поступает в сети и распределяется на обогрев и горячее водоснабжение. Циркулирует она по кругу, часть – забирает население в виде горячей воды, оставшаяся часть ресурсов, сделав круг по батареям, по трубам опять возвращается в котельную. Там происходит подпитка сети – добавляется ровно столько, сколько жители потратили на помывку посуды и себя любимых.
Вот тут и первая проблема учета. Теплоснабжающая организация может с точностью до литра определить количество горячей воды, потраченной населением, подсчитав, сколько расходует на подпитку. Однако, как ни крути, жители не укладываются в нормативные 135 литров в месяц на человека – по факту выходит литров 180. Перерасход ложится ей на убытки, ведь с жителей она соберет деньги строго по нормативу.
Причин этого перерасхода масса. Это естественные потери, протечки в сетях или подвалах домов, неисправная сантехника в квартирах и… множество незарегистрированных потребителей. Общедомовый счетчик горячей воды в этой ситуации более выгоден тепловикам. Часть перерасхода перекочует с их плеч на конкретный дом, и его собственникам придется либо переплачивать, либо своими силами разбираться с «лишними» жителями.
О ловле градусов
Перейдем к теплу. При проектировании жилых домов закладывается нормативная зимняя температура, на которую рассчитывается система теплоснабжения дома. В нашем регионе это – 28 градусов. С годами дом изнашивается, «сифонят» окна, наружные стены пропускают тепло, прибавьте к этому открытые чердаки, подъезды и окна на лестницах. Такой дом по-любому будет съедать куда больше тепла, чем новый. Нормативы потребления «градусов» как для старых, так и для новых домов одинаковы, и жители в них платят тоже одинаково. А будь в доме теплосчетчик, обитатели хрущевок вылетели бы в трубу из-за переплат.
И в этом случае общедомовый теплосчетчик больше выгоден тепловикам. Они вынуждены подавать в такие дома больше тепла, обеспечивая в квартирах нормативную температуру. Это их прямые убытки, которые при нынешней системе оплаты никак не компенсируются жителями.
Теперь о проблеме перетопов. Это когда за окном теплынь, а батареи жарят, люди открывают форточки, окна, выпуская драгоценный ресурс на улицу. Существует норматив «Строительная климатология», в нем есть таблицы, где указана средняя температура для каждого региона в период отопительного сезона. Для московского региона она составляет минус 3,1 градуса.
Взята она не с потолка, разработчики анализируют погодные данные за последние 50 лет, выводят средний показатель, на него и обязаны ориентироваться тепловики. Однако зимы в последнее время теплые, среднегодовая температура в Москве в последние 20 лет выросла с плюс 5 до плюс 7. И действующий норматив далек от реальности.
Итак, задача каждой котельной ловить градусы за окном и регулировать работу котлов так, чтобы при любой температуре в дома поступало тепло с нормативными 55 градусами. И тут многое зависит от начальника котельной и оборудования. Мы не говорим сейчас о Москве. Но теплоснабжающей организации подмосковного города не по силам приобрести в каждую котельную специальную регулирующую аппаратуру стоимостью в треть миллиона для ловли тех самых градусов, к тому же она быстро выходит из строя.
Значит, надеяться можно только на ловкость рук и профессионализм персонала. А персонал бывает разный. Кого-то заставляют заниматься регулировкой вручную. А, к примеру, начальник одной котельной не заморачивается расчетами. В холод запускает все четыре котла, чуть потеплеет, на глазок отключает один-другой. Но даже при плюсовой температуре он не может отключить все котлы, хоть один да должен работать – ведь в отопительный сезон тепло обязано подаваться в дома. Вот и изнывают жители от жары.
Моя твоя не понимай
Теперь перейдем к теме глобальной – возможен ли перерасчет за «теплую зиму», о котором сейчас модно говорить. Что сие означает? Все просто: чем теплее за окном, тем меньше тепла нужно для поддержания в квартирах нормативной температуры, тем меньше затрат на его производство (того же газа, электроэнергии). При этом население при любой температуре и при любых затратах поставщика платит одинаково – по тарифам. Где же справедливость?! Полученная тепловиками экономия поддается учету, взяли бы да и объявили населению: граждане, мы за счет теплой зимы сэкономили на газе и электричестве столько-то миллионов. А так как вы существенно переплатили, мы вам эти деньги обязаны вернуть.
Но увы… Наш собеседник уверил: ни одна теплоснабжающая организация на такое не пойдет. И дело не в жадности. Ей не на что будет трубы латать, оборудование менять, зарплату платить. Это понятно. Но разве потребитель, плательщик не заслуживает честного к себе отношения? Просто людям надо в этом случае сказать по-другому: да, мы вам должны. Но если вернем, то нам не на что будет дыры латать. И кроме как у вас, денег нам взять неоткуда! В ваших интересах позволить нам направить эти средства на инвестиции. На них мы поменяем столько-то километров труб, отремонтируем столько-то котельных. Более того, по результатам года отчитаемся перед вами, горожанами, в СМИ за каждую потраченную вашу копейку. И наши понятливые граждане, скорее всего, с этим бы согласились.
И это, пожалуй, самая больная тема: взаимоотношения поставщика-монополиста и потребителя. Нас поставщики в упор не видят, и мы их за это не жалуем. И никаких подвижек с их стороны в нашу сторону пока не видно…
В этой ситуации общедомовый счетчик – единственный способ для того, чтобы сделать оплату за тепло более-менее справедливой. С той лишь оговоркой, что пострадать от приборов учета рискуют жители старых домов.
Здоровый скепсис профессионала
Однако к теплосчетчикам мой собеседник относится скептически. Что делают коммерсанты: жалко платить деньги по тарифу, устанавливают на предприятии счетчик, вводят его в эксплуатацию, а он начинает показывать огромный расход. Платить придется больше. Коммерсант, недолго думая, вызывает специалистов: ану-ка, Вань, подкрути-ка там что-нибудь. И счетчик начинает врать. Коммерсант рад, тепловики в убытке. Таких случаев много.
Не факт, что счетчик будет абсолютно точен и в домах. К тому же его установка и дальнейшее обслуживание ляжет на плечи жителей.
Кстати, плоды изобретательности столичных Кулибиных в отношении квартирных водосчетчиков порой поражают. От стояка прокладывают трубы в обход счетчиков, делают отвод от полотенцесушителя, используют «капельный метод обмана», когда включают кран чуть-чуть, так, чтобы счетчик «не увидел», и за ночь набирают неучтенную ванну воды. Да и просто лукавят граждане, сообщая в ГУ ИС заниженные данные – поди поймай!
– Ох, не ворошили бы вы эту тему, – сказал в конце разговора мой собеседник. В советские времена тепло стоило копейки, и об этом вообще никто не задумывался. Сейчас коммунальные услуги бьют по карману, и все пытаются что-то считать. А людям-то главное, чтобы в квартирах батареи грели…